Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А.А. Алябьев
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 23.04.2024, 19:21 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А.А. Алябьев

Автор: священник Анатолий Трушин

«Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...»

Б.В. Асафьев

 

Александра Александровича Алябьева по праву можно считать одним из первых предшественников русских композиторов-классиков. Впервые в его сочинениях, музыкально развитых другими композиторами во второй половине XIX в., зазвучали темы изгнанничества, одиночества, странничества, неразделенной любви. Многие мотивы его произведений звучали в романсах и сто лет спустя. Хоть наследие композитора и представлено почти всеми музыкальными жанрами его времени, но центральное место в нем занимает именно вокальная лирика. Александр Алябьев писал романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина1, Василия Андреевича Жуковского, Дениса Васильевича Давыдова, Ивана Ивановича Козлова, Петра Андреевича Вяземского, Михаила Юрьевича Лермонтова и других известных поэтов.

Классическими образцами романсов стали «Соловей» на стихи Дельвига, «Зимняя дорога» и «Я вас любил» на стихи Пушкина. Но, конечно, наибольшую известность получил «Соловей». Его распевали повсюду. Михаил Глинка написал фортепианные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса. Его исполняли величайшие певицы мира в качестве вставного вокального номера в опере «Севильский цирюльник» Россини.

Перу Алябьева принадлежат также пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, в том числе «Буря» по Уильяму Шекспиру), балет, музыку к театральным пьесам и водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату. Он первым из русских композиторов создал музыку к театральным постановкам произведений Пушкина «Кавказский пленник» и «Русалка», составил, сделал аранжировку и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – русских, украинских, кавказских, татарских и др. Александр Алябьев также является автором духовной музыки. Он написал более 100 песнопений, среди которых выделяется полный цикл Литургии для мужского хора и Литургия Преждеосвя- гценных Даров. Но судьба богатого наследия композитора сложилась драматично: большая часть его произведений (всего их более 450) так и осталась в рукописях, многие из которых утеряны.

* * *

«Иногда в музыке нравится что-то совсем неуловимое и не поддающееся критическому анализу...
Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!»
П.И. Чайковский

Александр Александрович Алябьев родился 4(15) августа 1787 г. в городе Тобольск, где его отец, Александр Васильевич Алябьев, служил вице-губернатором. Александр Александрович получил хорошее домашнее образование и уже с малых детских лет начал приобщаться к занятиям музыкой. Вся семья вице-губернатора, которая была покровителем местного театра и оркестра, не пропускала практически ни одного спектакля или концерта.

В 1796 г. Алябьевы переехали в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались и серьезные занятия музыкой. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, продолжая светское образование в Благородном пансионе Московского университета. Тут он занимается игрой на фортепиано у Джона Филда2 и здесь же, в 1810 г., были изданы его первые сочинения – «Новый французский романс» с аккомпанементом для фортепиано, два фортепианных вальса и Первый струнный квартет3. Но, несмотря на то, что он уже проявил себя как композитор, на этом его образование закончилось – желание защищать Отчизну от врага преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступил в Ахтырский гусарский полк, где прошел путь от корнета до подполковника.

Александр Александрович участвовал в крупных сражениях, заслужил славу отважного офицера, а потом попросил, чтобы его откомандировали в партизанский отряд4 отважного гусара и знаменитого поэта Дениса Давыдова. За свои боевые заслуги Алябьев удостоился множества наград, и позднее в его послужном списке будет отмечено: «Будучи употреблен в опасных местах, везде отлично исправлял данные ему поручения». «Гусарская вольница» пришлась по душе композитору, поэтому после войны он еще долго ходил в военном мундире. За эти годы у него появилось много боевых друзей, среди которых были и будущие декабристы, такие как: Петр Александрович Муханов, Александр Александрович Бестужев-Марлинский, Федор Николаевич Глинка. На Отечественной войне 1812 года он также сдружился с Александром Сергеевичем Грибоедовым.

В 1823 г. Алябьев, подав рапорт об отставке от военной службы в чине подполковника «с мундиром и полным пенсионом», начал серьёзно заниматься музыкой. В том же году он написал оперу «Лунная ночь, или Домовые». Она была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы, но в репертуаре не удержалась и даже не была издана. Аналогичная судьба постигла и следующее крупное сочинение композитора – водевиль «Путешествующая танцовщица» (1824). Он был забыт после нескольких спектаклей в Москве. Даже помощь друзей – композитора Алексея Николаевича Верстовского5 и переводчика Александра Ивановича Писарева6, с которыми Алябьев написал еще две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или Дело мастера боится» (1824) и «Приключения калифа» (1826), – не смогла изменить ситуацию. В это же время он совместно с Верстовским создал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра и музыку к водевилю Николая Ивановича Хмельницкого7 «Новая шалость, или Театральное сражение».

24 февраля 1825 г. жизнь Александра Алябьева кардинально изменилась. После скандала на званом ужине для друзей в его доме он на два года попал под следствие и находился в заключении. Ничего не могли сделать знатные, богатые родственники композитора. Они добились единственного: в камеру Алябьева разрешили поставить фортепьяно, и композитор получил возможность отвлечься от своей горькой участи. Именно находясь в тюремном заключении Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение – романс «Соловей». Тогда же им был сочинен комический балет «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты». Состоявшийся, наконец, судебный процесс завершился ссылкой в Сибирь. Близкие Алябьева подозревали, что причина этого сурового заключения кроется в дружбе композитора с декабристами. В письме к своей сестре Екатерине, которая добровольно последовала за ним в ссылку, он писал: «...Не так живи, как хочется, а как Бог велит; никто столько не испытал, как я, грешный...»

Находясь в ссылке в родном ему городе Тобольске, Алябьев жил на приходе Захарьевской церкви. В это время он начал писать церковную музыку, которая, к сожалению, в основном осталась неизданной. В Сибири Алябьев написал такие замечательные романсы, как «Зимняя дорога», «Иртыш», «Два ворона» и другие, которые пересылал друзьям в столицу, поэтому произведения композитора продолжали звучать на концертах в Москве и в Петербурге. Однако на афишах имя Алябьева не указывали, обозначая только инициалами – «А. А.».

Перенесенные страдания, сырость одиночной камеры, полученные на войне раны – все это сказалось на здоровье композитора, которое становилось все хуже и хуже. Хлопоты родственников увенчались успехом, и в 1831 г. Алябьеву разрешили на два года поехать на Кавказские минеральные источники подлечиться. Однако путешествие на Кавказ не изменило его социального положения – он по-прежнему оставался ссыльным и находился под надзором властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 г. композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал. Тут же было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора – его занятиям музыкальным фольклором.

Алябьеву принадлежат первые в Российской Империи обработки народных песен мира. Он записал грузинские, армянские, цыганские, азербайджанские мелодии, песни других кавказских народов, выпустил сборник романсов «Кавказский певец» и составил, совместно с украинским историком-фольклористом Михаилом Александровичем Максимовичем8, сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 г. и положительно отмеченный Гоголем. Тогда же он написал мелодраму «Кавказский пленник» (по произведению Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» на сюжет Бестужева-Марлинского.

Разрешенный срок Кавказского путешествия подходил к концу, и Алябьев был вынужден снова вернуться в ссылку. На этот раз его отправили в Оренбург, губернатором которого в то время был Василий Алексеевич Перовский9. Он был известен своими военными заслугами, а во время выступления декабристов был рядом с царем на Сенатской площади и прикрывал его от пуль. Генерал-губернатор проникся сочувствием к композитору и обратился к Николаю I с просьбой о смягчении его участи. Царь не мог отказать в просьбе такому человеку, и Алябьев получил разрешение жить в поместье у родных, но ему запрещалось приезжать в Санкт- Петербург и Москву. Василий Алексеевич этим разрешением не ограничился и добился, чтобы Алябьева восстановили в гражданских правах. Он взял композитора к себе на службу, причем дал ему предписание по пути в Оренбург заехать в Москву. Оказавшись в столице, Аляьбев не спешил с прибытием на место службы, впрочем, Перовский и не торопил его10.

20 августа 1840 г. в селе зятя композитора Владимира Михайловича Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы Александр Александрович Алябьев обвенчался с овдовевшей к тому времени Екатериной Александровной Офросимовой11. В письме к одному из своих родственников она позднее напишет: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».

24 апреля 1842 г. Алябьеву, находившемуся в Москве полулегально, было «высочайше предписано выехать на жительство» в Коломну, куда композитор с женой отправился 16 мая. 6 апреля 1843 г. Екатерина Александровна Алябьева подала князю Д.В. Голицыну письменную просьбу: восстановить ее мужа на службе и ходатайствовать о разрешении ему жить в столицах. Разрешение было получено в июне, и уже 5 июля в Коломенском городническом правлении Александр Алябьев дал подписку в том, что ему «о Высочайшем соизволении разрешения... жительства в Москве коломенским господином городничим... объявлено». Жить было позволено «под надзором полиции», но с тем, чтобы «не показываться на публике». Выполнять это было сложно, поскольку музыка Алябьева исполнялась повсюду и композитор был желанным гостем на концертах. Здесь же, уже находясь на «легальных» основаниях в Москве, он снова вошел в театральную среду и писал музыку к драматическим спектаклям. В 1847 г. началась его дружба с Александром Сергеевичем Даргомыжским12.

22 февраля 1851 г. Александр Александрович Алябьев умер в доме своей жены, а 4 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви, близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой.

В 1853 г. попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды монастыря, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. До самой смерти Екатерины Александровны в церкви служились ежедневные панихиды, а после ее смерти ежедневные службы заказывала ее воспитанница – Леонилла Пассек-Сорокина. Симонов монастырь был разрушен в 1930 г., кладбище сровняли с землей, и семейные могилы четы Алябьевых бесследно исчезли.

* * *

Впервые к церковной музыке Александр Александрович Алябьев обратился в родном ему Тобольске, находясь там в ссылке. Одним из таких сочинений является известная многим церковным регентам и певчим Литургия ре-минор. Хоть она и стала известна большинству современных исследователей значительно позже двух других Литургий Александра Алябьева, но прочно вошла в употребление многих мужских церковных хоров. То, что эта Литургия предназначалась не для смешанного хора, а только для мужских голосов, позволяет предположить, что Алябьев ориентировался на хор мужского Знаменского монастыря города Тобольска, в котором он жил в ссылке и для которого писал церковные песнопения.

О стремлении Алябьева ознакомить широкий круг слушателей с этим сочинением говорят два дружеских письма 1834 г.: первое адресовано композитору Алексею Верстовско- му, второе написано Алексеем Алексеевичем Тучковым, другом Алябьева. «...Звуки этой музыки остались у меня навсегда в памяти. Скажите, послали ли Вы напечатать эту чудную, прелестнейшую музыку?»

После смерти композитора его жена, Екатерина Алябьева, подарила Троице-Сергиевой лавре автограф хоровых голосов с надписью, выгравированной золотыми буквами на переплете каждой из четырех тетрадей: «Литургия Иоанна Златоустаго на четыре голоса. Музыка А.Алябьева. Принесено в дар Троицкой лавре Екатериною Александровною Алябьевою на память о ея супруге. 1851 год».

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Александра Александровича Алябьева «Херувимская песнь». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.

Список использованной литературы

  1. Доброхотов Б.В. Александр Алябьев: Творческий путь. М., 1966.
  2. Лазарева А. Последние часы дома Алябьева. СПб., 1906.
  3. Леваядо П.П. Проблемы хороведения. Лг., 1974.
  4. Левашева Е.М. История русской музыки. М., 1988.
  5. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 1968.
  6. Тимофеев Т.Н. А.А.Алябьев: Очерк жизни и творчества. М., 1912.
  7. Штейнпресс Б.С. Алябьев в изгнании. М., 1959.
  8. Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.

[1] 22 романса Алябьевым написаны на стихи Александра Сергеевича Пушкина, из них 15 - при жизни поэта.

2 Джон Филд (26 июля 1782 - 11(23) января 1837) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.

3 Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.

4 Этот партизанский отряд прославился своей храбростью и бесстрашием, на его счету было множество отчаянных вылазок и нападений на французские войска. Однако особой дисциплиной они не отличались. Однажды отряд Давыдова без разрешения и санкции высшего командования захватил Дрезден. Командира отстранили, вместе с ним в знак протеста уехал и Алябьев. Вскоре друзья снова стали служить вместе в гусарском полку, командиром которого был назначен Давыдов. Этот полк первым вошел в Париж.

5 Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799 - 5(17) ноября 1862) - русский композитор и театральный деятель.

6 Писарев Александр Иванович (14 июля (26 июля) 1803 - 15 марта 1828) - русский драматург, автор водевилей, театральный критик.

7 Николай Иванович Хмельницкий (11(22) августа 1789 (по другим данным - 1791) - 8(20) сентября 1845) - русский драматург, смоленский губернатор в 1829-1837 гг. Потомок Богдана Хмельницкого.

8 Михаил Александрович Максимович (3(15) сентября 1804 - 10(22) ноября 1873) - русский и украинский учёный, историк, ботаник, этнограф, филолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского университета Св. Владимира. Его имя носит Научная библиотека Киевского университета.

9 Граф Василий Алексеевич Перовский (9(20) февраля 1795 - 8(20) декабря 1857) - генерал от кавалерии, генерал- адъютант, оренбургский губернатор, затем генерал-губернатор. Руководил ранними попытками завоевания Средней Азии - Хивинским походом (1839-1840) и Кокандским походом (1853).

10 Алябьев прожил в Москве нелегально несколько лет. Ему приходилось устраивать постоянные инсценировки, чтобы не докучала полиция. Он разъезжал по городу в дорожном экипаже с привязанным к нему сзади пустым сундуком, как будто отправляясь в дальнюю дорогу.

11 Еще до 1825 г. Алябьев ухаживал за Екатериной Александровной, познакомившись с ней на одном из балов. Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на стихи Пушкина.

12 Александр Сергеевич Даргомыжский (2(14) февраля 1813 – 5(17) января 1869) – русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX в.


Источник: mepar.ru

 


С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора
Автор: священник Анатолий Трушин
Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего несвободного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 г. — через 2 года после смерти самого Дегтярева

 


Композитор А.Л. Ведель: к 250-летию со дня рождения
Автор: священник Анатолий Трушин
Ведель получил прекрасное гуманитарное образование, в том числе и музыкальное. Юноша чудесно пел, играл на скрипке, поэтому в оркестре исполнял ведущие партии, а его тенор был настоящим украшением Академического хора

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (12.09.2017) | Автор: священник Анатолий Трушин
Просмотров: 3111
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика