Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Крещения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 21:53 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Крещения

Автор: Екатерина Шеко

В праздник Богоявления (Крещения Господня) хочется сказать несколько слов об иконографии этого события, отделить необходимые элементы от возможных и от излишних (для практического применения, разумеется). Конечно, все уже написано и рассмотрено неоднократно и богословами, и искусствоведами. Но для практиков, мне кажется, все еще не окончательно убедительно.

Одну из древнейших хорошо сохранившихся композиций мы можем увидеть в куполе арианского баптистерия Равенны конца V в.

Итак, мы видим три фигуры: в центре - Христос (обычно все отмечают отсутствие на этом изображении бороды как несоответствие Его возрасту), справа от Христа - равновеликий по размеру Иоанн Креститель, а слева - тоже равновеликий - Иордан (символическое изображение этой реки), изображенный как старец с белой бородой (естественна простейшая ассоциация с Богом-Отцом). Эту деталь в катехизических текстах по иконографии Крещения обычно опускают (впрочем, надо учесть, что этот баптистерий - арианский, что с них требовать-то?)

Христос погружен в воду почти по пояс, фигура обнажена. Иоанн Предтеча возлагает руку на голову Христа (не поливает водой). Вверху - Голубь, несколько своеобразный.

Другая композиция из Равенны в куполе баптистерия православных (несколько более ранняя - середины V в.) сохранилась в переложенном, неоднократно реставрированном виде (хорошо виден более светлый кусок в центре мозаики, включающий головы Предтечи и Христа).


Здесь рисунок голов, нимбы и особенно характер изображения волос и бород выдает их позднее происхождение. Металлическая тарелочка в руке Предтечи также соответствует гораздо более поздней традиции обливания водой. Но в целом сохранился первоначальный замысел композиции: в центре - крещаемый Спаситель, слева - Иоанн Предтеча, а справа от Христа, в воде - Иордан (несколько меньшего размера).

Следующее по времени (из имеющихся у меня под рукой) - изображение из Менология Василия II, 980-х гг. Здесь уже более пространное повествование: появились два Ангела на правом берегу реки, за Предтечей - апостолы Петр и Андрей, бывшие учениками Иоанна (Ин 1, 35-40); вверху - сегмент небесной сферы с десницей, означающей "глас Божий", и маленький Голубь. Фигура Христа по плечи погружена в воду, Иоанн возлагает руку на Его голову. Справа и слева - две "горки".

Следующие три мозаики относятся к XI в.

Первая - из кафоликона Осоис Лукас, самая лаконичная по количеству фигур: два Ангела слева, сегмент с десницей и Голубь, в воде - маленький Иордан; фигура Христа погружена по плечи.

Вторая - из кафоликона монастыря Неа Мони на о. Хиос. Здесь более развернутое повествование: кроме двух Ангелов и двух апостолов появляются трое крещаемых. Небольшая фигурка с кувшином в воде - Иордан. Правая рука Предтечи возложена на голову Спасителя, а левая поднята в молении.

Третья мозаика - из храма монастыря Дафни - со значительными утратами краев композиции, видимо, аналогична предыдущей по содержанию. Здесь тоже присутствуют два Ангела и два апостола. Обнаженная фигура Христа погружена в воду почти по плечи.

Следующая по времени (1191 г.) - фреска храма св. Георгия в Курбиново - также лаконична: два Ангела справа, маленькая фигурка Иордана в воде; Предтеча возложил руку на голову Христа, по самую шею погруженного в воду.

Это был, как вы понимаете, "комниновский маньеризм", а теперь можно перейти к палеологовской классике - XIV в. Фреска из храма св. Георгия в Старо-Нагорично: обратите внимание на фигурку Иордана - за головой две... штучки(?), как в арианском баптистерии.

Синайская икона XIII в. - пример самой краткой редакции (фигурки Иордана нет - это "мастерские крестоносцев").

Икона начала XIV в. - палеологовская классика (Охридский музей): есть и Иордан, и море (убежало под берег).

А дальше - несколько наиболее ярких примеров западной живописи на тему Крещения Господня. Начнем с Джотто (здесь композиция еще вполне традиционна, если не считать полуфигуру в сегменте и отсутствие фигурки Иордана).

Далее - известный шедевр мастерской Вероккио 1470-х гг. в соавторстве с Леонардо (здесь уже Предтеча изображен обливающим Христа, стоящего в воде по щиколотку, из мисочки, а не возлагающим руку на главу)

Далее - Джованни Беллини, 1500 г. (алтарь св. Иоанна, Виченца). Здесь уже полная программа католической иконографии (Иордан окончательно "обратился вспять" - Христос стоит на сухой земле).

Впоследствии аналогичная композиция с разными вариациями использовалась и русскими иконописцами в XVII-XIX вв.

Во многих примерах для кого-то могут найтись своего рода "камни преткновения": одного смущает фантастическая персонификация реки, другого намного больше напрягает натурализм поливания водой из мисочки...

Это был лишь обзор состояния вопроса принятого изображения одного из важнейших моментов Евангельской истории (Крещения Господня, Богоявления). Что хорошо, а что плохо - думайте сами, решайте сами.

Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко

Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com

Беседа с клириком Скорбященского храма г. Клина протоиереем Алексием ТюковымПраздник света
Автор: Ирина Филиппова
На вопросы о празднике Крещения Господня (Богоявления) отвечает клирик Скорбященского храма г. Клина протоиерей Алексий Тюков.



Историческое развитие формы Таинства КрещенияИсторическое развитие формы Таинства Крещения
Автор: Диакон Иоанн Иванов
Острым вопросом во всех христианских Церквях и в разные временные периоды оставался вопрос относительно Крещения младенцев. С одной стороны, ко Крещению должен приступать только тот, кто понимает смысл и значение прихода в Церковь. Из этого следует дилемма: младенцы и дети должны быть принимаемы только по достижении ими зрелости или они могут быть крещены по желанию их родителей?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (18.01.2014) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 3070
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика