Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Рождества Богоматери
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 17.10.2021, 03:16 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Рождества Богоматери

Автор: Екатерина Шеко

Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам. Известны древнегреческие и древнеримские изображения рождения героев и богов. Центром композиции является ложе матери, перед которым стоит купель для омовения младенца. Ложе окружают женщины, приносящие различные необходимые предметы, и отец ребенка.

Мозаика пола виллы III в. на Кипре (Пафос).

Подобная композиционная схема была взята за основу христианскими художниками. Достоверных сведений о изображении Рождества Богоматери в доиконоборческий период у нас нет, но, судя по мозаикам и фрескам XI-XII вв., эта композиция уже была хорошо разработана к началу второго тысячелетия христианства.

Византийская мозаика с композицией "Рождество Богоматери" украшает стены монастырского храма Дафни близ Афин (XI в.).

В центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанка, омывающие младенца Богородицу в купели.

Изображение праздника Рождества Богородицы XII века сохранилось в Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове. Фреска, подробно изображающая сюжет праздника Рождества Богоматери, хорошо сохранилась в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница в Сербии (1304 г.). Здесь к числу изображаемых персонажей добавляется св. Иоаким, стоящий у колыбели, и развернутые архитектурные кулисы.

Иконы более позднего времени содержат много бытовых подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Речь идет о том, что история явления Христа начиналась в обычной земной семье. Это свидетельство истинного вочеловечения Бога, реальности его земного бытия.

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300 гг.

Мозаика монастыря Хора, Константинополь, 1316-1321 гг.

Иконы праздника Рождества Богоматери повторяют композиционную схему древних фресок и мозаик, изменяются только некоторые второстепенные детали, в зависимости от личных вкусов и предпочтений художника-иконописца. Например, варьируется положение фигуры святого Иоакима. Он не участвует непосредственно в помощи матери - св. Анне. Его фигура часто как бы скрывается в архитектурной кулисе, иногда выглядывает сверху из окна.

На более поздних иконах XVII-XVIII вв. развитие сюжета включает эпизоды предания о раздельной молитве и последующей встрече свв. Иоакима и Анны, о "ласкании" младенца Богоматери в лоне праведной семьи ее родителей.




Фото: Екатерина Шеко

Рождество Пресвятой Богородицы
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Когда человек оглядывается на себя в том мире, в котором мы живем, таком безгранично просторном, которому, казалось бы, нет пределов, он чувствует себя иногда бесконечно малым и страшно незначительным. И если к этому прибавить окружающую его черствость и холодность, то человеку иногда кажется, что он беспредельно уязвим, бессилен, беспомощен, беззащитен и перед лицом людей, и перед всем простором, устрашающим простором нашего мира.



День рождения Матери
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Иисус, воскреснув, назвал учеников Своими братьями. Потому, если мы ученики Его, то, значит, и братья. А если братья, то Его Мать - наша Мать. К стыду нашему, мы не всегда по-настоящему чувствуем свое сыновство.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (21.09.2015) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 1939
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика