Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Из истории местного церковного управления. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 18.08.2019, 05:33 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Из церковной жизни

Из истории местного церковного управления. Часть 2

Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)

В 1779 г. Святейшим Синодом была учреждена должность благочинных монастырей, уполномоченных надзирать за настоятелями монастырей и вверенной им братией.

Первая общая для всех обителей "Инструкция благочинным монастырей мужских и женских" напечатана была по распоряжению Святейшего Синода в 1828 г. Если архиерей назначал несколько монастырских благочинных, то монастыри епархии распределялись по монастырским благочинническим округам. Надзор за женскими монастырями поручался благочинному мужских монастырей, в редких случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений. При святителе Филарете (Дроздове) в Московской епархии было четыре монастырских округа: два округа в столице и два - в Московской губернии. В 1869 г. святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, сократил их до двух - одно благочиние монастырей столицы и одно - монастырей уездных. В 1915 г. уездное благочиние было поделено на два. Таким образом, перед революцией в Московской епархии в монастырском благочинии было три округа: в 1-й и 2-й округ входили уездные монастыри, 3-й округ составляли монастыри ставропигиальные.

В 1841 г. вышел новый Устав духовных консисторий, где опять оговаривались обязанности благочинного, а в 1857 и 1892 гг. вышли новые редакции Инструкции благочинным. Каждый уезд делился на благочиннические округа из 10-30 приходов, каждый под управлением своего благочинного. Благочинным первого округа (оно называлось градское благочиние или градской округ) обычно назначали настоятеля собора главного города уезда. Если в округе было больше 15 приходов, то в помощь благочинному мог назначаться помощник благочинного. Ежегодно благочинный подавал архиерею отчет по каждой церкви - клировые ведомости (ведомости о церкви), в которых сообщались сведения о причте, состоянии и имуществе храма, церковной земле и зданиях, принадлежавших к церкви, а также о прихожанах и владельцах селений прихода. Благочинные обязаны осматривать подведомственные им церкви не менее двух раз в год.

Согласно Инструкции благочинным редакции 1892 г., члены причта без ведома настоятеля, а священники без ведома благочинного не могли отлучаться далее чем на 25 верст от прихода. В другую епархию им разрешалось приезжать только с разрешения архиерея и с паспортом от Консистории. Причетники должны были являться к богослужению раньше священника. За опоздание или другие провинности священник не мог наказывать своих причетников (диакона, псаломщика, пономаря и других), например, денежными штрафами или другими мерами взыскания. Обо всем надо было докладывать благочинному. Благочинный мог делать братские внушения священникам, а диаконам и прочим причетникам в качестве наказания назначать поклоны в храме. Для записи провинностей причетников благочинный выдавал настоятелю особую тетрадь, скрепленную своей печатью.

В 1881 г. в Московской епархии в 13 уездах существовал 81 благочиннический округ: меньше всего было в Можайском уезде (три округа), а больше всего в Московском уезде - 9девять округов. В столице благочиния были объединены в более крупные подразделения - сороки: в 1881 г. 11 благочиний составляли 6 сороков. В 1902 г. в Москве было уже 17 благочиний; в том числе добавились благочиние Храма Христа Спасителя и единоверческое. Единоверческое (т. е. старообрядцы, имеющие общение с Русской Православной Церковью) благочиние не имело, как другие благочиния, постоянной территории, а состояло из разбросаных по епархии единоверческих приходов.

До начала ХХ в. благочиннические округа носили название села, в котором служил благочинный: если благочинный менялся, то и название округа тоже менялось. Например, в конце XIX в. было Татаринцевское благочиние Бронницкого уезда (когда настоятель с. Татаринцево Феодор Маслов был благочинным), а в начале ХХ в. оно уже называлось Сорокородни-Абакшинским благочинием (когда благочинным стал священник с. Абакшино-Сорокородня). Однако в документах, например, в резолюциях свт. Филарета, все благочинные Бронницкого уезда именуются бронницкими благочинными, хотя служили в разных селах и смотрели одновременно за разными округами уезда. Во второй половине 1910-х гг. от этого решили отойти. Благочиние стало называться по уезду (Бронницкое, Рузское и т. д.), но делилось на округа по номерам: 1-й округ такого-то благочиния, 2-й округ и т. д. В уездах стало от 3-х до 7-ми благочиннических округов. 1-й округ был в уездном городе. Старший священник именовался "благочинный 1-го округа Бронницкого благочиния иерей такой-то" и т. п. На 1915 г. в Московской епархии стало 13 благочиний (по числу уездов), в которых числилось 63 округа.

До реформ 1860-х гг. благочинные управляли приходом единолично и назначались архиереем. Начиная с 1860-х гг. благочинные избирались духовенством: в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность благочинных стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного Правящим архиереем. В 1881 г. выборность благочинных указом Синода была упразднена. 9 февраля 1910 г. сщмч. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) утвердил для епархии "Устав благочиннических советов в Московской епархии". В состав такого совета входил благочинный-председатель и два его помощника, иэбираемые сроком на три года духовенством благочиния.

Поместный Собор 1917-1918 гг. своим "Определением об епархиальном управлении" ввел новый порядок устройства благочиннических округов: его границы определялись епархиальными собраниями, которые ранее не существовали. Собор ввел новые органы управления благочинием: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы. В пастырских благочиннических собраниях должны были участвовать священники в обязательном порядке, а другие клирики - по желанию. Благочиннический совет являлся исполнительным органом благочиннических собраний. Но в условиях гонений на Церковь этот порядок был разрушен.

Поместный Собор 1945 г. в "Положении об управлении Русской Православной Церкви" ничего не говорит ни о благочиннических собраниях или советах, ни о выборности благочинных. По этому Положению, как и до революции, благочинные назначаются епархиальным архиереем на срок, доколе Преосвященный сочтет это необходимым. В послевоенные годы ввиду малочисленности приходов, а затем массового закрытия храмов при хрущевских гонениях, благочиния были образованы не во всех епархиях, а вся епархия являлась как бы одним благочинием.

В 1962 г. в Московской епархии было 13 благочиний и ни одного монастыря. В новое время число благочиний в епархии стало расти: на 2015 г. в Московской епархии имеется 48 благочиний (в среднем в благочинии сейчас 20-25 храмов). Появилось монастырское благочиние. Отдельная группа - единоверческие приходы. В некоторых благочиниях есть должность помощника благочинного. Были восстановлены собрания благочиний.

Начало статьи

Использованная литература
1. Православная Энциклопедия. Т. V. М.: Православная Энциклопедия, 2002.
2. Православная Энциклопедия. // Русская Православная Церковь". М.: Православная Энциклопедия, 2000. Д. А. Баловнев. Приходское духовенство в Древней Руси; Прот. Владислав Цыпин. Епархиальное управление и епископат. 1700-1999 гг.
3. Булгаков С. В. Настольная книга для Священно-церковно-служителей. Т. I. Репринт издания 1913 г. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
4. Ежегодник Московская епархия. М.: Русский раритет, 2011.
5. ИДДК. Электронная версия энциклопедии Брокгауза и Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами (6 CD). Бизнессофт, 2004.
6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
7. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М.: Спасо-Преображенского монастыря, 1996.
8. Стоглав. Казань. Типография Губернского Правления, 1862.
9. Архиепископ Платон (Левшин). Инструкция благочинным, иереям и протоиереям. М.: Московская Синодальная типография, 1775.
10. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Сочинённый господином тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. Ч. 1-3. СПб.: Тип. горн. училища, 1793.
11. Колоухин С. Монастырские благочиннические округа Московской епархии в последней трети XIX - начале XX вв. // Московские Епархиальные Ведомости, № 7-8 и 9-10 за 2014 г.

Источник: www.mepar.ru

Фото: Юлия Павлюк

Писцовые книги XVI векаПисцовые книги XVI века. Часть 1
Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)
Проводить переписи на Руси стали татаро-монголы для собирания дани. Великий князь Иван III, покорив Новгород и переселив часть новгородских семей сюда, а московских служилых людей - в Новгородщину, начал систематическое описание присоединяемых к Москве новгородских земель.
Данные второй переписи вносились в книги, получившие название писцовых. В XVIII в. с этих книг из-за ветхости был сделан список, который сейчас хранится в Российском Государственном архиве древних актов. Именно его используют исследователи истории храмов и селений. Неподготовленному читателю бывает тяжело понять все термины и понятия, упомянутые в писцовых книгах. В данной статье мы попытаемся разобрать и объяснить основные из них.



Писцовые книги XVI векаПисцовые книги XVI века. Часть 2
Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)
В писцовых книгах погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем и домами духовенства, но без домов простых жителей. Погосты принадлежали исключительно самому царю и обычно приписывались к местной речке. Из-за того, что при храмах всегда хоронили умерших христиан, погостом стали называть и кладбище; и в позднее время погостом называли исключительно кладбище без отношения к храму.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Из церковной жизни | Добавил: pravklin (26.06.2015) | Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)
Просмотров: 1837
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика