Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор А. В. Никольский. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 18:36 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор А. В. Никольский. Часть 2

Автор: Диакон Анатолий Трушин

Композитор А. В. Никольский. Часть 2

Хоровой концерт.

Специфика жанра концерта заключается в проявлении композиторской свободы в рамках канонической традиции. В духовных концертах Никольского связь с традицией проявляется в использовании в качестве основы композиций самих древних роспевов или их мелодического колорита, в общем церковном стиле концертов, в углублении национальной природы музыкального языка, которая прослеживается в употреблении не только народных мелодий, но и принципов организации многоголосия, например таких, как хоровой перехват. В то же время свободу композиторского творчества наглядно демонстрируют музыкально-авторское комментирование литургического текста, эмоциональная отзывчивость на образное содержание, использование интонаций инструментального типа или приемов изложения музыкального материала, идущих от светской вокальной музыки. Драматургию концертов отличает господство одного эмоционально окрашенного состояния (модуса), воплощаемого в подразделах формы во множестве оттенков общего психологического настроя и динамично развиваемого на протяжении концерта. Обычно в заглавном разделе сконцентрировано «зерно» художественного образа, которое в дальнейшем «прорастает» в средствах музыкальной выразительности последующих частей. Финалам концертов свойственна резюмирующая, итоговая функция: в них либо возвращается обозначенная в начале эмоциональная окраска, либо сосредоточиваются приемы развития, имевшие место в предыдущих частях.

В жанре концерта Александром Васильевичем, в сравнении с его современниками, оставлено большое наследие. Отличительной чертой духовных концертов Никольского является великое разнообразие форм и жанровых разновидностей, все они не похожи один на другой, каждый исключительно индивидуален. Никольский избирает особый тип композиции, основанный на синтезе сквозной формы с арочными повторами и обрамлениями: в формообразовании, с одной стороны, наблюдается дробность внутренней структуры композиции, связанная с иллюстративной функцией музыкального материала по отношению к литургическому тексту, с другой – разнообразные повторы интонаций, отдельных фрагментов музыкального текста, арочные интонационные и фактурные соответствия, репризные повторы разделов (в начале и в конце композиции, или как припев после каждого стиха) существенно скрепляют композицию.

Обобщая результаты анализа, важно отметить, что Никольский наиболее полно в своих духовных концертах отразил, с одной стороны, общую тенденцию развития жанра — к индивидуализации проявления авторского начала, а с другой общую стилевую тенденцию рубежа веков — к синтезу национального и европейского, древнего и современного. Проведенный анализ приводит к выводу культурологического характера, который позволяет понять отношение композитора к церковно-музыкальной действительности. В духовных концертах, написанных до революции 1917 г., финалы обычно «славильные» — они звучат как утверждение торжества православия. В послереволюционный период в концертах у него обычно выдерживается одно лирически-элегическое или углубленно-философское настроение.

Вашему вниманию мы предлагаем концерт Александра Васильевича Никольского, который был им написан для пения во время Великого поста. Концерт написан на избранные стихи 21 псалма. В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Спасителя, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях.

Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46; Мк. 15:34). По толкованию свт. Афанасия Великого, Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира.

В Евангелиях просматривается прямая связь между отдельными фразами этого псалма, или даже целыми его стихами, и событиями, связанными со страданиями Спасителя на кресте (стихи 9, 17 и 19). Также, стих 23 цитируется автором послания к Евреям апостолом Павлом (Евр. 21:23). По вдохновению свыше Давид говорил о собственных страданиях в таких поэтических выражениях и образах, которые спустя тысячелетие буквально осуществились в крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Стоит заметить, что в Псалме 21 нет слов покаяния или ненависти в адрес врагов. Этот псалом является сетованием праведника, обреченного нечестивцами на смерть.

Концерт Никольского можно разделить на две части. Первая – слова Господа нашего Иисуса Христа во время крестных мук. Вторая же часть — всеобщее обращение к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времени проповеди учения Христа, которое распространяется и ныне среди всех стран и народов, а также и благодаря крестной смерти, а потом и Воскресения.

В первой своей части концерт проникнут глубокой молитвенной тайной. В нем очень хорошо получилось связать священный текст с музыкой, переплести слова Господни с мелодией для того, чтобы донести всю трагичность крестной муки.

Мы видим музыкальное развитие. Темп, начиная со слов «Вси видящии мя», начинает немного ускоряться, приводя к кульминационному моменту на словах «Разделиша ризы моя». Мы специально удвоили партию баса, отходя от варианта автора концерта на фразе «и о одежди моей меташа жребий», чтобы показать скорбь Господа. Ведь делили Его вещи, как вещи нищего и ничего не имеющего человека.

После этих слов автор нас опять возвращает к начальным словам «Боже мой, вонми ми…». Тут меняется характер произведения, и оно приходит к первоначальному темпу.

Вторая часть начинается уже как бы от лица всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа. «Помянутся и обратятся» Никольский использует в форме единения голосов. Все партии поют одну мелодию, показывая тем самым единение в вере во Христа. В словах «вси концы земли» сокрыт смысл, что не один народ, и не два народа, но из всех народов по вселенной притекут тысячи и тысячи и с усердием приимут свет боговедения. Все поклонятся пред Богом, потому что «Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки», что значит: Он Бог не только Иудеев, но Творец всего естества человеческого.

Псалмопевец Давид своим псалмом показывает, что вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам, и будут поклоняться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов.

Значение личности и творчества Никольского в совокупности всех сфер его деятельности до настоящего времени не оценено по достоинству, в то время как его идеи, научные и педагогические труды, музыкальные произведения во многом уникальны и представляют особенную ценность для развития отечественной хоровой культуры и сегодня. Автор статьи надеется, что придет время для возрождения интереса к музыке Александра Васильевича Никольского, которая будет переиздаваться.

Диакон Анатолий Трушин
Источник: www.mepar.ru

 

окончание следует

Первая часть статьи


Использованная литература:

1. Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография: монография. М.: ООО «Дека ВС», 2010. 548 с.
2. Малацай Л.В. «Песенно-хоровые шедевры» А. В. Никольского // Дом Бурганова. 2010. № 2. С. 198–208.
3. К вопросу об особенностях обработок народных песен А. В. Никольского // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития. Сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. В 2-х т. Т. 2. Белгород: БГИКИ, 2011. С. 191–194.
4. Матвеев Н. В. Хоровое пение. Электросталь: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. 287 с.
5. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2-х т. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2004. Т. 2. 528 с.
6. «Никольский Александр Васильевич» http://www.bogoslovy.ru/comp/nikolsky.htm
7. «Толковая Библия». А. П. Лопухин, толкование на 21 псалом http://www.bible.in.ua/underl/Lop/
8. «Формы русского церковного пения» А. В. Никольский. Электронная книга.
9. «Духовная музыка» Н. Г. Трубин. Электронная книга.


Загадка Чайковского. Часть 1
Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко
Для меня до сих пор остается загадкой феномен Чайковского: почему именно он и его творчество являются для людей во всем мире символом русской национальной музыки, которой мы гордимся и не перестаем восхищаться?

 


Загадка Чайковского. Часть 2
Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко
В клинских предместьях и в самом Клину в кратчайшие сроки композитором был создан целый ряд крупных произведений. В Майданово – симфония «Манфред», опера «Чародейка», музыка к пьесе А.Н. Островского «Воевода», «Думка» для фортепиано, «Правоведская песнь» к юбилею родного ему Училища правоведения, несколько романсов. Во Фроловском – пятая симфония, увертюра-фантазия «Гамлет», балет «Спящая красавица», инструментовка четырех последних картин и завершение оперы «Пиковая дама». К слову, «Пиковая дама» была написана всего за сорок четыре дня!

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (30.07.2015)
Просмотров: 2099
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика