Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Как можно научиться молиться?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 23:35 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Как можно научиться молиться?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Нередко люди жалуются, что у них не получается нормально молиться - во время молитвы одолевает сон, приходят в голову всякие умные и полезные мысли на разные темы, вспоминаются всевозможные жизненные ситуации и т.д.

Ничего удивительного в этом нет. Все мы изучали физику. Поэтому можем вспомнить некоторые ее законы. Известно, что всякому действию есть противодействие. Подобное происходит и в духовном мире. Когда мы начинаем делать хорошее дело - а молитва это одно из самых важных добрых дел, - то возникают разного рода обстоятельства, которые нам мешают это делать. Например, человек, не имеющий еще духовного опыта, начал ходить в церковь молиться и участвовать в богослужении.

Как можно научиться молиться?

Сразу же появляются типовые искушения. Вот некоторые из них.

Человек входит в храм и сразу же ощущает на себе взгляды многих людей, у него появляется чувство, что все смотрят на него. И так все время до конца богослужения.

Следующее типовое искушение: нападает зевота, сонливость, слипаются от усталости глаза, буквально засыпаешь стоя. Но как только окончится богослужение и время молитвы - такое состояние как ветром сдуло.

Вот еще одно типовое искушение несколько иного характера, как думается. Человек искренне пришел в храм помолиться за богослужением. И вот человек стоит, а кажется, что на его плечи положили тяжелые мешки: так трудно стоять. Все тело буквально ломит от тяжести, ноги гудят и отказываются подчиняться.

Аналогичные ситуации, правда, случаются и в других жизненных обстоятельствах. Если я иду по улице вместе с другом и нам встречается его хороший знакомый, то они могут долго и с интересом разговаривать. Я же, для которого этот разговор будет неинтересен, буду стоять, переминаясь с ноги на ногу, и, может, даже спина заболит. Мой же друг стоит и бодро ведет разговор. У него таких проблем, как у меня, не возникло.

Человек, не сроднившийся с церковной молитвой, стоя в храме, удивляется, как стоят много часов в храме на богослужении слабенькие старушки и как весело после службы бегут домой. Так ведь им было интересно молиться, они духовно участвовали в том, что совершается в храме!

Когда человек стремится понимать богослужение и вникает в то, что поется и читается в церкви, все происходящее на службе становится близким и дорогим, поэтому и все описанные искушения рассеиваются, хотя появляются и новые. Приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться на словах молитвы. Впрочем, эти искушения, отвлекающие нашу мысль от Бога и от смысла произносимых слов, мешают духовной жизни и дома, и в храме.

Таким образом, мы понемногу начинаем приходить в себя и понимать то, что называется по-славянски "духовной бранью", т.е. духовной битвой с собственными мыслями и чувствами, которая должна совершаться в нашем уме и нашем сердце.

Мы встали на молитву и хотим говорить с Богом. В данное время для нас это самое важное дело, а все остальное, как бы оно существенно и нужно не было, - несвоевременно, это следует отложить на потом. Так, если пришли на прием к очень значимому человеку, не будем же мы все время отвлекаться на другие дела и вести посторонние разговоры… А уж тем более это существенно во время разговора с Богом.

Когда мы едем на велосипеде, то для того, чтобы ехать по дороге прямо, мы все время подруливаем. Так и во время молитвы: нужно постоянно отодвигать в сторону самые, казалось бы, актуальные дела и полезные мысли, чтобы все время прилагать усилия, дабы наш ум был направлен именно на те мысли и слова, которые мы приносим Богу. Иногда это очень трудно дается. Кроме этого, следует обратить внимание и на то, что непрощение обид, недобрые слова и поступки по отношению к другим людям однозначно мешают нашей молитве.

Без постоянной духовной борьбы ни духовное возрастание, ни благодатная молитва невозможны. Ведь молитва - это далеко не только наши усилия, но и, в первую очередь, дар Божий.

Кроме того, следует сказать, что во время молитвы следует выключить наши воображение и мечтательность. Не следует себе представлять в это время ни Бога, ни Богоматерь, ни святых, ни то, как они к нам относятся. Молясь перед иконой, не нужно с большим вниманием рассматривать лик иконы. Во время молитвы ведь не мы через икону смотрим на Бога, а, скорее, Он на нас. Надо со вниманием говорить слова молитвы Богу, все время отбрасывая посторонние мысли и чувства.

Можно молиться дома перед иконами и с закрытыми глазами.

Учиться молиться - значит учиться общаться с Богом.

Фото: Василий Кузьмин

Человеку, говорящему, что он верует в Бога, но Ему не молится
Как нам научиться молиться?
О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.05.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3895
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz