Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А.С. Аренский
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 20:11 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А.С. Аренский

Автор: священник Анатолий Трушин

 

 

«Удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает.
Это очень интересная музыкальная личность».
П.И. Чайковский

Церковь и культура

Замечательный русский композитор-лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры – Антон Степанович Арен­ский по праву принадлежит к лучшим музы­кальным умам.

В своих сочинениях Антон Степанович тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам. Они искренни, просты музыкальным выражением, но в то же время высоки мастерством, изящны и тонки факту­рой. Аренскому была близка русская народная песенность. Но едва ли можно обнаружить в них яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю.

В творчестве композитора заметно вли­яние русских композиторов: Антона Григорье­вича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковско­го, Николая Андреевича Римского-Корсакова и Александра Порфирьевича Бородина. Но не избежал он также и влияния западного форте­пианного стиля музыки Роберта Шумана, Фри­дриха Шопена и Феликса Мендельсона.

Аренский имеет большое значение и как педагог – он автор ряда теоретических трудов и учебников. Среди учеников Аренского – Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (исключенный с большим скандалом Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр1, Георгий2 и Лев3 Конюс, Арсений Корещенко4, Александр Гольденвейзер5 и многие другие.

К сожалению, Антон Степанович Аренский несправедливо забыт в наше время. Музыкан­ты и любители музыки конца XIX и начала XX вв. не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего век будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы6, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, испол­нялись знаменитыми артистами, горячо при­нимались критикой и публикой7...

* * *

«Люблю музыку и желаю сделать для нее то,
что могу, что в моих силах».
А
. С. Аренский

Антон Степанович Аренский родился 30 июня (12 июля) 1861 г. в Новгороде. Его отец, Степан Аренский, был врачом и большим лю­бителем музыки, к тому же он был виолончелистом-самоучкой. Мать, Надежда Антиповна, – сестра писателя и драматурга А.А.Потехина8, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично». Родители позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетне­го возраста. Уже к девяти годам Антон обнару­жил склонность к сочинению.

Переехав в Петербург, он стал учиться на курсах в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо под руководством профессо­ра Санкт-Петербургской консерватории К.К. Зике9. Карл Карлович обучал его игре на фортепиано и теории музыки. По оконча­нии курса в гимназии Аренский занимался в Санкт-Петербургской консерватории у про­фессоров Иогансена10 (контрапункт и фуга) и Н.А. Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Сочинение давалось Аренско­му легко11. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, он успевал сочинить фугу, кото­рая оказывалась лучшей в классе12.

В 1882 г. Антон Степанович с золотой меда­лью13 окончил Петербургскую консерваторию по классу специальной теории и композиции Римского-Корсакова. В этом же году Аренский уехал в Москву, и его пригласили преподава­телем в Московскую консерваторию. Там он стал одним из лучших профессоров по классу гармонии, контрапункту и теории компози­ции. Каждый из этих предметов он попытался развить и внести что-то новое для облегчения обучения студентов14. Своей неординарностью, артистизмом, творческим отношением к пред­мету Антон вызывал восхищение учеников15.

По прибытии в Москву участие в жиз­ни Аренского стал принимать и Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с ним оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов. Тогда же Антон Аренский познакомился с Сер­геем Ивановичем Танеевым, который писал: «От теории я освобожден благодаря приезду Аренского... Я с ним очень подружился, захо­жу к нему почти каждый день; премилый мо­лодой человек и очень талантливый.. ,»16

Творческий путь Аренского ограничи­вался не только преподаванием в Московской консерватории и сочинительством. В период с 1888 по 1895 гг. Аренский руководил концер­тами Русского хорового общества. А с 1895 по 1901 гг. был управляющим Придворной певче­ской капеллы. Будучи прекрасным пианистом, Аренский выступал не раз и с концертами. Большое впечатление он произвел в Петербур­ге привезенным им из Москвы в 1895 г. трио D-moll17, в котором великолепно исполнил фортепианную партию18.

Выйдя в 1901 г. в отставку, Аренский всеце­ло отдался творчеству, написав балет «Ночь в Египте», оркестровую увертюру «Маргарита Го­тье» (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина, ряд поэтичных и колоритных ор­кестровых пьес с мелодекламацией на стихо­творения в прозе И.С. Тургенева, фантазию для фортепиано с оркестром на русские темы на­родного певца-сказителя Трофима Григорьеви­ча Рябинина, где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы.

Среди прославленных исполнителей сочи­нений Аренского был Федор Иванович Шаля­пин: пел он и романтическую балладу «Волки», ему же посвященную, и «Детские песни», и – с наибольшим успехом – «Менестреля».

В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочине­ний Аренского выступала В. Комиссаржевская19.

С 1901 г. он активно продолжил исполни­тельскую деятельностью, которую до этого постоянно прерывал из-за преподавания в Мо­сковской консерватории и управления хорами. Аренский выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Киши­нев, Николаев, Орел, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собствен­ных сочинений. В это же время осуществил концертное турне по городам России с кварте­том герцога Мекленбургского. В последний раз Антон Аренский выступил перед публикой в 1904 г. в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чай­ковского «Был у Христа младенца сад».

Последние годы жизни Аренский подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное – «Буря» (Шек­спир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения.

Антон Степанович Аренский умер 12 (25) февраля 1906 г. в Перкярви, близ Териоки20 (Зеленогорск, под Петербургом) в возрасте 45-ти лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В том же году, стараниями его учеников, на могиле ком­позитора была сооружена ажурная металличе­ская застекленная часовня.

* * *

За время управления капеллой Аренским был написан ряд духовно-музыкальных сочи­нений. Изредка на клиросах за богослужением можно услышать такие его песнопения, как: «Отче наш», «Херувимская», «Хвалите Госпо­да», «Христос Воскресе» для детских голосов. Однако более широкое употребление и спрос они получили в 20-30-е гг. XX столетия в Рус­ской Православной Церкви за рубежом.

Источник: mepar.ru


  1. Рейнгольд Морицевич (при рождении Эрнест) Глиэр (1874-1956) - советский, украинский и российский компо­зитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1946,1948,1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга. Рейнгольд вспоминал об Аренском следующее «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер».
  2. Георгий Эдуардович Конюс (1862-1933) - российский теоретик музыки, композитор и педагог.
  3. Лев Эдуардович Конюс (1871-1944) - российский пианист и музыкальный педагог.
  4. Арсений Николаевич Корещенко (1870-1921) - российский композитор.
  5. Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - российский советский пианист, композитор, педагог, публи­цист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
  6. Среди его творческого наследия: опера «Сон на Волге» (по А.Н.Островскому). Аренский дополнил и перерабо­тал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода», где более всего ему удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом также и одноактная опера «Рафаэль» (1894).
  7. Об одном из таких моментов творчества Аренского сохранилось воспоминание из писем П.И.Чайковского И.А.Всеволожскому от 11 января 1891 г.: «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Вол­ге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от нее истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, произво­дят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произ­ведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <...> Многие сцены вызвали у меня на глазах слезы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. <... > Аренский, по-моему, имеет блестящую будущ­ность, если встретит поощрение. В нем настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»
  8. Алексей Антипович Потехин (1 (13) июля 1829 - 16 (29) октября 1908) - русский драматург и романист. Боль­шинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 г. в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало. Был членом Общества любителей российской словесности. В 1880 г. стал одним из инициаторов создания первого памятника Гоголю. В 1900 г. избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.
  9. Карл Карлович Зике (1850 или 1851 - 22 мая (3 июня) 1890) - русский композитор, капельмейстер и педагог. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1878) по классам фортепиано А.Виллуана и композиции Н.Зарембы. Дирижировал оперными спектаклями в Музыкально-драматическом кружке любителей, где поставил в первый раз в Санкт-Петербурге оперы «Евгений Онегин» Чайковского (1883) и «Кузнец Вакула» Соловьева. Был профессором сначала в Московской, потом в Санкт-Петербургской консерваториях; его учениками были, в частности, Антон Арен­ский и Николай Черепнин.
  10. Юлий Иванович Иогансен (28 февраля 1826 - 27 или 28 июля 1904) - музыкальный теоретик.
  11. Еще в консерваторские годы он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы «Сон на Волге» (на сюжет А.Н.Островского).
  12. Русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель Михаил Фабианович Гнесин вспоминал, что «...большая часть работ, написанных им в консерваторский период, сочинялась им тут же на уроке, в то время как профессор просматривал работы его товарищей. Нередко оказывалось, что экспромтом написанное со­чинение Аренского значительно превосходило по качеству работы его товарищей, также людей даровитых и подолгу работавших над своими задачами».
  13. Его экзаменационные работы - баллада «Лесной Царь» (И.В.Гёте) и симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися и лучшими среди учеников за все время консерватории.
  14. За время профессуры Аренский опубликовал теоретические труды «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки». Эти тру­ды были приняты учебниками в консерватории и вышли в 1900 г. вторыми изданиями.
  15. Р.М.Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который дол­жен подготовить к сдаче экзамена, а подлинный художник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени». В мемуарах А.Б.Гольденвейзера Арен­ский предстает как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта...». Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Но с некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н. Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.
  16. Из письма П.И. Чайковскому от 24 октября 1882 г.
  17. Оценку этого произведения можно встретить в «Диалогах» Игоря Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио».
  18. Несмотря на дефекты техники (не смог получить специального фортепиано образования, в принципе, как и Петр Ильич Чайковский), умел придать своей игре артистизм и блеск.
  19. Вера Федоровна Комиссаржевская (27 октября (8 ноября) 1864 - 10 (23) февраля 1910) - знаменитая русская актриса начала XX в.
  20. Территория Финляндии, которая на тот момент входила в состав Российской Империи.

Список использованной литературы

  1. Anton Arensky (1861-1906) Find A Grave Memorial. Электронный ресурс.
  2. Корабелъникова Л. Антон Степанович Арен­ский. Электронный ресурс: http://www.belcanto.ru/ arensky.html.
  3. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музы­кальной жизни. М.: Музыка, 1982.
  4. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. М.: Классика-XXI, 2005.
  5. Танеев. Письма. М., 1951.
  6. Чайковский П.И. Полное собрание сочине­ний. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1978. XVI-А.
  7. Юрий Ханой. «Скрябин как лицо». С.-Петербург: Центр Средней Музыки & Лики Рос­сии, 1995.

 

Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.

 

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (28.11.2016)
Просмотров: 3092
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz