Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Из истории иконографии Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 24.11.2017, 06:53 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Из истории иконографии Рождества Пресвятой Богородицы

Автор: епископ Балашихинский Николай

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы, как и прочие Богородичные праздники, в Византии появляется сравнительно поздно, в начале VI в. Официальное введение этого торжества приписывается императору Маврикию (конец VI в.) Первые песнопения в честь Рождества Богородицы составлены в середине VI в. преподобным Романом Сладкопевцем.

Древнейшие из дошедших до нашего времени изображений Рождества Пресвятой Богородицы (в византийском искусстве) относятся к IX в. На Руси сцена Рождества Богородицы встречается уже в росписях собора Святой Софии в Киеве — это фрески придела свв. Иоакима и Анны.

Появление иконографии праздника Рождества Богородицы обычно относят к концу VII — началу VIII вв., т. е. к тому времени, когда сам праздник получил повсеместное распространение в Церкви, но памятники доиконоборческого периода до нашего времени не дошли. Принято считать, что литературной основой для создания иконографии Рождества Богородицы послужили апокрифы — главным образом, т. н. Протоевангелие Иакова (II в.) Видимо, сам апокриф явился позднейшей записью существовавшего в Церкви устного предания. Появление еще одного апокрифа с описанием события Рождества Богородицы — т. н. Евангелия Псевдо-Матфея — относится к более позднему времени (IX в.)

Священное Писание почти не говорит о земной жизни Пресвятой Богородицы — зная Ее великое смирение, можно сказать: благоговейно умалчивает обо всем, что касается лично Ее. Содержащиеся в Предании сведения о рождестве и родителях Девы Марии представляют такую картину:у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Как-то праведный Иоаким пришел в Храм принести Богу жертву, но первосвященник отказал Иоакиму, так как тот «не создал потомства Израилю». В скорби удалился Иоаким в пустыню, молился и плакал там, а его жена осталась дома в одиночестве, тоже плакала и молилась. В это время их обоих посетило чудное видение — ангел, возвестивший, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого благовестия праведные супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима: «Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме…»

Когда праведная Анна зачала, и «прошли положенные ей месяцы», она в положенный срок, «в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить свое Чадо Богу и, по обычаю, отдать его в Иерусалимский Храм до наступления совершеннолетия…

Практически одновременно с созданием иконографического канона происходило и формирование гимнографии праздника: это составленные в VII—VIII вв. каноны преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина, стихиры святителя Германа Константинопольского, Анатолия Солунского и других песнописцев VIII—IX вв.

Уже на самых ранних изображениях Рождества Богородицы помимо праведной Анны и новорожденной Девы Марии появляется ряд персонажей; при этом праведного Иоакима не изображали — он не должен был находиться рядом с супругой во время родов. Святой Анне помогают одна или две служанки — они омывают новорожденную Марию. Омовение происходит в широком сосуде, обычно стоящем на ножке или подставке. Изображают также служанок или праведных жен, принесших святой Анне дары или угощения.

Все перечисленные лица присутствуют в композиции Рождества Богородицы уже в самых ранних памятниках — это и храмовая роспись, и книжная миниатюра. Праведную Анну обычно изображают на ложе полусидящей — это устойчивый прием изображения рождения без страданий. Например, на миниатюре хранящегося в Ватиканской библиотеке Минология Василия II (987–989 гг.) изображены праведная Анна, служанка, омывающая новорожденную Марию, и три служанки с дарами. Надо сказать, что в Минологии Василия II нашлось место и праведномуИоакиму: он вместе с Анной изображен на следующей миниатюре (9 сентября — в день памяти праведных БогоотецИоакима и Анны). Еще одна миниатюра иллюстрирует встречу праведных супругов у Золотых врат города, это Зачатие праведной Анны (празднование 9 декабря), т. е. событие, открывающее цикл миниатюр, посвященных Рождеству Богородицы и Ее детству (миниатюра Введения Богородицы во Храм).

С усложнением композиции основной сюжет Рождества Богородицы стал дополняться сценами из жизнеописания праведных Иоакима и Анна или из «Протоевангелия», а именно: принесение праведным Иоакимом жертвы в Иерусалимском храме; отказ первосвященника принять жертву у бездетного; плач Иоакима в пустыне и его молитва там; плач Анны в саду и ее моление; благовестиеИоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот (этот сюжет положен в основу получившей самостоятельное существование иконографии Зачатия праведной Анны).

Из храмовой росписи, где эти сюжеты изображали отдельно, они переходят и непосредственно в единое иконное пространство. С большими подробностями бытового характера изображают и главный сюжет: например, новорожденную Марию готовятся омывать две служанки, одна из которых держит дитя, а вторая наливает в купель воду из кувшина и одновременно пробует рукой, теплая ли вода. Одну или двух девушек-служанок изображают с опахалом, которым обмахивают младенца Марию. Праведного Иоакима в ранней иконографии не включали в основной сюжет композиции, но иногда присутствие его обозначали так: он мог заглядывать в помещение через окно или открытую дверь.

Сквозной темой Священного Предания — и литературного, и живописного — является безграничная любовь, нежность и забота, с которой относились к воспитанию своей Дочери праведные Иоаким и Анна. К помощи по воспитанию Богоизбранной Отроковицы привлекали они избранных благочестивых девиц.

Одной из умилительных сцен, наглядно иллюстрирующих тему семейной любви и воспитания, перешедших из храмовой росписи в иконографию Рождества Богородицы, является «Ласкание Марии». Младенец Мария здесь изображена на руках родителей.

«Протоевангелие» содержит интересную деталь, которая свидетельствует о том, как оберегали родители юную Марию: когда только Она научилась ходить, праведная Анна решила не отпускать Ее из пределов родительского дома, пока не наступит время ввести Ее в Храм Господень. Обещав посвятить свое Дитя Богу, праведные родители готовились исполнить это ответственное решение. Могли ли Иоаким и Анна поступить иначе, если Сам Бог чрез Ангелов Своих известил их о рождении долгожданного Чада?

Рождение Пречистой Девы Марии — будущей Матери Божией — стало важнейшим событием в истории всего рода человеческого — событием, возвестившим радость всей вселенной: из Нее воссияет Солнце Правды — Христос Спаситель. Но пока об этом могли лишь сокровенно радоваться Ее родители.

Все изображения Рождества Богородицы буквально пронизаны этой тихой радостью. Особенно проявляется это в деталях — на первый взгляд, чисто декоративных, но имеющих глубокую смысловую нагрузку. Как пример можно привести изображение источника, из которого пьют птицы — и большие, и птенцы. Это и пример трогательного отношения птиц к своему потомству, и напоминание о том, что Сам Господь посылает источники, напаяет и птиц небесных (Пс. 103:10–12), и символ грядущего избавления от сети ловящих (Пс. 123:7), и та хвала, которую воздают Богу праведные Иоаким и Анна вместе со всею тварью Божией (Пс. 148).

Приведем примеры того, как в памятниках древнерусской иконописи раскрывается содержание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Новгородская икона середины XIV в. из собрания С. П. Рябушинского (ныне — в Третьяковской галерее) — пример развитой иконографииосновного сюжета (самого Рождества Богородицы). Особенности изображения: Анна — и это достаточно редкий случай — изображена страдающей, она полулежит, отвернувшись от пришедших к ней с поздравлением и дарами жен (их четверо). Анна внимательно наблюдает за тем, как две служанки готовятся к омовению новорожденной Девы Марии. Из оконного проема за спиной Анны за происходящим наблюдает встревоженныйИоаким.

На иконе первой половины XV в. из Государственного Русского музея Анна изображена без страданий; она бодро сидит на своем ложе, принимая поздравления и дары от подходящих к ней поочередно жен. Две служанки готовятся омывать младенца Марию: одна налила в купель воду, а вторая пробует температуру воды рукой. Иоакима в композиции нет.

Икона XVI в. из Новгородского музея (НГОМЗ) — «Рождество Богородицы в житии» — представляет сложную композицию с 24 клеймами. В среднике — собственно Рождество Богородицы со сценой «Ласкания Марии». В основной части композиции обращают на себя внимание такие детали, как столик со стоящими на нем дарами; праведная Анна сидит и ведет беседу с женами, которые уже успели вручить ей свои дары.

На иконе начала XVI в. из Русского музея появляются новые детали: кроме сцены омовения младенец Мария изображена повторно, уже лежащей в колыбели. Одна из служанок веет над Нею опахалом, а вторая, видимо, напевает колыбельную… Праведная Анна сидит на ложе, а одна из служанок поправляет постель за ее спиной. Четыре жены, уже успевшие поздравить Анну, живо беседуют между собой. Над одром Анны — башенка, с которой за событием внимательно наблюдает праведныйИоаким.

Икона Рождества Богородицы с клеймами земной жизни, начала XVI в., из Устюженского краеведческого музея, напоминает Новгородскую (но житийных клейм в ней всего 18). В ней обращают на себя внимание тщательно проработанные детали.

Икона конца XV в. (Северные письма) из Третьяковской галереи подчеркнуто лаконична: к сидящей на ложе Анне подошли две девицы с сосудами; справа внизу служанка собирается омывать младенца Марию — с Нее уже сняты пелены. Вверху иконы помещены поясные изображения великомученика Димитрия Солунского, святителя Николая, пророка Илии и великомученика Георгия.

Икона начала XVII в. из музея им. прп. Андрея Рублева, в отличие от предыдущей, не только являет пример развитой иконографии праздника, но и содержит ряд новых деталей: в нижней части композиции помещено изображение источника, из которого пьют воду два лебедя. Сцена «Ласкания Марии» размещена в одной из башенок изящного здания, где происходит все действо. Тщательно выписаны архитектурные детали, лесенка, по которой поднимаются к Анне гости, богато украшено высокое ложе, на котором сидит Анна; причудливо извивается струя воды, которую наливает в купель служанка.

Икона XV в. из Львовской картинной галереи содержит интересную деталь: одна из жен, пришедших поздравить праведную Анну, трогательно припала к ней, а Анна обнимает ее правой рукой…

Сложная многофигурная композиция Рождества Богородицы с 16-ю житийными клеймами третьей четверти XVI в. из Рублевского музея содержит следующие сцены: в верхнем регистре средника — благовестиеправеднымИоакиму (слева) и Анне (справа). К молящимся супругам подлетают ангелы, несущие весть о том, что Господь услышал их молитвы. В этом же регистре в середине — уже осуществившееся чаяние праведных супругов — сцена «Ласкания Марии». Еще одна интересная деталь: в правой нижней части средника одна из служанок качает подвешенную за четыре угла колыбель младенца Марии.

Икона начала XVII в. из государственного музея-заповедника «Коломенское» содержит сюжет с птицами, пьющими воду из источника: это птицы разных видов и размеров. Здесь есть также сцена «Ласкания Марии» и припавшая к праведной Анне девица. В верхней части иконы, в облачном полукружии — Господь Саваоф.

Завершим наш краткий обзор иконой-«таблеткой» XV в. из Новгородского Софийского собора, в которой заслуживают внимания не только идеально прописанные детали, но и такая выразительная сцена, как юная служанка, сидящая возле колыбели младенца Марии. Запеленатая и укрытая красным одеяльцем Мария внимательно наблюдает за другой служанкой, которая веет над Нею опахалом, а первая девушка с укором обернувшись к своей подруге, видимо, просит ее не мешать убаюкивать Дитя. За всем происходящим наблюдает сидящий в башенке над входом в здание праведный Иоаким…

Приведенные в нашей заметке примеры древнерусской иконографии Рождества Богородицы показывают, насколько творчески, хотя и в пределах канона, подходили к своей задаче художники, а обилие интересных, подчас трогательных деталей свидетельствует о том, что каждый иконописец вложил в свое произведение и личные наблюдения.

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы не только воспроизводит подробную картину событий рождения Пречистой Девы Марии, но и убедительно раскрывает перед современным зрителем систему ценностей благочестивого супружества, семейной жизни, рождения и воспитания детей — тех непреходящих ценностей, которые подвергаются сегодня серьезным нападкам.

Источник: www.mepar.ru



Иконография Рождества Богоматери
Автор: Екатерина Шеко
Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам.



Рождество Пресвятой БогородицыРождество Пресвятой Богородицы
Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословениям, то окажется, что эти благословения - земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (21.09.2016) | Автор: епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 397
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика