Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Композитор Корнелий Станкович
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 27.04.2017, 10:16 | RSS
 
Форма входа


Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор Корнелий Станкович

Автор:  священник Анатолий Трушин

 

«Мы слышали церковные песнопения с нашего раннего детства. Мы слышим их в самые торжественные моменты нашей жизни. Они находятся в нашей крови. Церковь смогла сохранить драгоценные богатства нашего народа, а потому они должны быть представлены и всему миру».

Из дневников Корнелия Станковича

 

Корнелий Станкович – сербский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, один из первых сербских музыкальных педагогов, автор церковных песнопений. Его творчество, как и большинства его современников, а также тех, кто писал в XIX и начале XX вв., редко бывает доступно для широкой массы слушателей. Многие их сочинения до сих пор можно найти в неопубликованных рукописях или старых печатных изданиях, которые больше не были переизданы.

Станкович является инициатором становления национального стиля в сербской музыке, первым её профессиональным композитором, а также собирателем, и гармонизатором народных фольклорных мелодий.

* * *

Корнелий Станкович родился в городе Будим 18 (30) августа 1831 г. Оставшись рано без родителей, он жил у сестры в Араде, где окончил не только начальную школу, но также и два года средней. Живя у брата в Будапеште, он окончил уже среднюю школу и гимназию. Но его стремление к музыке, которое было заметно еще в раннем возрасте, не проходит бесследно. Как-то друзья семьи Станковичей, семейная пара Елена и Павел Ридичог из Скрибеча, услышали не очень умелую игру на фортепиано 14-летнего юноши. Не зная, как можно еще помочь сироте, они решили оказать ему материальную поддержку для обучения музыкальному искусству. Лишь пять лет спустя, будучи 19-летним юношей, Корнелий использовал эту возможность и в 1850 г. отправился обучаться музыке в Вену у известного органиста и профессора Венской консерватории Симона Шехтера1. В консерватории Корнелий обучился не только гармонии, композиции и контрапункту, но также смог освоить фортепианную технику игры.

Ко времени обучения в консерватории относятся его первые сочинения. Одно из них представляет собой так называемую салонную музыку. Оно очень виртуозно и требует много усилий и мастерства у исполнителя. Другое сочинение, которое было написано тогда же и является вариациями на тему народной песни «Što se bore misli moje» для фортепиано – зрелое, уже устоявшееся по характеру и стилю написания произведение. Тогда же Корнелий поставил перед собой задачу необходимости фиксировать мелодии народных песен и церковных песнопений. Он хорошо понимал, что если этим не заняться сейчас, то уже через несколько лет или десятилетий сербский народ, живущий на территории Австро-Венгерской империи, будет постепенно ассимилироваться и терять свою национальную идентичность. Его в этом деле поддержали Сербский Патриарх Иосиф Раячич2, князь Михаил Обренович3, а также известный реформатор сербского языка и лингвист Вук Стефанович Караджич4.

Во время обучения в консерватории Станкович опубликовал первые сборники под названием «Сербские народные песни» (1851, 1853, 1854). Окончив обучение в Венской консерватории, Корнелий Станкович начал ездить по разным уголкам своей страны. Занимался поиском новых народных песен и фольклора. В период с 1855 по 1857 гг. он жил в Сремски Карловци, а в 1861 г. отправился на некоторое время в монастырь Раваница. Там он изучал и записывал мелодии песнопений Сербской Православной Церкви.

В конце 1850-х гг. Станкович начал мечтать продолжить свое музыкальное образование, но уже в России. Он тяготел душой к русской музыке. Будучи президентом хорового общества, Корнелий был частым гостем в доме консула Росси в Сербии Александра Евгеньевича Влангалича в Белграде. Однако чахотка не дала Корнелию Станковичу осуществить свою мечту. Осознав, что он не сможет перенести такой дальней поездки, в предисловии к своей Литургии Иоанна Златоуста5 он писал: «Хотя я и крошечное тело, но надеюсь, что не буду в немилости у Бога. Мне хочется, чтобы песнопения нашей Сербской Православной Церкви услышали во всем мире. Тянет что-то меня именно в Россию. Я думаю, что, приехав туда, смогу найти много того, что поможет мне в работе».

Корнелий Станкович понимал, что, поехав в Россию, он сможет изучать старинные церковные песнопения, которые сохранялись в некоторых монастырях. Продолжая свои труды до конца своих дней, Корнелий Станкович умер в 1865 г. в возрасте тридцати четырех лет в ночь празднования Святой Пасхи. Он был похоронен на сербском кладбище. Когда это кладбище было перенесено, его останки были увезены на родину в Будим, откуда по инициативе музыкального общества «Станкович» в 1940 г. были перезахоронены на новом кладбище Аллеи великих в Белграде.

* * *

В истории сербской духовной культуры Корнелий Станкович по праву является одним из великих и известных композиторов. Всего им было опубликовано три книги сербской православной музыки (1862, 1863 и 1864 гг.). Однако многие песнопения так и остаются пока неизвестными. По мнению исследователей творчества Станковича, существует еще по крайней мере 17 томов неопубликованных его сочинений.

Главной вехой начала духовного творчества Станковича являются две Божественные литургии, написанные еще во время учебы в Венской консерватории под руководством Симона Шехтера. Этими песнопениями он ознаменовал новую музыкальную эпоху не только для сербского народа, но и для славянского музыкального искусства в целом. Как композитор и собиратель народных мелодий, он показал пример другому великому сербскому композитору – Стефану Moкраньяцу, а также – к первому этническому музыковеду южнославянских народностей хорвату Франьо Kучацу. В Литургии Иоанна Златоуста, как и в других церковных переложениях и сочинениях, Корнелий полностью сохраняет традиционную мелодию. Его гармонии находится в пределах общепринятых на тот момент градаций.

Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Корнелия Станковича «Задостойник Рождеству Пресвятой Богородицы». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.

 

Задостойник рождеству Пресвятой Богородицы (К. Станкович переложение для м\х священника Анатолия Трушина)


1 Симон Шехтер (11 октября 1788 – 10 сентября 1867) – австрийский музыкальный композитор, теоретик, педагог, органист и дирижер. По мнению исследователей, Шехтер является самым плодовитым композитором, который когда-либо жил, превосходя в сочинениях даже Георга Филлипа Телемана. Он воспитал целую плеяду знаменитых композиторов, пианистов-виртуозов. Его учениками являются Антон Брукнер, Иоганн Непомук Фукс, Густав Ноттебом, Антон Дур, Карл Умлауф, Бела Келер, Сигизмунд Тальберг, Адольф фон Хенсельт, Теодор Дёхлер и другие.

2 Патриарх Иосиф (20 июля 1785 – 13 декабря 1861) – Патриарх Карловацкий, первый Патриарх восстановленного Патриархата Сербской Православной Церкви.

3 Михаил Обренович III (4 (16) сентября 1823 – 29 мая (10 июня) 1868) – сербский князь в 1839–1842 и 1860–1868 гг.

4 Вук Стефанович Караджич (7 ноября 1787 – 7 февраля 1864). Реформировал сербский литературный язык и стандартизировал сербскую кириллицу. Положил в основу сербского правописания фонетический принцип («как слышится, так и пишется», серб. «пиши као што говориш, а читај као што је написано»). Он был инициатором и участником Венского литературного соглашения о единстве сербско-хорватского языка.

5 Литургия Иоанна Златоуста была опубликована в Вене в 1862 г., а переиздана в 1994 г.

Список использованной литературы

1. Австрийский доклад о Cornelius Станкович. Вена, Музыкальный вестник №9, 1922.

2. Ђурић-Клајн (Рибникар) Стана «Интимни лик Корнелија Станковића». Звук, 1932–1933, №1.

3. Коњовић Петар «Корнелије, оснивач српске музике». Нови Сад, 1947.

4. Пејовић Роксанда «Корнелије Станковић у очима својих савременика». Народно стваралаштво, 1965.

5. Димитрије Стефановић «Корнелије Станковић и његово доба». Музиколошки институт САНУ, Београд, 1985.

6. Петровић Даница «Српско народно црквено појање и његови записивачи». Српска музика кроз

векове, Београд.

7. Традиционално појање у Српској православној цркви и његова карловачка варијанта. Срем кроз векове, Београд–Беочин, 2007.

Источник: mepar.ru


Василий Николаевич Зиновьев
Автор: Священник Анатолий Трушин
После начала Первой мировой войны Зиновьев пишет кантату «Русь святая идет на войну», а средства от ее издания направляет на нужды фронта

 


 

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (30.10.2016)
Просмотров: 211
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика