Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография пророческого служения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 23.04.2024, 17:08 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография пророческого служения

Автор: Епископ Балашихинский Николай

Ко спасению относились изыскания и исследования пророков,
которые предсказывали о назначенной вам благодати
.
(1 Пет. 1:10)

Начиная разговор о пророческом служении - а оно буквально пронизывает весь Ветхий Завет, то есть всю историю рода человеческого от момента творения до явления в мир Единородного Сына Божия, - следует сразу сказать, что при всем многообразии этого служения, при всем многообразии истин, открытых через них Богом, все пророки возвещали об одном - о спасении. Апостол Петр говорит об этом так: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1:10-12). Это общее для них свойство нашло отражение и в иконографии, которая представлена большим и разнообразным количеством памятников, древнейшие из которых относятся к VI в. (мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне). Церковное почитание их началось еще раньше, уже в эпоху равноапостольных Константина и Елены, когда в Константинополь были перенесены мощи некоторых пророков. Но формирование иконографии относится к периоду более позднему - к XI-XII вв.

К этому времени относятся все знаменитые памятники, в которых можно найти изображение пророков, говоривших в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3) - мозаики и фрески Осиос Лукас в Фокиде (1030-1040 гг.), Софийского собора в Киеве (того же времени); мозаики монастыря Неа Мони на о. Хиос и церкви Успения Богородицы в Нике (середина XI в.), каппадокийские мозаики храмов Эльмали Килисе и Каранлик Килисе в Гереме, мозаики собора монастыря Дафни в окрестностях Афин, росписи монастыря Велюса в Македонии (конец XI в.), мозаики собора Сан Марко в Венеции (начало XII в.), мозаики собора в Монреале (Сицилия, XII в.) и другие.

Толкования на книги пророков принадлежат преподобному Ефрему Сирину, святителю Кириллу Александрийскому, блажному Феодориту Киррскому; памятники гимнографии - святителю Герману Константинопольскому, преподобным Иоанну Дамаскину и Феофану Исповеднику.

Первое упоминание пророческого служения в Священном Писании касается Авраама - Господь во сне говорит о нем Авимелеху, царю Герарскому: он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (Быт. 20:7).

Но православная традиция начинает счет пророков с Боговидца Моисея - он больше, чем пророк: Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7:1); И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Втор. 34:10-12).

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: "Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху - ефод, т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями". Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью: "Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския" (Исх. 3:11). Иногда приводится другой текст: "Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его" (Исх. 15:1). Существует традиция изображать пророка еще достаточно молодым ("средовеком"): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений - об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: "нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь". Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины - горевшего, но не сгоравшего куста, "предузнал тайну" будущего материнства и девства Божией Матери (Исх. 3:2).

Свт. Андрей Критский в указанном выше творении приводит перечень ветхозаветных прообразов Божией Матери: "Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее - Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей…"

Одно из ранних пророчеств о Рождестве Христовом принадлежит пророку Валааму (книга Чисел), но более и яснее всего тема эта раскрыта Исаией, которого даже называют ветхозаветным Евангелистом. Именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14).

Далее (Ис. 8) в своих пророчествах Исаия подробно говорит о чудесном Младенце, который родится от Девы: Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог… Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Великими принято именовать пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Кроме них Ветхий Завет содержит еще 12 книг малых пророков - так они называются потому, что их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Так, пророк Михей записал известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Мих. 5:2).

С появлением и развитием высокого иконостаса, примерно с XV в., в его состав вошел т.н. пророческий ряд. Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. - образ Богоматери "Знамение". До XVI в. пророков изображали поясными, позднее - в полный рост. Богоматерь писали сидящей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Конечно, появление в иконостасе целого чина пророков (равно как и упоминание чина пророческого в 8-м члене Символа веры, установленное отцами II Вселенского Собора) - несомненное свидетельство того, что Церковь видела в пророческом служении не только историческое явление, но и непреложный компонент спасения человека в Церкви. Исторически понятие пророческого служения претерпевало изменения, но важность этого призвания не вызывала сомнений.

Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется Жезлом от корня Иессеева. Вот как описывает его иконописный подлинник: "типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда - хитон и мантия, на голове венец; подписано: "профит Давид". Надписи на свитке: "Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего" (Пс. 44:11) - паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: "Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу" (Пс. 8:3 - Сан Марко, Венеция, XII в.); "Воцарися Бог над языки" (Пс. 46:9 - монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); "Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли" (Пс. 73:12 - там же); "Снидет яко дождь на руно" (Пс. 71:6 - Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); "Господь с небесе на землю призре" (Пс. 101:20 - монастырь Дафни, около 1100 г.). Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: "Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками" или "Предзрех Господа предо мною", или "Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…"

Давид - второй царь израильский, создатель могущественного государства, жил в конце XI - начале X вв. до Р. Х. История Давида изложена в 1 и 2 книгах Царств. Давиду Священное Предание усвояет авторство Псалтири; он поставил Скинию на горе Сион в Иерусалиме и перенес туда Ковчег Завета (2 Цар. 6:1-17). В сознании последующих поколений еврейского народа с его личностью и потомством связывались эсхатологические представления о идеальном царстве "будущего века" и о помазаннике Божием из рода Давидова - Мессии, который спасет народ избранный и воссядет на престоле этого царства. Максимально полное раскрытие и развитие эти представления получили в пророчествах Исаии. Христианские авторы, начиная с евангелистов, прямо связывают образ царя Давида с Христом. В Евангелии от Матфея представлено родословие Христа по Иосифу, обручнику Девы Марии, восходящее к отцу Давида Иессею, - "древо Иессеево" (Мф. 1:1-17). К Давиду восходит и родство Самой Марии, о чем сообщает апокрифическое Протоевангелие Иакова (глава 10). Христос именуется сыном Давидовым (Мф. 1:1). К сонму пророков Давид причисляется как личность, прообразующая Христа, и как автор Псалтири.

Как мудрец и пророк, Давид появляется в ранних иллюстрированных рукописях Псалтири, где его изображали между аллегорическими фигурами Премудрости и Пророчества; такова, например, миниатюра из Псалтири Х в. из Национальной библиотеки в Париже. Надписание "пророк" сопровождает многие изображения царя Давида в миниатюрах иллюстрированных псалтирей IX в. В книжной миниатюре существуют два основных типа иконографии Давида: юноши-пастуха с музыкальным инструментом или пращой, и другой - царя и псалмопевца, средовека или старца; атрибутами являются либо музыкальный инструмент - псалтирь, либо пророческий свиток. Изображение Давида-царя, увенчанного короной, в составе пророческого чина появляется не позднее VI в. Погрудное изображение царя Давида, занимающее центральное положение в группе пророков, можно видеть в мозаике апсиды базилики святой Екатерины на Синае 551/552 г. Оно расположено в центре пояса медальонов, непосредственно над фигурой Иисуса Христа в сюжете Преображения. Такое расположение фигуры Давида указывает на его выдающееся значение, здесь он является своего рода замковым камнем, связующим всех пророков, и великих и малых, в единый лик или чин.

В послеиконоборческий период фигура Давида в царском облачении с развернутым свитком в руках регулярно включается в число изображений пророков, занимающих верхние зоны росписей храмов. Таковы фрески каппадокийских храмов Каранлик Килисе и Эльмали Килисе в Гереме XI в., мозаики Дафни, около 1100 г.

В пророческом чине также изображают пророка Соломона - обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества: "Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)" (Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Ее Успения, а также на Воскрешение Лазаря. Иной текст находим в мозаике Дафни: "Господи Боже Израилев, несть якоже Ты Бог на небеси горе и на земли низу" (3 Цар. 8:23). В памятниках XI-XII вв. встречаются цитаты и из других источников: "Сыне, храни законы отца твоего" (Притч. 6:20 - Чефалу, Сицилия, XII в.); "Сын премудрый веселит отца" (Притч. 10:1); "Отрока Господня себе именует" (Прем. 2:13 - Монреале, Сицилия). Сын Давидов и строитель храма, с которым христианская мысль ассоциировала образ земной Церкви, созданной Христом - Премудростью Божией. Соломон предстает как прообраз Христа.

Как изображали четырех великих пророков?

Пророк Исаия, по иконописному подлиннику, "типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его - одно волосяное вретище (т. е. как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил", еже есть сказаемо "с нами Бог" (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка - паремия на Рождество Христово. Аналогичный текст на свитке Исаии в росписях храмов в Гереме (Каппадокия, XI в.), мозаики Палатинской капеллы в Палермо (середина XII в.), Мартораны, Монреале (оба - середина XII в.). Иные тексты встречаются в мозаиках монастыря Дафни: "воссияет Бог в совете со славою на земли" (Ис. 4:2); в Сан Клементе (Рим, около 1128 г.): "Видех Господа седяща на престоле высоце" (Ис. 6:1); в монастыре Иоанна Златоуста на Кипре (конец XI в.): "Воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех" (Ис. 26:19); в монастыре св. Неофита на Кипре, в слое росписи конца XII в.: "Той же язвен бысть за грехи наша" (Ис. 53:5). Пророк Исаия - первый из четырех великих пророков, чьи писания оказали огромное влияние на православную богословскую мысль. Библейское предание отводит ему место в истории Иудейского царства VIII в. до Р. Х. Исаии в храме является Господь Саваоф в окружении серафимов (Ис. 6:1-7), он предсказывает рождение Сына Божьего - Эммануила от Девы (Ис. 7:14). Согласно его пророчеству, Эмманиул - Мессия, родословие которого восходит к Иессею, отцу царя Давида (Ис. 11:1), Своими страданиями искупит грехи народа избранного (Ис. 53-56), чтобы после Суда воцариться в обновленном мире. Толкования на книги Исаии писали святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский. Память Исайи в древних синаксарях отмечается 9 мая; в этот день празднование ему происходило в церкви святого Лаврентия близ Влахерн, где хранились мощи пророка. Они были перенесены в Константинополь при императрице Пульхерии между 443-457 гг., а затем был построен и особый храм в честь пророка.

Пророк Иеремия: "Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, не длинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица". Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: "Се Бог наш, и не приложится ин к Нему", по Синодальному переводу: "Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним" (Вар. 3:36), то есть "Се Бог наш, и нет Бога иного" - исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным. Память пророка совершается 1 мая. В стихирах и каноне Иеремии Богоявленному содержится немало подробных биографических сведений, ведь сам пророк больше, чем кто-либо другой из пророков-писателей, сообщил о себе, а собиратель его речений (видимо, это был пророк Варух) присоединил к ним биографические разделы. Второй из четырех великих пророков Иеремия родился в середине VII в. до Р.Х., побит камнями в 585 г. Помимо книги его пророчеств, Ветхий Завет содержит книгу Плач Иеремии. В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. Основная направленность пророчеств Иеремии и Варуха связана с обличением неправедности народа Израилева и с призывом к восстановлению его былого благочестия и святости через принесение жертвы искупления и заключения Нового Завета с Господом (Иер. 30-32). В отличие от других пророков - Исаии, Иезекииля, Малахии, - Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица.

Пророка Иезекииля изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток: "Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти" (Иез. 44:2). Текст свитка - паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими. Аналогичный текст на свитке Иезекииля находим в мозаике собора Сан Марко (около 1230 г.). Из других текстов назовем: "И постави мя Господь среде поля; се же бяше полно костей человеческих" (Иез. 37:1) в росписи Токали Килисе в Гереме (Каппадокия, Х в.); "Сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших" (Иез. 37:12) в росписи монастыря Коутсовендис на Кипре (конец XI в.). Встречаются также тексты пророчеств, заимствованных из книг Исаии и Варуха: "Видех Господа седяща на престоле высоце" (Ис. 6:1) - мозаики Монреале, Сицилия (после 1183 г.); "Сей Бог наш, не вменится ин к Нему" (Вар. 3:36) - мозаики Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1140-е гг.).

Пророк Даниил на иконах всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка - это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами - знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой. Штаны, высокие сапоги. Надпись: "Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ" (Дан. 7:9). Другой текст: "Се, аки подобие Сына Человеча прикоснуся устнам моим" (Дан. 10:16). Имя Даниил означает "Судья Божий", "открывающий волю Божию". В книге пророка Даниила он именуется Валтасар (Дан. 1:1-4).

Изображения малых пророков известны и по миниатюрам рукописей, и по храмовому убранству.

Пророка Аввакума изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью: "Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля" (Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона. Аналогичный текст на свитке пророка имеется в мозаике собора Сан Марко в Венеции (XII в.) В мозаике Дафни (около 1100 г.), и Монреале в Сицилии (после 1183 г.) на свитке пророка Аввакума приведен текст предыдущего стиха: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Авв. 3:1). А в Эльмали Килисе в Гереме (Каппадокия XI в.) - текст из книги пророка Иеремии: "Еда Бог близ сущий Аз есмь, рече Господь, а не Бог издалеча" (Иер.23:23).

Седовласым старцем было принято изображать другого малого пророка - Малахию. На его свитке встречается надпись: "Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его" (Мал. 3:1-2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа. Таков текст на мозаике собора Сан Марко (Венеция, XII в.), а также в мозаиках Дафни (около 1100 г.), в росписи Кранлик Килисе в Гереме (XI в.), в мозаиках Монреале (Сицилия, после 1183 г.). Малахия - последний из малых пророков в порядке расположения библейских книг.

Приведем краткие описания из иконописного подлинника других пророков, память которых совершается в преддверии Рождества Христова: "Месяца декембрия в день 1. Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов.

В день 3. Святаго пророка Софония, предвари Рождество Христово за 600 лет; подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице.

В день 9. Святыя пророчицы Анны, матери Самуила пророка; подобием аки средовека, ризы как у пророчицы, верхняя киноварь, исподняя лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В день 16. Святаго пророка Аггея, предвари Рождество Христово лет 470; подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нем и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен".

В Ярославском художественном музее имеется икона первой половины XVI в., изображающая пророков Иону и Гедеона (она входила в состав пророческого ряда).


Представляет интерес изображение Гедеона - одного из судей, управлявших после смерти пророка Моисея народом Израильским. На его свитке - текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о "Руне овчем". Надпись на свитке пророка гласит: "Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…" (Суд. 6:37).

В пророческом чине начала XVII в., находящегося в Псковском художественном музее-заповеднике, пророки представлены в рост. Захария держит обеими руками свиток с надписью: "Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток" (Зах. 9:9). Надпись на свитке Валаама: "Возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля" (Числ. 24:17).

На другой парной иконе изображены пророки Иеремия и Варух. На свитке и Иеремии надпись: "Иерусалим град святый, в нем же град Божий", а у Варуха - "Изыде жезл и осырений просия". Обе надписи в канонических текстах отсутствуют. Еще одна икона изображает пророков Софонию и Нафана. У Сафонии надпись: "Тако глаголет Господь: Радуйся, госпоже, дщи Сионова" (ср. Соф. 3:14), у Нафана: "С небесе призре Господь видети сыны человеческие" (Пс. 13:2).

Достаточно рано появляются не только изображения самих пророков, но и сюжеты с изображением пророческих видений: известна мозаика "Видение пророка Иезекииля" конца V в. в церкви преподобного Давида в Салониках.

Интерес к такого рода сюжетам проявляется в XVII в. Такова, например, икона первой трети XVIII в. "Видения пророков Исаии и Иезекииля" (Ис. 6, Иез. 1) из Череповецкого краеведческого музея (Вологодская область). Но сложная композиция, представляющая собой попытку изобразительными средствами передать смысл пророчеств, превращается в набор натуралистических деталей - бушующего огня, клубов дыма, многоокого колеса, и не достигает главной цели - через откровение усмотреть разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (ср. Еф. 3:2-5). Традиционные композиции пророческого служения, входящие в состав русских высоких иконостасов, эту задачу решают успешно.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и библиография:
Алексеев А. А. Византийско-славянский профитологий (формирование состава). Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), т. 56. СПб., 2004.
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Васильева О. А. Иконы Пскова. (Древнерусская живопись в музеях России). М., 2003.
Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исаии. М., 1890.
Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета. Ч. 1-2. М., 2005.
Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 3. Сергиев Посад, 1912.
Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876.
Иконы Ярославля 13-16 веков. (Древнерусская живопись в музеях России). М., 2002.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. СПб., 1894.
Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.
Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.
Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994. № 3. С. 170-185.
Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876.
Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
Тарноградский И. В. Святые образы. Русские иконы XV-XX веков из частных собраний. М., 2006.
Фельми К.-Х. Иконы Христа. М., 2007.

Источник: www.mepar.ru

Иконография пророка ИлииЗаметка об иконографии пророка Илии. Часть 1
Автор: Епископ Николай Погребняк
Было бы наивным полагать, что лишь суеверный страх перед "разъезжающим по небу на огненной колеснице Илией-громовником" явился причиной народной любви к пророку Божию, ведь тысячелетние почитание его на Русской земле свидетельствует о том, что из всех святых Ветхого Завета он - не только самый известный, но и любимый. Эта общенародная любовь к нему нашла воплощение и в замечательных памятниках церковного искусства



Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение погибшихУсекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение погибших
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.
И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (11.09.2013) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 6877
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика