Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А.С. Аренский
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 29.06.2017, 01:41 | RSS
 
Форма входа


Петров пост
Петров пост
12 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А.С. Аренский

Автор: священник Анатолий Трушин

 

 

«Удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает.
Это очень интересная музыкальная личность».
П.И. Чайковский

Церковь и культура

Замечательный русский композитор-лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры – Антон Степанович Арен­ский по праву принадлежит к лучшим музы­кальным умам.

В своих сочинениях Антон Степанович тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам. Они искренни, просты музыкальным выражением, но в то же время высоки мастерством, изящны и тонки факту­рой. Аренскому была близка русская народная песенность. Но едва ли можно обнаружить в них яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю.

В творчестве композитора заметно вли­яние русских композиторов: Антона Григорье­вича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковско­го, Николая Андреевича Римского-Корсакова и Александра Порфирьевича Бородина. Но не избежал он также и влияния западного форте­пианного стиля музыки Роберта Шумана, Фри­дриха Шопена и Феликса Мендельсона.

Аренский имеет большое значение и как педагог – он автор ряда теоретических трудов и учебников. Среди учеников Аренского – Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (исключенный с большим скандалом Аренским со второго курса свободного сочинения), Рейнгольд Глиэр1, Георгий2 и Лев3 Конюс, Арсений Корещенко4, Александр Гольденвейзер5 и многие другие.

К сожалению, Антон Степанович Аренский несправедливо забыт в наше время. Музыкан­ты и любители музыки конца XIX и начала XX вв. не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего век будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы6, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, испол­нялись знаменитыми артистами, горячо при­нимались критикой и публикой7...

* * *

«Люблю музыку и желаю сделать для нее то,
что могу, что в моих силах».
А
. С. Аренский

Антон Степанович Аренский родился 30 июня (12 июля) 1861 г. в Новгороде. Его отец, Степан Аренский, был врачом и большим лю­бителем музыки, к тому же он был виолончелистом-самоучкой. Мать, Надежда Антиповна, – сестра писателя и драматурга А.А.Потехина8, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично». Родители позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетне­го возраста. Уже к девяти годам Антон обнару­жил склонность к сочинению.

Переехав в Петербург, он стал учиться на курсах в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо под руководством профессо­ра Санкт-Петербургской консерватории К.К. Зике9. Карл Карлович обучал его игре на фортепиано и теории музыки. По оконча­нии курса в гимназии Аренский занимался в Санкт-Петербургской консерватории у про­фессоров Иогансена10 (контрапункт и фуга) и Н.А. Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Сочинение давалось Аренско­му легко11. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, он успевал сочинить фугу, кото­рая оказывалась лучшей в классе12.

В 1882 г. Антон Степанович с золотой меда­лью13 окончил Петербургскую консерваторию по классу специальной теории и композиции Римского-Корсакова. В этом же году Аренский уехал в Москву, и его пригласили преподава­телем в Московскую консерваторию. Там он стал одним из лучших профессоров по классу гармонии, контрапункту и теории компози­ции. Каждый из этих предметов он попытался развить и внести что-то новое для облегчения обучения студентов14. Своей неординарностью, артистизмом, творческим отношением к пред­мету Антон вызывал восхищение учеников15.

По прибытии в Москву участие в жиз­ни Аренского стал принимать и Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с ним оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов. Тогда же Антон Аренский познакомился с Сер­геем Ивановичем Танеевым, который писал: «От теории я освобожден благодаря приезду Аренского... Я с ним очень подружился, захо­жу к нему почти каждый день; премилый мо­лодой человек и очень талантливый.. ,»16

Творческий путь Аренского ограничи­вался не только преподаванием в Московской консерватории и сочинительством. В период с 1888 по 1895 гг. Аренский руководил концер­тами Русского хорового общества. А с 1895 по 1901 гг. был управляющим Придворной певче­ской капеллы. Будучи прекрасным пианистом, Аренский выступал не раз и с концертами. Большое впечатление он произвел в Петербур­ге привезенным им из Москвы в 1895 г. трио D-moll17, в котором великолепно исполнил фортепианную партию18.

Выйдя в 1901 г. в отставку, Аренский всеце­ло отдался творчеству, написав балет «Ночь в Египте», оркестровую увертюру «Маргарита Го­тье» (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к «Бахчисарайскому фонтану» А.С. Пушкина, ряд поэтичных и колоритных ор­кестровых пьес с мелодекламацией на стихо­творения в прозе И.С. Тургенева, фантазию для фортепиано с оркестром на русские темы на­родного певца-сказителя Трофима Григорьеви­ча Рябинина, где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы.

Среди прославленных исполнителей сочи­нений Аренского был Федор Иванович Шаля­пин: пел он и романтическую балладу «Волки», ему же посвященную, и «Детские песни», и – с наибольшим успехом – «Менестреля».

В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочине­ний Аренского выступала В. Комиссаржевская19.

С 1901 г. он активно продолжил исполни­тельскую деятельностью, которую до этого постоянно прерывал из-за преподавания в Мо­сковской консерватории и управления хорами. Аренский выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Киши­нев, Николаев, Орел, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собствен­ных сочинений. В это же время осуществил концертное турне по городам России с кварте­том герцога Мекленбургского. В последний раз Антон Аренский выступил перед публикой в 1904 г. в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чай­ковского «Был у Христа младенца сад».

Последние годы жизни Аренский подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное – «Буря» (Шек­спир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения.

Антон Степанович Аренский умер 12 (25) февраля 1906 г. в Перкярви, близ Териоки20 (Зеленогорск, под Петербургом) в возрасте 45-ти лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В том же году, стараниями его учеников, на могиле ком­позитора была сооружена ажурная металличе­ская застекленная часовня.

* * *

За время управления капеллой Аренским был написан ряд духовно-музыкальных сочи­нений. Изредка на клиросах за богослужением можно услышать такие его песнопения, как: «Отче наш», «Херувимская», «Хвалите Госпо­да», «Христос Воскресе» для детских голосов. Однако более широкое употребление и спрос они получили в 20-30-е гг. XX столетия в Рус­ской Православной Церкви за рубежом.

Источник: mepar.ru


  1. Рейнгольд Морицевич (при рождении Эрнест) Глиэр (1874-1956) - советский, украинский и российский компо­зитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1946,1948,1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга. Рейнгольд вспоминал об Аренском следующее «...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер».
  2. Георгий Эдуардович Конюс (1862-1933) - российский теоретик музыки, композитор и педагог.
  3. Лев Эдуардович Конюс (1871-1944) - российский пианист и музыкальный педагог.
  4. Арсений Николаевич Корещенко (1870-1921) - российский композитор.
  5. Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961) - российский советский пианист, композитор, педагог, публи­цист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
  6. Среди его творческого наследия: опера «Сон на Волге» (по А.Н.Островскому). Аренский дополнил и перерабо­тал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода», где более всего ему удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом также и одноактная опера «Рафаэль» (1894).
  7. Об одном из таких моментов творчества Аренского сохранилось воспоминание из писем П.И.Чайковского И.А.Всеволожскому от 11 января 1891 г.: «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Вол­ге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от нее истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, произво­дят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произ­ведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <...> Многие сцены вызвали у меня на глазах слезы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. <... > Аренский, по-моему, имеет блестящую будущ­ность, если встретит поощрение. В нем настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»
  8. Алексей Антипович Потехин (1 (13) июля 1829 - 16 (29) октября 1908) - русский драматург и романист. Боль­шинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 г. в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало. Был членом Общества любителей российской словесности. В 1880 г. стал одним из инициаторов создания первого памятника Гоголю. В 1900 г. избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.
  9. Карл Карлович Зике (1850 или 1851 - 22 мая (3 июня) 1890) - русский композитор, капельмейстер и педагог. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1878) по классам фортепиано А.Виллуана и композиции Н.Зарембы. Дирижировал оперными спектаклями в Музыкально-драматическом кружке любителей, где поставил в первый раз в Санкт-Петербурге оперы «Евгений Онегин» Чайковского (1883) и «Кузнец Вакула» Соловьева. Был профессором сначала в Московской, потом в Санкт-Петербургской консерваториях; его учениками были, в частности, Антон Арен­ский и Николай Черепнин.
  10. Юлий Иванович Иогансен (28 февраля 1826 - 27 или 28 июля 1904) - музыкальный теоретик.
  11. Еще в консерваторские годы он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы «Сон на Волге» (на сюжет А.Н.Островского).
  12. Русский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель Михаил Фабианович Гнесин вспоминал, что «...большая часть работ, написанных им в консерваторский период, сочинялась им тут же на уроке, в то время как профессор просматривал работы его товарищей. Нередко оказывалось, что экспромтом написанное со­чинение Аренского значительно превосходило по качеству работы его товарищей, также людей даровитых и подолгу работавших над своими задачами».
  13. Его экзаменационные работы - баллада «Лесной Царь» (И.В.Гёте) и симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися и лучшими среди учеников за все время консерватории.
  14. За время профессуры Аренский опубликовал теоретические труды «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки». Эти тру­ды были приняты учебниками в консерватории и вышли в 1900 г. вторыми изданиями.
  15. Р.М.Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который дол­жен подготовить к сдаче экзамена, а подлинный художник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени». В мемуарах А.Б.Гольденвейзера Арен­ский предстает как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта...». Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Но с некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н. Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.
  16. Из письма П.И. Чайковскому от 24 октября 1882 г.
  17. Оценку этого произведения можно встретить в «Диалогах» Игоря Стравинского: «Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио».
  18. Несмотря на дефекты техники (не смог получить специального фортепиано образования, в принципе, как и Петр Ильич Чайковский), умел придать своей игре артистизм и блеск.
  19. Вера Федоровна Комиссаржевская (27 октября (8 ноября) 1864 - 10 (23) февраля 1910) - знаменитая русская актриса начала XX в.
  20. Территория Финляндии, которая на тот момент входила в состав Российской Империи.

Список использованной литературы

  1. Anton Arensky (1861-1906) Find A Grave Memorial. Электронный ресурс.
  2. Корабелъникова Л. Антон Степанович Арен­ский. Электронный ресурс: http://www.belcanto.ru/ arensky.html.
  3. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музы­кальной жизни. М.: Музыка, 1982.
  4. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. М.: Классика-XXI, 2005.
  5. Танеев. Письма. М., 1951.
  6. Чайковский П.И. Полное собрание сочине­ний. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1978. XVI-А.
  7. Юрий Ханой. «Скрябин как лицо». С.-Петербург: Центр Средней Музыки & Лики Рос­сии, 1995.

 

Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.

 

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (28.11.2016)
Просмотров: 356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика