Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Историческое развитие формы Таинства Крещения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 10.07.2020, 19:26 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Петров пост
Петров пост
15 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковные Таинства

Историческое развитие формы Таинства Крещения

Автор: Диакон Иоанн Иванов

В апостольские времена Таинству Крещения предшествовало научение основам веры во Христа и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного чинопоследования совершения Таинства. Известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях - по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (см. Деян. 8; 38), а также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (см. Деян. 10; 47, 48) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (см. Деян. 16; 33). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети.

Историческое развитие формы Таинства Крещения
Фото: священник Александр Ивлев

На рубеже I-II веков мужи апостольские крестили уже по определенной, хотя и очень простой схеме: обучали истинам веры, принимали покаяние крещаемых, были свидетелями их устного исповедания веры во Христа и троекратно погружали в воду "во Имя Отца и Сына и Святого Духа".

Обучение истинам веры, т.е. оглашение, обыкновенно продолжалось два или три года, в течение которых человеку, желающему принять Крещение, раскрывались важнейшие стороны христианского учения. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное Крещение всех оглашенных. Происходило это обычно в природных водоемах, реках и ручьях.

С III века особенную роль приобретает именно епископ: к нему должны были придти желающие принять Святое Таинство Крещения и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах этих людей, поведении в семейной и общественной жизни и заносил их имена в церковную книгу ("катастих"). Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были покинуть храм. Желающие принять христианское Крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах.

Со временем в чинопоследование Таинства были включены заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. Приступающие ко Святому Крещению исповедовали свою веру "в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих", т.е. читали Никео-Цареградский Символ веры.

Со временем совершение Таинства Крещения из естественных водоемов переместилось в баптистерии (специально устраиваемые при храмах бассейны). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело крещаемого Святым Миром и облекал его в белые одежды - символ чистоты и праведности, полученных им в Таинстве. На крещеного человека надевали нательный крест. После Крещения новопросвещенного причащали Святых Таин. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Русская Православная Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Греческой Церкви в том виде, в котором оно существовало к концу X века. И у нас это Таинство, как и в древние века, претерпевало некоторые незначительные изменения по своей форме.

Таинство Крещения
Фото: священник Александр Ивлев

Острым вопросом во всех христианских Церквях и в разные временные периоды оставался вопрос относительно Крещения младенцев. С одной стороны, ко Крещению должен приступать только тот, кто понимает смысл и значение прихода в Церковь. Из этого следует дилемма: младенцы и дети должны быть принимаемы только по достижении ими зрелости или они могут быть крещены по желанию их родителей? "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк.10,14; ср. Мф.19,14; Лк.18,16) - сказал Христос. И в результате богословских споров раннехристианского периода окончательно установилась практика Крещения младенцев. "Безумие учить, что дети могут наследовать вечную жизнь без Крещения", - так формулировал результат этих споров св. папа Римский Иннокентий I (V в.).

У христиан Запада утвердилось мнение, что Крещение может быть совершено непосредственно после рождения, а на Востоке еще в IX веке предпочитали крестить на 40-й день. Постепенно это различие восточной и западной практик сгладилось, но зато утвердилось другое различие: на Востоке Крещение детей и младенцев сопровождалось совершением Таинства Миропомазания, после которого младенец объявлялся достойным участвовать в Евхаристии. На Западе Миропомазание (конфирмация) в средние века отделилось от Крещения и стало совершаться епископом над детьми в возрасте 11-12 лет, после чего следовало первое Причащение.

Вопрос о Крещении детей не был окончательно устранен. Церковь должна была определить, совместима ли практика Крещения детей с учением о Таинстве Крещения? Вступление в Церковь совершается Духом Святым, Которого посылает Бог в Таинстве Крещения. Крещение требует последующей за ним веры крещеного как его ответа на Любовь Божию. Вступить в Церковь можно только через веру, но и пребывать в ней можно только в вере в Бога. Крещение было печатью принадлежности к народу Божиему.

Вступление в Церковь имеет отношение не только к вступающим в нее, но и к их потомкам. "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" (1 Кор. 7,14). Эти слова апостола Павла относятся к детям, рожденным от верующего отца и верующей матери, и означают, что они, дети, принадлежат к народу Божиему. Рождение детей верующих родителей открывало возможность их Крещения: они "святы", потому что родители их были крещены. Рождение от родителей-христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь.

Таинство Крещения
Фото: священник Александр Ивлев

Мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей. Отсюда вытекает основной вывод относительно Крещения младенцев и детей: оно совершается только над детьми лиц, состоящих в Христианской Церкви. Активная жизнь в Церкви выросшего ребенка зависит от его последующей веры. Такая вера является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя и изгладить факт духовного рождения.

 


Крестился - и все грехи простились?
Как и где лучше всего крестить младенца?
Сколько стоят крестины?

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: Pravklin (18.01.2012) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 3053
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика