Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор Г.М. Давидовский
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.11.2017, 14:54 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор Г.М. Давидовский

Автор: cвященник Анатолий Трушин

Григорий Митрофанович Давидовский — хоровой дирижер, регент, певец, композитор — известен многим любителям церковного пения. Свое вдохновение, темы, образы для музыкальных тем Давидовский всегда черпал в украинском фольклоре. В его произведениях звучит неувядающая красота народной песни.

 

Сочинения Давидовского обозначены высоким профессиональным мастерством, чувством звуковой колористики и глубиной религиозного переживания. Он является ярким представителем духовно-музыкального романтизма начала XX в.

Сегодня его песнопения представлены в записях и исполняются за богослужением в основном российскими хорами, что является некоторым парадоксом. Будучи украинским композитором, Григорий Митрофанович Давидовский является почти единственным композитором-романтиком, духовное творчество которого отмечается национальным украинским характером.

* * *

Григорий Митрофанович Давидовский родился в cеле Мельня Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Будучи сыном приходского священника, начальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, впоследствии ставшим оркестровым дирижером, скрипачом. В 1887 г. Григорий окончил Черниговскую духовную семинарию, затем служил в польском городе Лодзи в акцизном ведомстве.

В своих «Мемуарах» Григорий Митрофанович вспоминал: «Часы отдыха мы всегда посвящали хоровым пениям. Святки, когда к нам собирались наши родственники и знакомые из соседних сел, мы пели достаточно мощным и красивым хором». Свой первый хор Григорий основал в своем родном селе в 1888 г. из 25 крестьян, и он просуществовал более 60 лет.

В 1891 г. он начинает обучение в Санкт-Петербургской консерватории. В 1897 г. Григорий Митрофанович окончил капельмейстерский факультет Петербургской консерватории, где в то время преподавали Н. Римский-Корсаков и А. Лядов, и продолжил свое обучение по классу сольного пения у профессора Е. Иванова-Смоленского. В студенческие годы Григорий Давидовский принимал активное участие в оперных спектаклях консерватории как певец и дирижер, тогда же начал заниматься композиторской деятельностью, обработкой украинских и русских народных песен.

Будучи регентом церковного хора при Петербургской консерватории, Григорий Митрофанович Давидовский 6 октября 1897 г. обратился с письмом в дирекцию императорского Русского музыкального общества, в котором сообщал следующее: «В нашей поистине великолепной консерваторской церкви не хватает самого главного украшения, это — хорошего хора. По этому поводу мне, как регенту, очень часто приходится выслушивать укоризны посторонней публики, не могущей понять, почему в высшем музыкальном учреждении, изобилующем певцами и певицами, до сих пор не может составиться хороший хор для своей же собственной церкви». Давидовский предлагал создать хор из тех учащихся, которые являются знатоками церковного пения и поют «за приличное вознаграждение» в лучших петербургских хорах — графа Строганова, графа Шереметева. Рассчитав необходимые расходы — жалованье певцам, регенту, стоимость покупки нот и др., Давидовский просил императорское Русское музыкальное общество выделить соответствующую сумму. На письме есть помета о положительном решении вопроса 16 октября 1897 г. — ассигновании 2605 рублей на содержание хора «в текущем году».

Григорий Давидовский, продолжавший исполнять обязанности регента и в следующем учебном году, 9 февраля 1899 г. написал в дирекцию императорского Русского музыкального общества о том, что ученический церковный хор получает жалованье только с 1 сентября по 1 мая, «а остальные четыре месяца он принужден влачить свое существование при довольно грустной обстановке». Давидовский попросил разрешить ему бесплатно воспользоваться Малым залом консерватории, чтобы дать два духовных концерта в пользу хора, а затем один духовный концерт в пользу церкви. Это письмо содействовало обсуждению вопроса о создании неприкосновенного капитала на содержание церкви.

Почти 15 лет — с 1891 по 1905 гг. Григорий Митрофанович учился и работал в Петербурге. Как одного из лучших выпускников консерватории его послали во Францию организовывать хор при русском посольстве. Выступления этого хора имели громкий успех. Парижская газета «Фигаро» за 23 марта 1903 г. писала: «Состоялся концерт русского хора под управлением Г. Давидовского, лауреата Петербургской консерватории. Хор очень понравился слушателям. Особое впечатление произвели украинские и русские песни. Этот концерт нужно назвать артистическим». А через неделю другая газета о выступлении хора Григория Давидовского поместила следующий отзыв: «30 марта состоялся замечательный концерт… Мосье Давидовский дирижировал с неопровержимой силой. Хор, совершенный по гармонии звуков. Все разошлись с приятным воспоминанием об этом празднике…" Несмотря на музыкальные успехи, Григорий Митрофанович тосковал по родным местам.

Вернувшись в 1908 г. в родные края, он организовывает в Ростове-на-Дону хоровую капеллу, а также становится преподавателем музыкального училища Ростовского отделения императорского Русского музыкального общества. В Ростове Давидовский также возглавил и хор местного собора. Для широкой публики он принялся с ним устраивать концерты духовной музыки: соборный хор под управлением нового регента исполнял произведения Димитрия Бортнянского, Артемия Веделя, Петра Чайковского, Александра Гречанинова и других композиторов.

Во время жизни в Ростове Давидовский выступал с руководимым им хором не только у себя в городе, но и в Таганроге, Новочеркасске, станице Аксайской. Национальный состав населения донских городов был самый пестрый, и концерты Давидовского, на которых исполнялись армянские, грузинские, греческие, еврейские, цыганские, русские, украинские, польские и чешские песни, привлекали всеобщее внимание. Назывались такие концерты, в отличие от вышеупомянутых духовных, «этнографическими».

Побывал Давидовский со своим хором и в Азове. 25 августа 1911 г. в летнем помещении азовского коммерческого собрания состоялся музыкальный вечер, сбор с которого предназначался в пользу местного благотворительного общества. Хор ростовского собора под управлением Давидовского с воодушевлением исполнил ряд вокальных номеров, вызвав бурный восторг у слушателей. Григорий Давидовский на этом концерте выступил и как композитор со своими хоровыми произведениями — фантазиями «Кобза» и «Бандура». Его «Кобза», писал газетный корреспондент, «…весьма интересная вещица, полно отражающая духовную жизнь былой Украины. Она очень понравилась публике, настойчиво потребовавшей ее повторения. Словом, впечатление от вечера самое приятное, и будем надеяться, что господин Давидовский в недалеком будущем вновь доставит со своим хором эстетическое удовольствие, столь редко выпадающее на долю нас, бедных азовцев».

Давидовский прожил в Ростове до весны 1914 г.: концертировал, преподавал, писал в газете. После его отъезда приходили известия о выступлениях Давидовского в Петербурге. В 1917 г. он поставил в Ростове свою новую оперу.

За всю свою жизнь Давидовский создал 35 хоровых коллективов. Первый хор был сформирован в 1888 г. в селе Мельня из 25 крестьян. В Санкт-Петербурге руководил многочисленными певческими коллективами: в 1892—1896 гг. — хором Александровского чугунолитейного завода (33 чел.), параллельно — хором фабрик за Невской заставой (600 чел.); в 1899—1902 гг.- хором рабочих при Народном доме гр. С. В. Паниной (60 чел.). По просьбе Русского музыкального общества создал хор из учащихся Санкт-Петербургской консерватории, основной задачей которого было пение в домовой церкви на богослужениях. Хор выступил также с несколькими концертами в 1899 и 1900 гг. Одновременно организовал «украинский» хор студентов различных учебных заведений Санкт-Петербурга, а также певчих Придворной певческой капеллы и церковных хоров (120 чел.). В 1902 г. участвовал с ним во встрече французской эскадры.

Давидовский занимался также педагогической деятельностью. В Санкт-Петербургской консерватории вел хоровой класс студентов (1896–1900), преподавал вокал в музыкальном училище Баку (1905–1906), вел хоровые дисциплины в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко (1917–1919), на Всеукраинских дирижерских курсах в Житомире (1918), читал лекции на дирижерских курсах в Кобеляках и Виннице (1919–1921), в Корсунском музыкальном училище, в Лубнах (1924), руководил регентскими классами при музыкальном училище в Ростове-на-Дону, работал в капельмейстерском классе при Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве (1933–1934). Подготовил около 500 хоровых дирижеров.

Работал в качестве дирижера хоров в Санкт-Петербурге (с 1903), Баку (1905–1906), Ростове-на-Дону (1908–1918), Москве (1938–1941), Харькове, Полтаве (1944). C хором Всесоюзного радиокомитета выезжал в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Китай, Венгрию, Сербию, Чехию и Финляндию. Дал более 3 тысяч концертов и оперных спектаклей.

Последние годы жизни Григория Митрофановича были связаны с Полтавой, где он руководил хоровой капеллой областной филармонии, однако он всегда поддерживал тесные связи с родным краем, находил время бывать в Сумах, Конотопе, Мельне.

Григорий Митрофанович Давидовский умер на 86-м году жизни в Полтаве.

* * *

Творчество Давидовского-композитора очень своеобразно. Почти все его сочинения были написаны исходя из практики хормейстера. Всего он написал около 80 произведений. Среди них: обработки народных песен, хоры на слова Т. Г. Шевченко, хоровые сюиты, хоровые оперы.

Первое произведение — хоровую сюиту «Бандура» — он написал в 1896 г. под влиянием воспоминаний об Украине, «ее хороших народных песен, которые с детства пел в моем родном селе Мельне». Это произведение получило международное признание и печаталось не только в Российской Империи, но также в США и странах Западной Европы.

Громкий успех сюиты «Бандура» вдохновил Давидовского на создание аналогичной фантазии по темам украинских песен «Кобза» (1910), а также поэмы для хора «Украина» (1911).

Духовных произведений Григорий Митрофанович написал сравнительно немного. Однако они составляют довольно весомую и, возможно, художественно совершенную часть его творчества. Из церковных песнопений Давидовский написал: Всенощную (Ростов-на-Дону, 1909–1910), Литургию (Винница, 1920–1921), «О, Всепетая Мати», «Милость мира», «Тебе поем» (1903), «Благочестивейшаго», «В молитвах неусыпающую», «Ныне отпущаеши», «Свете тихий», великую и сугубую ектении, «Хвалите имя Господне», малое славословие (1912), «Христос воскресе» (3 варианта), гимн царю-освободителю (1912).

Источник: mepar.ru

 

 


 

Василий Николаевич Зиновьев
Автор: Священник Анатолий Трушин
После начала Первой мировой войны Зиновьев пишет кантату «Русь святая идет на войну», а средства от ее издания направляет на нужды фронта

 


 

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (18.08.2016)
Просмотров: 578
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика