Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография святых мучеников. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 13.12.2024, 05:02 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Иконография святых мучеников. Часть 2

Автор: епископ Балашихинский Николай

Мученический подвиг, конечно, не был уделом исключительно воинов. Святые, мученически пострадавшие за исповедание веры христовой в священном сане, именуются священномучениками. Как правило, мученическим подвигом завершалось служение епископов ранних периодов гонений на христиан.

Св. Харалампий, XVIII в.

Св. Харалампий, XVIII в.

Икона священномученика Харалампия XVIII в. из Владимиро-Суздальского музея-заповедника изображает мученический подвиг святого, служившего во второй половине II в. епископом в городе Магнезии, в Фессалии. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. "Благодарю вас, братие, - говорил при этом мученик. - Острогавши тело, вы обновили мой дух". Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что сами открыто исповедали веру в Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа.

Св. Харалампий, XVIII в.

Св. Харалампий, XVIII в.

Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священномученика Харалампия.

Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему. Исполняя приказание, воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Сам император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола, а потом приказал палить его на медленном огне. Однако сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим.

По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вскоре вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Несмотря на это, император после новых истязаний осудил священномученика на смерть - его усекли мечом.

Приведенные здесь клейма иконы иллюстрируют лишившегося рук Лукия и пытку медленным огнем: некая женщина решила принять участие в истязаниях; она взяла поварешку, зачерпнула горячий пепел и стала сыпать в глаза священномученику.

Св. Ипатий Гангрский, ГТГ, XVI в.

Св. Ипатий Гангрский, ГТГ, XVI в.

Икона священномученика Ипатия Гангрского из собрания Третьяковской галереи написана в XVI в. в Твери. Святой Ипатий был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия), в 325 г. он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария. Когда в 326 г. святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.

Как известно, гонители веры Христовой не щадили ни женщин, ни детей.

Одной из почитаемых святых на Руси издавна была великомученица Параскева.

Св. Параскева в житии, Тверь, XVI в.

Св. Параскева в житии, Тверь, XVI в.

Икона XVI в. из Дмитровского кремля и современная ей тверская икона из Музея имени Андрея Рублева раскрывают картину мученического подвига святой подвижницы, пострадавшей за Христа при императоре Диоклетиане. Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.

Когда в город прибыл военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан, Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы; от мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

Свв. Кирик и Иулитта, XVII в.

Свв. Кирик и Иулитта, XVII в.

На иконе XVIII в. из Краснодарского художественного музея изображены святые, также пострадавшие при императоре Диоклетиане. Иулитта была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. Во время гонений, боясь мучений, она оставила все свое имущество и с трехлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра. Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Ее разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, говорил, что он тоже христианин, и требовал, чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребенка с каменного помоста, и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулиты ночью тайно погребли их. Позднее мощи святых были обретены и находились в соборе Святой Софии до падения Константинополя.

Надо отметить, что подробное, со множеством деталей, изображение "технологии мучительства" не вызывало у зрителя отторжения, оно не было натуралистично, а способствовало появлению сострадания. Эта традиция в позднейшей иконографии себя изживает; на иконе XIX в. из Рублевского музея изображена великомученица Екатерина со сценой мучений.

Вмч. Екатерина, МИАР, XIX в.

Вмч. Екатерина, МИАР, XIX в.

Колесование святой изображено столь изящно, что у молящегося перед такой иконой не возникает мысли о мученическом подвиге святой. Между тем, как свидетельствует житие этой невесты Христовой премудрой, терзали ее жестоко. Изображенное на иконе ажурное колесо на самом деле представляло собой страшное орудие пыток.

Наш краткий обзор иконографии мученического подвига завершим словами о том, что век двадцатый дал миру сонм свидетелей - новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа. Прославление Собора новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в иконографии мученического подвига.

Епископ Балашихинский Николай
Источник: www.mepar.ru

НАЧАЛО СТАТЬИ

Литература и источники:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876.
Иконы Владимира и Суздаля. М. 2006.
Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Лазарев В. М. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983
Майорова Н., Скоков Г. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры. М., [б.г.]


Собор новомучеников и исповедников КлинскихЖизнь во имя Христа
Автор: Ирина Филиппова
По данным Клинского общества жертв политических репрессий, за период после октябрьского переворота 1917 г. среди репрессированных было 840 человек уроженцев и жителей Клина и Клинского района. Из них - 39 священно- и церковнослужителей и 48 монахинь, пострадавших за веру Христову.
С игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово беседует Ирина Филиппова



Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их СофияСвятая семья свидетелей Христовых
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Дети Софии росли в твердой христианской вере и истинном благочестии. Для чего она так воспитывала своих чад? Ведь эти девочки и их мать были чужаками для тогдашнего общества потребления земных благ, извращенных человеческих ценностей.
Почему София учила детей не приспосабливаться к той материалистической среде, в которой они жили?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (07.03.2013) | Автор: Епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 4397
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz