Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Предтечи Господня Иоанна
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.11.2017, 03:59 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Предтечи Господня Иоанна

Автор: епископ Балашихинский Николай

Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей

В иконостасе одного из древнейших храмов Подмосковья – Зачатия Иоанна Предтечи села Городище (ныне в черте города Коломны) с давних времен находилась чтимая икона Иоанна Предтечи. Время ее создания – «золотой век» древнерусского искусства, конец XIV – начало XV вв.

Считается, что ее написал Дионисий или кто-то из его ближайшего окружения. В 1930-е гг. храм был закрыт, и с 1935 г. икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Средник иконы – древнейший из известных на Руси образ данного иконографического типа. Икона была храмовой, находилась в иконостасе, и в результате его поновления после одной из реконструкций церковного здания была в XVIII в. дополнена житийными клеймами, которые, очевидно, повторяли сюжеты древних, не дошедших до нашего времени, клейм. Сюжеты житийных клейм следующие:

1. Явление ангела священнику Захарии по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1:11).

2. Рождество Иоанна Предтечи: Елисавете настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею (Лк. 1:57–58).

3. Выбор имени новорожденному: Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились (Лк. 1:63).

4. Елисавета спасается с младенцем Иоанном в пещере.

5. Убиение Захарии между жертвенником и храмом (Лк. 11:51).

6. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню.

7. Моление Иоанна в пустыне.

8. Ангел ведет Иоанна Предтечу к Иордану.

9. Крещение Иисуса Христа.

10. Иоанн крестит народ в Иордане.

11. Иоанн обличает царя Ирода за нечестие.

12. Иоанн Предтеча заточен Иродом в темницу.

13. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

14. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду: послав оруженосца, царь повелел принести голову его; он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей (Мк. 6:27–28).

15. Погребение Иоанна Предтечи: Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6:29).

16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. Конец XVII в. Ярославский художественный музей

На среднике иконы Иоанн Предтеча изображен в полный рост; правая рука его поднята вверх, а в опущенной вниз левой он держит развернутый свиток с надписью: Покайтеся: приближебося Царство Небесное…Уже бо секира при корени древа… (Мф. 3:2, 10; . Лк. 3:9).

Иоанн Предтеча в житии. XVI в. Ярославский художественный музей

За спиной Предтечи изображены два синеватых крыла. Первое из известных византийском искусстве изображений Предтечи в образе Ангела – фреска конца XIII в. церкви преподобного Ахиллия Лариссийского в Арилье (Сербия). Основанием для этого послужило пророчество Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1) – на это пророчество ссылается Спаситель в беседе с народом о Иоанне Крестителе (Мф. 11:7–11).

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии. XVIII в. Государственный музей истории религии. СПб.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Средник – конец XIV в. (Дионисий); поля – XVIII в. ГТГ

На Руси образ Иоанна Предтечи – Ангела пустыни получил распространение в XVI–XVII вв., причем известно несколько изводов этого иконографического типа.

К середине XVI в. относится широкое распространение изображений Иоанна Предтечи, держащего в руке блюдо с усекновенной главой. Это связано с особым почитанием Предтечи царем Иваном IV: родившийся за три дня до праздника Усекновения царь при крещении был назван в его честь и впоследствии питал любовь именно к этому празднику. В 60–70-е гг. XVI в. Иван Грозный сделал ряд вкладов в крупные храмы и монастыри – это были иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни.

Икона 1560-х гг. из Троицкого собора Стефано-Махрищского монастыря находится в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Иоанн Предтеча в образе Ангела пустыни правой рукой благословляет именословным благословением, а в левой держит широкий сосуд, напоминающий дискос – в нем лежит усекновенная глава. Той же левой рукой Предтеча держит и свиток (он свисает из-за сосуда) с надписью: «Славите… и свидетельствовах о Нем, яко се есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира… Покайтеся, приближибо ся Царство Небесное… Уже бо секира лежит при корене древа… Всяко убо древо посекается» (см.: Ин. 1:29; Мф. 3:2, 10). Икона написана в мастерской Московского Кремля.

К этому же иконографическому изводу относятся и две иконы XVI в. из Ярославского художественного музея. Отличие их от иконы из Стефано-Махрищской обители состоит в том, что отсутствует лежащая при корене древа секира. Менее торжественно выглядит и сосуд с усекновенной главой: это блюдо, причем в некоторых случаях его практически не видно.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. Середина XVI в. ГТГ

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. XVI в. ЦМиАР

Надо отметить, что и во времена правления Ивана Грозного писались иконы Ангела пустыни без усекновенной главы, но чаще они встречаются в провинции. Такова, например, икона Иоанна Предтечи второй половины XVI в. с житием в четырнадцати клеймах (Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Надпись на свитке: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира…Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною…» (Ин. 1: 29–30).

Иоанн Предтеча с житием в четырнадцати клеймах.
Вторая половина XVI в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей

Появление еще одного извода «Ангела пустыни» относится ко второй половине XVI в.: Предтеча здесь держит уже не блюдо с усекновенной главой, а сосуд с евхаристическим Агнцем – Богомладенцем Христом.

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Вторая половина XVII в. Пермская ГКГ

Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Спасителе: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29) осмыслено здесь в плане Евхаристии. Предтеча держит в чаше Того, Кто приходит заклатися и датися в снедь верным (см. Литургию Великой Субботы).

Особенно ярко выражена литургическая тема в иконе «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни в житии» конца XVII в. из Ярославского художественного музея. Иоанн держит золотой дискос с Агнцем – Предвечным Младенцем. В верхней части иконы, превыше небес, на престоле, который поддерживают шестокрылатые среафимы, в окружении прочих Небесных сил бесплотных восседает Спаситель. Его взор направлен на Предтечу, а правая рука сложена в именословном благословении. Икона изобилует житийными сюжетами; в эпизоде с явлением ангела священнику Захарии присутствует интересная деталь: на престоле стоит чаша, повторяющая формы той, которую держит Предтеча.

Стилистически близка к ярославской и икона из Пермской картинной галереи, но житийных сцен здесь гораздо меньше, да и по колориту она скромнее.

Еще одна замечательная икона Ангела пустыни написана известным иконописцем строгановской школы Прокопием Чириным. В отличие от предыдущих, она подчеркнуто аскетична, здесь совсем нет житийных сцен. Надпись на свитке Предтечи – из Евангелия от Иоанна: я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:34).

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. 1667 г. ГИМ

К святому Иоанну Предтече в наши время обращаются за молитвенной помощью в стяжании трезвенного образа жизни; день Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечается и как праздник трезвости народной.

Из множества икон, изображающих Крестителя Господня, как нам представляется, именно иконы Иоанна Предтечи – Ангела пустыни «евхаристического извода» (с Агнцем – Богомладенцем Христом) наиболее точно показывают, на чем должно быть сосредоточено молитвенное усердие страждущих от недуга винопития. Это не только молитва Крестителю Господню Иоанну, но и непременное участие в Таинствах Церкви – прежде всего, Покаянии и Святом Причащении.

Источник: mepar.ru


Из истории иконографии Святой Троицы
Автор: Епископ Балашихинский Николай
К тому времени, когда писал свою Троицу преподобный Андрей, история иконографии Святой Троицы насчитывала несколько столетий. В нашей краткой заметке сделана попытка обозначить некоторые вехи развития иконографии Святой Троицы Ветхозаветной, как именуется в литературе творение преподобного Андрея

 


 

Икона Божией Матери Курская-Коренная. Из истории иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
Одной из древнейших сохранившихся икон этого типа является византийский образ VI в. Богоматери Никопеи, находившийся в числе других почитаемых святынь во Влахернском храме Константинополя. На этой иконе Богоматерь держит изображение Христа перед грудью на круглом щите.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (21.01.2017) | Автор: епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 571
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика