Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография Рождества Богоматери
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 26.05.2024, 18:32 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография Рождества Богоматери

Автор: Екатерина Шеко

Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам. Известны древнегреческие и древнеримские изображения рождения героев и богов. Центром композиции является ложе матери, перед которым стоит купель для омовения младенца. Ложе окружают женщины, приносящие различные необходимые предметы, и отец ребенка.

Мозаика пола виллы III в. на Кипре (Пафос).

Подобная композиционная схема была взята за основу христианскими художниками. Достоверных сведений о изображении Рождества Богоматери в доиконоборческий период у нас нет, но, судя по мозаикам и фрескам XI-XII вв., эта композиция уже была хорошо разработана к началу второго тысячелетия христианства.

Византийская мозаика с композицией "Рождество Богоматери" украшает стены монастырского храма Дафни близ Афин (XI в.).

В центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанка, омывающие младенца Богородицу в купели.

Изображение праздника Рождества Богородицы XII века сохранилось в Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове. Фреска, подробно изображающая сюжет праздника Рождества Богоматери, хорошо сохранилась в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница в Сербии (1304 г.). Здесь к числу изображаемых персонажей добавляется св. Иоаким, стоящий у колыбели, и развернутые архитектурные кулисы.

Иконы более позднего времени содержат много бытовых подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Речь идет о том, что история явления Христа начиналась в обычной земной семье. Это свидетельство истинного вочеловечения Бога, реальности его земного бытия.

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300 гг.

Мозаика монастыря Хора, Константинополь, 1316-1321 гг.

Иконы праздника Рождества Богоматери повторяют композиционную схему древних фресок и мозаик, изменяются только некоторые второстепенные детали, в зависимости от личных вкусов и предпочтений художника-иконописца. Например, варьируется положение фигуры святого Иоакима. Он не участвует непосредственно в помощи матери - св. Анне. Его фигура часто как бы скрывается в архитектурной кулисе, иногда выглядывает сверху из окна.

На более поздних иконах XVII-XVIII вв. развитие сюжета включает эпизоды предания о раздельной молитве и последующей встрече свв. Иоакима и Анны, о "ласкании" младенца Богоматери в лоне праведной семьи ее родителей.




Фото: Екатерина Шеко

Рождество Пресвятой Богородицы
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Когда человек оглядывается на себя в том мире, в котором мы живем, таком безгранично просторном, которому, казалось бы, нет пределов, он чувствует себя иногда бесконечно малым и страшно незначительным. И если к этому прибавить окружающую его черствость и холодность, то человеку иногда кажется, что он беспредельно уязвим, бессилен, беспомощен, беззащитен и перед лицом людей, и перед всем простором, устрашающим простором нашего мира.



День рождения Матери
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Иисус, воскреснув, назвал учеников Своими братьями. Потому, если мы ученики Его, то, значит, и братья. А если братья, то Его Мать - наша Мать. К стыду нашему, мы не всегда по-настоящему чувствуем свое сыновство.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (21.09.2015) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 2506
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика