Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Интервью со священником Владимиром Калуцким
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 25.03.2017, 00:51 | RSS
 
Форма входа


Великий пост
Великий пост
Великий пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Интервью со священником Владимиром Калуцким

Автор: Елена Кислова

– Батюшка, расскажите нам о подготовительных неделях Великого поста, о масленичной неделе, и почему Церковь на Масленицу запрещает есть мясо?

– Перед тем, как вступить в Великий пост святая Православная Церковь предпосылаем своим чадам, нам, православным христианам, особенные дни, которые предуготовливают нас, как духовно, так и телесно, к этому нелегкому, но спасительному подвигу – Великому посту. Вначале нам приводится на память притча о двух людях, которые пришли помолиться в храм. Один из них, это был фарисей, почитал себя праведником и благодарил Бога за это, попутно осуждая остальных. Другой был сборщик податей, или мытарь, он повторял только, что он грешник, и взывал к Богу о помиловании. Притча говорит нам, что мытарь был оправдан больше фарисея, то есть, таким образом, Господь заранее объявляет нам, что покаянное устроение души мытаря ему более угодно, нежели молитва человека, соблюдающего пост и гордящегося этим. Подобное состояние души Церковь сообщает и нам перед Великим постом, подкрепляя его следующим телесным символом. На неделе, которая следует за прочтением этой притчи, отменяется пост в среду и пятницу. Мы не постимся, чтобы хвалиться нам было нечем. Затем мы вспоминаем притчу о молодом человеке, который выпросил свою часть наследства у отца и, живя распутно, всё свое состояние растратил. Придя в крайнюю нужду, он осознал свой грех и решил вернуться к отцу. Отец с радостью принял своего блудного, но раскаявшегося сына. Этой притчей Церковь сообщает нам ту мысль, что нет греха, который может победить море Божиего милосердия.

Как бы мы не были грешны, мы не должны бояться покаяния, бояться того, что Бог отвергнет нас кающихся. На неделе, следующей за этой притчей о блудном сыне, мы возвращаемся к обычному порядку: поста нет, кроме постных дней в среду и пятницу. Наконец, мы вспоминаем слова Господа нашего Иисуса Христа о Страшном Суде. Чтобы никто не подумал, что так как Бог милостив, то можно совершать любые грехи, то Господь напоминает нам о Страшном Суде, на который предстанет всякий из нас и даст ответ не только за каждое дело, но и за каждое слово. Вот после этого наступает так называемая сырная седмица, когда уже нельзя вкушать мясо, разрешается только рыба, яйца, молочная и растительная пища. Это уже преддверие поста. Таким образом, Церковь постепенно ведет нас к самому большому и строгому посту в своем годовом богослужебном круге – Великому посту. В русском народе эта последняя неделя называется Масленицей.

– Является ли масленица церковным или народным праздником? Как относится Церковь к обрядовой стороне этой недели?

– Самого слова «Масленица» нет в церковном уставе. Нет там и упоминания об увеселениях. Наоборот, православное богослужение принизано покаянным чувством, строгость церковных служб сгущается. Великий пост, как прибрежная волна, врывается в богослужебную жизнь Церкви. Так, в среду и пятницу на сырной седмице уже не Служится Божественная литургия, что является знаком покаянной скорби и отличительной особенностью Великого поста.

На сырной седмице начинает читаться знаменитая великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. Таким образом Церковь настраивает молящихся не на веселье, а скорее на плач о грехах своих. Масленица, как мне представляется, это исключительная болезнь русского народа. Корни её из язычества. Безудержное веселье с пьянством, сумасшедшее без меры катание на санях, лазанье на столб, кулачные бои, сжигание чучела зимы – это пережитки язычества. Церковь всегда желала и желает исцелить эту язву. Как показывает опыт, одним запретом дело не всегда можно решить. Поэтому Русская Православная Церковь перенаправила эту энергию в другое, мирное, русло. Если уж отмечать масленицу, то когда? Вот, на последней неделе перед Великим постом – сырной седмице. На ней нельзя есть мясо, зато можно всё молочное, включая среду и пятницу – действительно, масленица. Если уж гуляние, то, вот, пожалуйста, блины, расписные сани, прогулки всей семьей. Но всё в меру, без дикости.

- Можно ли православным христианам участвовать в увеселениях?

- Апостол Павел говорит: «Всё, что не по вере, грех есть». Какая вера в том, чтобы сжигать чучело или лазать на столб, или рисковать жизнью на опасных аттракционах? Другое дело, если вы больше времени уделите семье, детям. Сходите к близким или знакомым в гости или сами пригласите их, примиритесь с ними, попросите прощения перед Великим постом. И конечно, отметите это примирение угощением, теми же блинами. В этом мне не видится греха. Тем более, что и отец в притче о блудном сыне, закатывает пир в честь его возвращения. Впрочем, пусть каждый сам перед Богом и своей совестью решить для себя этот вопрос.

- Заканчивается масленичная неделя прощеным воскресением. Расскажите подробнее о нем и о том, в чем состоит чин прощения?

- Смысл Великого поста в том, чтобы получить от Бога очищение своей души, прощение своих согрешений. Но Господь в Евангелии строго предупреждает нас: если вы будете прощать людям согрешения их, то и вам простит Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец Небесный не простит вам согрешений ваших. Поэтому Православная Церковь перед Великим постом призывает нас попросить друг у друга прощения. Именно поэтому этот день называется «прощеное воскресенье». Обычно чин прощения совершается во вторую половину дня во время небольшой службы, которая называется «вечерня». Духовенство выходит на середину храма, на амвон. И, начиная со старшего, делает земной поклон и выспрашивает прощения; сначала у собратьев – сослужителей алтаря, а затем у всего народа. После этого и народ подходит сначала к священникам, по очереди выспрашивая прощения и благословения на Великий пост. А потом уже друг у друга православные христиане просят прощения. Иногда в храмах бывает затруднительно совершить этот чин вечером. Тогда он совершается утром после служения Божественной литургии. Когда я учился в Московской духовной семинарии, мне умилительно было видеть, как все семинаристы (а всего их было около 600) сначала выспрашивали прощения у духовенства, а затем сами выстраивались в цепочку, и каждый подходил и друг у друга просил прощения. К сожалению, не всегда в наших храмах всё это возможно сделать. Все-таки желательно у всех тех, кого мы знаем, или, тем более, если мы знаем, что перед кем-то согрешили, или кто-то держит на нас обиду, обязательно надо испросить прощения. Фактически это день очищения, когда Церковь как бы начинает жизнь с чистого листа. Если бы мы добросовестно подходили к этому празднику, прощеному воскресенью, то фактически в этот день Церковь наша превращалась бы в сонм чистых ангелов.

Фото: Юлия Павлюк

Кануны Великого постаКануны Великого поста
Автор: Василий Никифоров-Волгин
С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затепляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились "в землю". Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег



Великий постПост
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Известно, что в разных религиях и у разных народов существует пост как воздержание от какой-либо пищи или полное воздержание от еды. Не является в этом отношении исключением и христианство. Однако уже два тысячелетия своей земной истории Православная Церковь утверждает, что христианский пост отнюдь не является только воздержанием в пище




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (24.02.2017) | Автор: Елена Кислова
Просмотров: 157
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика