Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Лестница в рай (четвертая неделя Великого Поста)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 16:38 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Лестница в рай (четвертая неделя Великого Поста)

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Лестница в рай
(четвертая неделя Великого Поста)

Лестница в рай

В неделю четвертую Великого Поста Святая Церковь творит память преподобного Иоанна Лествичника. Так его называют потому, что он написал труд, в котором изложил свой опыт духовной жизни, и называется этот труд "Лестница восхождения к раю", а по-славянски - "Лествица". Книга эта очень объемная и сложная. Она предназначена для человека, утвержденного в вере и, разумеется, глубоко понимающего Евангелие и старающегося жить в согласии с ним. Подчас люди, еще неопытные в вере, не осмыслившие глубоко Евангелие, берутся за изучение аскетических трудов и стараются подражать великим подвижникам. И из этого ничего хорошего не получается. Все должно быть вовремя. Мы рекомендуем читать эту книгу тем, кто в вере уже достаточно укрепился и имеет опыт - пусть пока еще небольшой, но свой собственный - общения с Богом в молитве, Причащении Святых Таин, в борьбе с духовными болезнями, мыслями греховными, кто уже достаточно начитан в духовной литературе.

С чего начинается путь духовного восхождения? С того, что большинству людей понять достаточно трудно, над чем некоторые даже посмеиваются, - плача о грехах! Когда человек плачет? Неприятности в школе, на работе, неудача, смерть близкого человека, болезнь, пожар, потеря имущества, дружбы или любви. Об этом человек скорбит, плачет, убивается, иногда даже в отчаянии заканчивает жизнь самоубийством. Это плач внешний, порой очень высокий и чистый. Например, человек потерял своего близкого - это великая скорбь; человека хорошего она побуждает все свои действия направить на помощь скорбящему. Если человек верующий, он идет гораздо дальше - он молится о человеке, в том числе и об усопшем, просит у Господа прощения и оставления его грехов. Многие наши жизненные беды имеют и благую сторону: они помогают преодолеть духовную леность, эгоизм, безразличие. В результате мы иначе смотрим на жизнь, гораздо глубже и серьезнее обращаемся к Богу. По учению святых отцов, главная беда иная, не внешняя, а внутренняя, беда, которая таится в глубине нашей души, - это грех.

Что же такое грех? Грех есть разделение, удаление человека от Бога и, соответственно, от людей. Это нарушение отношений любви с Богом, отсутствие любви к людям.

Вот пример. Живет семья вроде бы хорошо, в любви, но постепенно теряется доверие друг к другу, любовь истощается, люди становятся друг другу чужими. Внешне еще все выглядит благополучно, но внутри уже есть надлом. Это и есть грех: нарушение любви, доверия. Ведь человек от этого мучается, страдает, скорбит. И мужу, и жене очень тяжело, оба стараются выход найти, но не находят. Что делать? Умный человек начинает плакать и скорбеть, что он когда-то не уступил ближнему, он когда-то не пожалел его. Человек начинает понимать, что этот разлад отношений - по его вине.

Другой пример. В детстве родителям часто бывает некогда заниматься воспитанием душ своих детей. Они их кормят, обувают, одевают, дают образование, а когда дети подрастают, оказывается, что они совсем не такие, какими бы родители хотели их видеть. И начинается запоздалое раскаяние, сожаление, скорбь о несделанном, о недоделанном, о сделанном неправильно. Она разъедает сердце человека, которое поистине истекает невидимыми миру слезами.

То же самое происходит в жизни духовной, когда мы легкомысленно, бездумно разрушаем союз любви с Богом, изгоняем его из собственной жизни. Поначалу мы не замечаем изменений в нашей жизни, но постепенно в нас входят холод, пустота, бездумная суета. Нам начинает казаться, что мы никому не нужны, что ничего хорошего в нашей жизни уже не будет. И наступает глубокий кризис. Когда мы были молоды и сильны, мы отвернулись от Бога, "отложили" Его на потом. А теперь не хватает сил, чтобы прийти к Нему. Конечно, в любом возрасте хорошо прийти к Богу - Он примет нас, как принял прокаженных, блудницу, мытаря, как принял миллионы таких же грешников, как мы. Страшно то, что мы вовремя этого не сделали - и обеднили, изломали свою жизнь, совершили грех богоотступничества.

Если человек пропускает время, когда Бог стучится в его сердце, он этим сам себя обкрадывает. И вот, когда он это начинает осознавать, тогда к человеку приходит плач о грехах - о том, что не сумел ответить на Божию любовь и остался вне ее; о том, что и ближнего своего не умел любить; о том, что гневался, раздражался понапрасну. Это плач святой: с него начинается борьба с грехами, начинается духовное лечение.

Такая скорбь о несделанном имеет самое важное значение в нашей жизни. Когда мы поймем, что не подготовлены к вечности, к бессмертию, к тому, чтобы наша земная жизнь была отражением Божественной любви и красоты, начнется покаяние, ибо оно не может начаться раньше, чем человек глубоко прочувствует всю глубину своего падения. И только с покаяния начинается подлинное христианство. Тогда только приходит истинная радость и душу заливает неизреченный Свет Божественной Любви.

Великие праведники о себе говорили: "Мы - великие грешники!" А великие грешники говорят: "Мы - хорошие люди!" И каждый говорит правду, которую он способен видеть. Признак истинной святости - видеть себя грешнейшим из людей: чем ближе к Свету, тем виднее душевная грязь.

Чем же отличается человек верующий, христианин, от нехристианина? Мы никогда не скажем: если ты неверующий, значит, ты плохой человек. Потому что всем Господь дал сердце доброе, святое. И человек неверующий может быть очень чистым и добрым, очень порядочным. Но есть небольшое, однако очень важное "но": христианин - грешник кающийся, а нехристианин - некающийся. Другими словами можно так сказать: все мы больные, но одни лечатся, а другие - нет. А болезнь наша - это грех. Христианин ведет борьбу с грехом в своей душе, а нехристианин - не ведет, потому что греха своего не видит и не имеет Божией помощи. И болезнь его не проходит. В этом вся разница.

Та лествица, о которой написал преподобный Иоанн Лествичник, лествица добродетелей, ведет к совершенной любви, потому что Бог есть Любовь. И человек, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, преодолевая один грех за другим, учится общаться с Богом, становится таким, что вся его жизнь бывает исполнена любви. С ним легко, с ним хорошо всем, в его сердце мир и любовь, и вокруг него тоже мир, любовь и счастье.

Этому нужно учиться у Бога. А молитва - сильнейшая в этом деле помощница.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009


Лествица. Неделя прп. Иоанна Лествичника, 4 воскресенье Великого поста
Возьми свой крест
Пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (14.03.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3345
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика