Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Исчезнувшая святыня: Левкиева пустынь
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.11.2017, 07:39 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковь и общество

Исчезнувшая святыня: Левкиева пустынь

Автор: Игумен Серафим (Голованов)

Блистательное XVIII столетие в России стало последним для целого ряда православных монастырей. В 1764 г. Екатериной II были изданы «Духовные штаты», в соответствии с которыми все монастыри распределялись по 3 классам, часть обителей выводилась за штат, а некоторые вовсе упразднялись. Этот процесс существенно затронул и территорию Московской епархии. По «Духовным штатам» здесь прекратили свое существование 14 монастырей и пустыней, в числе которых был Левкиев Успенский мужской монастырь.

Левкиево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
(бывшего монастыря преподобного Левкия Волоколамского)

Он располагался недалеко от Волоколамска, в 32 верстах к юго-западу от города при реке Рузе1. Эта обитель была одна из старинных монастырей округи. Левкиев-Успенский на Волоке мужской монастырь был основан в XV в. преподобным Левкием, постриженникомПафнутиева монастыря2. Он был сопостником преподобного Иосифа Волоцкого.

Известный церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что Левкиев монастырь был основан раньше Иосифо-Волоцкой обители, т. е. до 1479 г.3 Время основания преподобным Левкием пустыни может быть определено из данных жития преподобного Даниила Переяславского. По вступлении в Боровский монастырь в 1466 г. он был поручен преподобным Пафнутием старцу Левкию как опытному в духовной жизни подвижнику. Через 10 лет, т. е. в 1476 г., старец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в основанной пустыни еще 2 года. После этого преподобный Даниил ушел в Переяславль. Предполагают, что преподобномуЛевкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Святой подвижник скончался в глубокой старости (по преданию — 17 июля) в конце ХV в. Он был погребен в основанной им пустыни. В Иконописном подлиннике образ его описывается под 17 июля: «Подобием сед, брада подоле Сергиевы, власы не с ушей, схима на плечах, в руке лестовка, ризы монашеские»4.

Интересно, что, находясь поблизости от Иосифо-Волоцкого монастыря, преподобный Левкий был нестяжателем. Подобно святому мученику Левкию Кесарийскому, преподобный оставался верным своим убеждениям, несмотря на позицию официальной власти в лице великого князя Ивана III.

Большое участие в основании обители принимал Волоколамский князь Борис (1449–1494), сын великого князя Василия Васильевича Темного. Монастырь пользовался его особенным расположением, и, по мнению архимандрита Леонида (Кавелина), нет сомнения, что его «недвижимые имения, то есть вотчины и пустоши, исчисляемые подробно в жалованных грамотах XV и XVI столетий, были пожалованы от щедрот упомянутого князя по личному благоволению его к благочестивому первоначальнику сей обители преподобному Левкию»5.

Сыновья князя Бориса также немало жаловали Левкиев монастырь. Иван Борисович по своей духовной в 1504 г. передал монастырю 10 руб., а также «кобыл и жеребят»6. Князь Федор Борисович Волоколамский также не забыл эти монастыри в своем завещании. По его духовной Левкиеву монастырю передавались «заемных 10 руб., за шубу 8 руб., атлас на шубе и село Назарьевское»7. Следует сказать, что при жизни князя у него были непростые отношения с этой обителью. Сохранилась челобитная прп. Иосифа Волоколамского начала XVI в., в которой он жалуется на князя Федора, который пользовался казной Левкиева монастыря и брал в «свою пользу достояние чернецов»8. Аналогичная жалоба на князя поступила и от настоятеля Николаевского Рождество-Богородицкого Возмицкого монастыря9. В своей духовной грамоте князь, вероятно, попытался вернуть все долги монастырям, казной которых он свободно пользовался при жизни.

Наличие подобной практики в началеXVI в. свидетельствует, с одной стороны, о силе удельных порядков, с другой — об активном вмешательстве представителей светской власти в церковные дела, в первую очередь финансовые. Но это касалось только так называемых княжих монастырей, к которым, по всей видимости, относился Левкиев мужской монастырь. В «княжих» монастырях князья обладали практически всей полнотой власти; епархиальные епископы могли там только судить настоятелей, да и то вместе с князьями. При становлении Московского государства велась борьба с такими обителями, которые символизировали крепость удельных порядков. Интересно, что жалоба на волоколамского князя поступила от самого преподобного Иосифа Волоцкого. Примечательно, что в другой челобитной святой жаловался и на «разграбление» Федором Борисовичем Волоколамского монастыря. На основании этого монастырь был передан в непосредственное владение великого князя Василия Ивановича III10. Вероятно, у этих челобитных была одна политическая цель — ослабить влияние Волоколамского князя в ходе централизации государства.

Любопытно, что не только князь Федор Борисович рассматривал Левкиев монастырь как свою собственность. Архимандрит Леонид отмечает, что даже некоторые именитые монахи распоряжались монастырской собственностью как своей. Он приводит в пример Елисея Бибикова, бывшего боярина, монаха и одновременно ктитора Левкиева монастыря. Из его завещания следует, что некоторые монахи не только сохраняли собственность, живя в монастыре, но и частично сам монастырь рассматривали в качестве таковой: «…Да после живота моего сыну моему Ивану в Левкиев монастырь келья моя, а игумену и братия пожаловати в ту келью не вступатися»11.

По сведениям В. В. Зверинского, Левкиев Успенский монастырь также упоминается в завещании князя Дмитрия Ивановича Углицкого (около 1509 г.)12. Не совсем ясно, о какой исторической фигуре в данном случае идет речь. В 1509 г. скончался князь Дмитрий Иванович, он был старшим внуком Ивана III — первого «государя всея Руси» и сыном Ивана Молодого. С 1498—1502 гг. Дмитрий Иванович был формальным соправителем своего деда. В 1502 г. он был отстранен от власти и лишен права наследовать престол в результате интриг своего дяди, будущего великого князя Василия III. Вступив на престол в 1505 г., Василий III арестовал своего племянника Дмитрия Ивановича, и умер тот в заточении, скорее всего, не написав завещания. Углицким князем же в это время был сын Ивана III Дмитрий Иванович Жилка, умер он в 1521 г.

Примечательно, что все упомянутые выше духовные грамоты относятся к первой половине XVI в. Архимандрит Леонид (Кавелин) отмечает, что XVI столетие можно назвать самой цветущей эпохой в истории Левкиевой пустыни. «В числе ее пострижеников являются и бояре; один из них, старец Елисей Бибиков, погребенный в той же обители, имеет неоспоримое право на особую память ее, не только как постриженик, но и как великий, особый ее благодетель. На могиле его еще до недавнего времени лежал камень. Цел и по ныне. Хотя при устройстве новых приделов снят с могилы, вошедшей внутрь храма, где было бы прилично поместить и сей камень (в стене или в полу) с следующей высеченной на оном вязью надписью: лета 7089 (1581) месяца Генваря в 4-й день на память св. 70 Апостолов преставился раб Божий Елисей Васильевич Бибиков, во иноцех инок схимник Елисей. А подписывал Возмицкого монастыря чернеца Никанора»13.

В клировых ведомостях 1871 г. пишется, что Успенская церковь Левкиева монастыря была построена в 1476 г. преподобнымЛевкием, от щедрот великих князей Волоцких, что взято из современного описания Волоколамской Левкиевой пустыни. Однако 1476 г. указывает здесь не на постройку церкви, а на основание старцем Левкием его пустыни. Во всяком случае, можно предположить, что церковь древняя и основана если не в конце XV, то, по всей вероятности, в началеXVI столетия14.

Монастырский храм был построен в традиционном для этого времени шатровом стиле. Приведем описание церкви из метрики 1887 г.: «Церковь квадратная, одноэтажная. Алтарь церкви с тремя полукружиями. В вышину, кроме фонаря 6 сажень, в фонаре около 7 аршин, в длину 7 сажень с 1 аршин и ширину 7 сажень с 1/2 аршина. Церковь построена вся из кирпича. Стены все выложены сплошной кладкой на известке, кирпич толстый, тяжеловесный, около 18 фунтов, обожженный. Стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме западной, к которой пристроена трапезная церковь. С восточной стороны в стене под верхней крышей есть пустое пространство и видна каменная лестница вниз, которая ведет к южной стороне, назначение которой нам неизвестно. Связи в стенах деревянные, дубовые, которые от времени истлели и оказались по местам трещины, для безопасности кругом снаружи обведен железный обруч. Наружные стены гладкие, по бокам дверей и по углам выдающиеся лопатки, сведенные к верху в три арки, в средних арках сделаны лепные рамки, узкие и продолговатые, между полукружиями алтаря такие же выдающиеся лопатки. Над входной дверью с южной стороны в виде фонаря под железной крышей в углублении на стене написан образ Успения Божией Матери, живопись не старинная и написана неискусным мастером. С северной стороны такое же сделано углубление и была живопись, но она недавно заштукатурена.

К верху на два аршина от крыши сделан небольшой уступ и покрыт железом в виде пояска. Карниз гладкий и никаких особых украшений не имеется. Кровля на сводах церкви шатровая на четыре ската, железная, выкрашена медянкой, новая. Фонарь на сводах с пролетами, сквозной, круглый, с одним пояском вверху, шея гладкая, под самую крышу главы сделаны лепные украшения кругом, изображающие продолговатый, кверху широкие полузагнутые кружки. Одна глава большая, круглая посредине церкви, покрыта железом и окрашена медянкой. Крест на главе железный, четвероконечный, с завитками, решетчатый, прикреплен к главе цепями, на подножие его полулуние.

Окна узкие продолговатые, верх полукруглый, расположенный под самими сводами, по два окна с южной и северной стороны15. В алтаре три окна, в северном и южном предалтарии по два окна, все они в один свет, с отливами снаружи, рамы у окон простые деревянные, внутрь храма. Решетки железные, клетками, наличники окон валиками, заостренные кверху с маленькими четвероконечными крестиками, лепные. Всех дверей трое, на западе, на севере и на юге, с западной стороны из придела прежние двери заменены новыми, остальные же на севере и юге сделаны из половых досок, простые деревянные на шпонках, в позднее время, для безопасности обиты листовым железом и окрашены медянкой. Петли на дверях железные, простые на крючьях. Наличники дверей лепные валиками, кверху острые с маленькими крестиками. Особых выходов не имеется. Была особая дверь в западном углу направо, пробитая в стене церкви, через которую был вход в каменную часовню, где находилась гробница над мощами преподобного Левкия, вследствие же устройства на том месте нового придела часовня была разобрана и дверь заделана. Паперть устроена с одной придельной стороны в колокольне.

Церковь устроена внутри в виде квадратной палаты. Престол в нем один. Западный новый придел также в виде палаты. Отделяется от храма глухой стеной с одним пролетом, который во время пристройки, против остальных дверей старой церкви несколько распростроен. Своды устроены на четырех столбах и разделаются полукруглыми арками, два столба посредине храма и два столба в алтаре за иконостасом, между которыми три полукруглых отделения, посредине престал, налево жертвенник, а направо диаконник, в который устроена от престола небольшая проходная дверь. Два столба, четверогран-ные, гладкие и два скрытые за иконостасом. В алтаре в стенах устроены два шкафа для хранения сосудов и книг, в диаконнике шкаф с железной дверью для хранения церковной суммы и у жертвенника две печуры полукруглых и две прямых, в одной устроен колодец для умывания рук, а другая для жаровни. В северной стене церкви сделана полукруг-лая впадина, где стоит большое, резное, деревянное изображение Спасителя в терновом венце в темнице. Пол лещадный, везде одинаковый. Алтарь троечастный, разделенный направо глухой стеной с небольшой входной дверью, налево аркой к жертвеннику. В алтаре своды с одной стороны от иконостаса поддерживаются двумя столбами. В алтаре три окна и в предалтариях по два окна.

Престол деревянный, стоит на ровном месте. Ширина его 1 аршин и 31/2 вершка, длина 1 аршин 6 вершков, вышина 1 аршин 6 вершков. Над престолом была устроена сень деревянная, простой столярной работы на четырех витых столбах, верх шатровый с главой и крестом, которая по ветхости была разобрана. Особенного горнего места не существует. Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, на открытом месте, деревянный. Вышина его 1 аршин 6 вершков, ширина и длина 1 аршин 2 вершка. Иконостас старого устройства, простой столярной работы, деревянный пятиярусный, Царские двери из двух створок, простые с наложенными на них вызолоченными узорами, верх полукруглый. Солея устроена на ровном лещадном полу и от помоста храма отделена железной решеткой. Амвон круглый деревянный. Клиросы простой, старинной работы, деревянные, без особых украшений»16.

Известно, что в XVI в. монастырь имел владения в Сурожском стану Московского уезда — результат многочисленных пожалований. Впоследствии завещатели были несколько ограничены в своем праве отдавать села монастырям. На Соборе 1580 г. было решено отдавать обратно села, завещанные монастырям, родственникам завещателя с тем, чтобы последние вознаграждали монастырь деньгами по цене завещанных сел; а если у завещателя нет родни, монастырям отдавать эти села на государя с вознаграждением за них из казны17. Однако это решение не отразилось на благосостоянии Левкиева монастыря, цари Иван IV Грозный и Михаил Федорович Романов подтверждали право обители на владение закрепленными за ней селами и деревнями18.

Смутное время нарушило спокойную жизнь обители. При отступлении осенью 1612 г. от Волоколамска войск польского короля Левкиев монастырь был разграблен и практически уничтожен пожаром19. Монастырь восстановили, но с этого момента обитель постепенно приходила в упадок. Этому процессу способствовал и произвол местной власти. Воевода самовольно въезжал в монастырские деревни, грабил их и накладывал на крестьян непосильные налоги.

Известно, что в 1676 г. Левкиев монастырь имел всего 39 крестьянских дворов20. Да и сам монастырь вместе со всеми своими постройками обветшал. Архимандрит Леонид (Кавелин) приводит опись монастыря 1679 г., из которой можно узнать, что в монастыре к этому времени имелось две ветхих каменных церкви, деревянные часовни и колокольня, деревянная же ограда с дощатыми воротами и семь монахов с одним монастырским слугой.

В 1680 г. оскудевающий Левкиев-Успенский мужской монастырь21 был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Это было общей тенденцией конца XVII в. Согласно постановлению Стоглавого Собора, многие малолюдные и скудные монастыри приписывались к архиерейским кафедрам или большим монастырям. Это практиковалось в течение всего Патриаршего периода, но особенно часто — в конце XVII в., когда монастыри повсеместно особо оскудели. Собор 1682 г. вовсе запретил построение мелких пустыней и часовен. Таким образом, власть боролась со староверами, т. к. небольшие монастыри и часовни часто служили приютом для раскольников22.

Приписав Левкиев мужской монастырь к Новому Иерусалиму, удалось продлить жизнь обители. По данным ревизии 1744 г. за Левкиевым монастырем числилось 11 сел и деревень, в которых насчитывалось 593 ревизские души (крестьян мужского пола). Это были село Якшино, деревни Новое, Брюханово, Кстилово, Кривое Село, Холмец, Симонково, Артемки, Городково, Теплухино, Никольское-Доброе. Кроме того, монастырь владел 10 пустошами, которые сдавались в оброк за 22 рубля в год «охочим людям». Размер занимаемой площади монастыря составлял примерно 8960 кв. м, включая настоятельские и братские кельи. Монастырь был окружен деревянной оградой, по периметру составляющей 384 метра.

Однако в XVIII в. Левкиев Успенский монастырь так и оставался небольшой обителью. Крестьяне, которые числились за этим монастырем, фактически работали на житницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. Монастыри лишались своих имений и переводились на государственное жалованье, которое назначалось в соответствии со «знатностью» обители23. Все они распределялись по трем классам с определенной для каждого класса нормой монахов и монахинь. Для каждого класса монастыря было назначено свое содержание. Мужские первого класса получали из казны от 2300 до 2500 руб. в год, и в них полагалось содержать 33 монаха.Второклассные получили от государства до 1500 руб. в год и содержали по 17 монахов, а жалованье третьеклассных, численностью в 12 монахов, составляло 950 руб. в год. В женских монастырях первого класса могло содержаться от 52 монахинь до 101 монахини и жалованье каждому монастырю назначалось индивидуально. Второклассные и третьеклассные женские монастыри могли содержать по 17 монахинь, а их жалованье составляло от 525 до 700 руб. в год. Ряду монастырей было отказано в помощи из государственной казны, они оставались на собственном финансовом обеспечении и стали называться «заштатными». В связи с распределением монастырей по классам и приведением их в соответствие с установленными нормами многие монастыри были вовсе закрыты, а монашествующие переводились в штатные обители. Оставшиеся монастырские церкви превращались в приходские храмы, либо также передавались штатным монастырям24.

В центральных российских губерниях было упразднено 496 монастырей, что составляло 56,3% от их прежней численности25. Левкиев Успенский мужской монастырь также подлежал упразднению, как и многие «не самостоятельные» обители, т. е. приписанные к какому-либо большому монастырю. С 1764 г. на месте Левкиева монастыря появилось село Левкиево26, где образовался приход.

Долгое время закрытый Левкиев монастырь оставался центром духовной жизни округи. В 1860–1867 гг. к приходскому храму (бывшему монастырскому) были пристроены трапезная с приделами мч. Левкия и Ильинским, а также колокольня. В метрике храма, составленной в 1887 г., указана точная дата строительства — 1864 г.27 В той же метрике есть краткое описание новых построек: «В новой придельной церкви направо близ престола во имя св. мч. Левкия, издревле устроена гробница над мощами основателя бывшего монастыря прп. Левкия, которого мощи почивают здесь под спудом, на гробнице старинный образ преподобного покрытый медной высеребренной ризой, бока гробницы также обложены высеребренной медной ризой. Колокольня построена в одно время с придельной церковью в 1864 г., из кирпича, пятиярусная, нижние два яруса четвероугольный, к верху восьмигранные. Всех колоколов шесть. Большой и средний литы в Москве на заводе майорши Анны Петровны Внукович в 1833 г., марта 3 дня, при священниках Петре Иоакимовиче и Андрее Симоновиче и церковном старосте Елисее Косьмине. Весом больше 103 пуда, средний 31 пуд 10 фунтов, два по 3 пуда и 30 фунтов в каждом и два — один 233/4 фунта, другой 28 фунтов, литые после, времени не означено»28.

Вероятно, уже после закрытия монастыря, стараниями прихожан, Успенская церковь была расписана: «Кругом фонаря под шейкой снаружи между окон сделаны изображения на востоке Спасителя, на юго-востоке Божией Матери и на северо-востоке Иоанна Крестителя, на западе преподобного Левкия Волоколамского, чудотворца, на юго-западе преподобного Иосифа Волоколамского и на северо-западе святого пророка Илии. Живопись не старинная, написана, как видно, в позднейшее время и неискусным мастером»29.

Прихожанам удалось долгое время сохранять многие древние иконы. Священник приходской Успенской церкви бывшего Левкиева монастыря Иоанн Покровский в 1887 г. сообщил: «В иконостасе почти все иконы старинного русского письма, есть такие, которые, вероятно, собирались с основания церкви. Некоторые из них значатся в старинной описи, помещенной в описание Левкиевой пустыни: образ местный Живоначальной Троицы, находится на левой стороне иконостаса, образ местный Пресвятой Богородицы Благовещения, на правой стороне в иконостасе, образ местный великого чудотворца Николая, иже именуется Можайский. На левой стороне на стене, близ солеи в рамке икона большого размера Страшного Суда, о которой можно предположить, что она существует с самого основания бывшего здесь монастыря. Кроме местночтимых старинных икон и изображений прп. Левкия, особенных чудотворных икон не имеется. Все древние иконы находятся в иконостасе, как видно, в своем первоначальном виде. Иконы в иконостасе все ветхие и подлежат обновлению. Два старинных изображения преподобного Левкия, шитые шелком по бархату… Деревянное резное изображение Спасителя в терновом венце, сидящего в темнице, почти в рост человека, около аршина. Деревянное резное изображение святителя Николая, стоящего с мечом и церковью, более аршина. Кроме гробовой иконы преподобного Левкия, при его гробнице хранится крест деревянный, резной, старинный, около 3 вершков, обложен по краям серебряной сеткой, на лицевой стороне распятия и сзади креста резные изображения некоторых святых и преподобных с старинными надписями вязью, которые чрезвычайное мелкие и трудно разобрать. Крест этот на широкой серебряной цепочке, вызолочен на венце преподобного, хранится также при гробнице, в футляре»30.

Известно, что в 1887 г. в селе Левкиево была открыта церковно-приходская школа. Разместилась она в церковной сторожке. Ежегодно здесь обучалось до 40 учеников. Примечательно, что 13 мая 1859 г. в семье псаломщика Успенского храма Петра Любимова родился сын, названный в крещении Константином, впоследствии ставший последним архимандритом Троице-Сергиевой лавры, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской — преподобномученикКронид (Любимов). Можно особо упомянуть также настоятеля Успенского храма в 1929–1930 гг. — преподобномученика Гавриила (Гура), который в начале 1920-х гг. подвизался на Святой Афонской Горе.

После революционных событий 1917 г. жизнь в селе Левкиево стала постепенно меняться. Школу, бывшую церковную сторожку, превратили в клуб. Бывшие монастырские церкви были закрыты после антиколокольной кампании в 1930-е гг. После войны, в 1951 г. Успенский храм бывшего Левкиева монастыря был взорван. Предполагалось использовать церковные кирпичи для строительства скотного двора в деревне Житонино. Кирпич оказался непригодным, а вот человека, который взорвал храм, по воспоминаниям местных жителей, парализовало. Чтимая надгробная икона преподобного Левкия после разграбления храма верующими была сохранена, а затем передана в незакрывавшийся Сретенский храм села Пески, где находится и до настоящего времени и почитается как чудотворная.

Память преподобного Левкия отмечается 14 декабря и 17 августа — в день святого мученика Левкия 31. 27 января 2001 г. преподобный Левкий Волоколамский был причислен к Собору Московских святых 32.

Сейчас село Левкиево превратилось в дачный поселок. Благодаря жителям окрестных деревень память о преподобном Левкие и бывшем Левкиеве Успенском монастыре сохранилась. Была установлена памятная доска со старинной фотографией Успенской церкви, а за деревенскими домами, на окраине сельского кладбища, среди деревьев можно увидеть установленный поклонный крест, который окружают большие белокаменные блоки и кирпичные россыпи, выдающие очертание контура стен утраченного храма. Среди обломков есть и фрагменты каменных надгробий, и осколки метлахской полихромной плитки, которой были настланы полы в ХIХ в. Мощи преподобного почивают в неизвестности под руинами храма.

Недалеко от места, где находилась обитель, находятся два святых колодца, которые, по преданию, были ископаны преподобным Левкием. Против одного из колодцев была видна небольшая впадина, где, как говорят, была пещера-землянка преподобного, в память чего на том месте был поставлен деревянный крест. У второго колодца, по описанию архимандрита Леонида (Кавелина) 33, находилась деревянная часовня, и здесь, каждый год, 17 июля также бывал крестный ход. Жители деревни Левкиево до сих пор черпают воду из этих источников. Рядом растет ветла огромных размеров, которая, по всей видимости, была свидетельницей славного расцвета обители.

В 2016 г. обитель праздновала бы свое 540-летие со дня основания. Незабвенны труды одного из малоизвестных подвижников — преподобного Левкия, молитвами которого да возродится утраченная святыня Подмосковной земли!

________________________________________

1. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем [Текст]. Т. 1 / В. В. Зверинский. СПб: тип. В. Безобразова и К, 1892. С. 196.
2. Там же. С. 197.
3. Леонид (Кавелин), архим. Волоколамская Левкиева пустынь и ее основатель преподобный Левкий [Текст] / Архим. Леонид (Кавелин): Чтения в Московском обществе любителей дух.просвещения: Кн. 12. М.: Тип. «Рус.ведомостей», 1870. С. 48–86.
4. Преподобный Левкий Волоколамский, игумен [Электронный ресурс] // Православный собор (Русская Православная Церковь). Режим доступа: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=prepodobnii-levkii-volokolamskii-igumen, свободный.
5. Леонид (Кавелин), архим. Указ.соч.
6. Зверинский В. В. Указ.соч. С. 197.
7. Там же. С. 197.
8. Там же. С. 197.
9. Там же. С. 234–235.
10. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. [Текст]. М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории; Славянский фонд Св. Владимира, 2009. С. 242.
11. Леонид (Кавелин), архим. Указ.соч.
12. Зверинский В. В. Указ.соч. С. 196–197.
13. Леонид (Кавелин), архим. Указ.соч.
14. ЦГАМ (Центральный государственный архив города Москвы). Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 20.
15. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 224 об. — 227 об.
16. Знаменский П. В. История русской Церкви. [Текст] / П. В. Знаменский. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 106; Андреев А., свящ. Становление финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви: история централизованного управления церковным имуществом и финансами в России [Текст]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 19.
17. Леонид (Кавелин), архим. Указ.соч.
18. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 224 об.
19. Зверинский В. В. Указ.соч. С. 196.
20. Там же. С. 196.
21. Доброклонский А. П. Указ.соч. С. 242.
22. Зверинский, В. В. Указ.соч. [Пагинация приложения]. С. X.
23. Там же. С. X–XI.
24. Там же. С. XI.
25. Зверинский, В. В. Указ.соч. С. 197.
26. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 224 с об.
27. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Лл. 227 об. — 228.
28. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 228.
29. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 228 с об.
30. Преподобный Левкий Волоколамский // Жития русских святых [Электронный ресурс]: в 2 т.: Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4461.htm, свободный.
31. Там же.
32. Леонид (Кавелин), архим. Указ.соч.
33. ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 225 с об.

Фото: www.sobory.ru


Игумен Тихон (Полянский) - настоятель Троицкой церкви с. Захарово Клинского районаИз истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1
Автор: Игумен Тихон Полянский
История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции

 


 

Из истории святости: монастырский уклад на РусиИз истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 1
Автор: игумен Тихон (Полянский)
Отмечая юбилей Крещения Руси, мы обращаемся к тем особенным дарам духовной жизни, которые восприняли восточно-славянские народы в крещальной купели. Одним из таких небесных дарований стала подвижническая жизнь русских святых. В домонгольскую эпоху в чине святых были прославлены страстотерпцы, благоверные князья и княгини, священноиерархи, преподобные монахи. Именно их было наибольшее число среди древних русских святых. Поэтому сегодня мы расскажем об истории монашества на Руси.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: pravklin (15.07.2016) | Автор: Игумен Серафим (Голованов)
Просмотров: 558
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика