Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Марк шагал по небу
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 19.11.2018, 04:23 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Марк шагал по небу

Автор: И.К. Языкова

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения знаменитого художника Марка Шагала. О значении Библии в его жизни и творчестве рассказывает искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.

«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».


Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.

«Библейское послание»

«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.

Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание». Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.


Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67

Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью. Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.

Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.

«Почему корова зеленая, а лошадь летает»

Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.


Над Витебском. Марк Шагал. 1914

Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.

В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. В 1910 г. Шагал попадает в Париж, и здесь тоже оказывается в гуще художественной жизни.

Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.


Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911

Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.

Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство: «Начальство не понимало, почему корова зеленая, а лошадь летает, и какое все это имеет отношение к Марксу», — писал художник в книге «Моя жизнь».


Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983

Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него. В Советском Союзе его имя долго замалчивалось, ведь он был эмигрантом. Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.


Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.


Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

Источник: foma.ru

 


Книга в иконографииКнига в иконографии
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Книга была, есть и будет главнейшим средством информации, образования и воспитания. Рассматривая книгу как явление культуры с точки зрения теории информации, можно говорить о трех объектах этого явления: во-первых, это источник информации, её автор или создатель; во-вторых - потребитель информации, её адресат; в третьих - передающая инстанция. Задачи этого "третьего объекта" - получение, накопление, обработка и сохранение информации, открывающейся в Слове Божием - в том, что Церковь именует Священным Писанием.

 


 

Древняя книга Никифорова-ВолгинаДревняя книга
Автор: Василий Никифоров-Волгин
Когда живы были старики, то Библия лежала под иконами, на полке, покрытая парчовым покровом. Сейчас она служит для хозяйственных надобностей большой семьи бухгалтера Ивана Платоновича Рукавишникова и лежит где попало. Библией пользовались как прессом, подпирали ею окно во время сильных ветров и давали перелистывать малым ребятам. На ее страницах дети рисовали домики и кораблики, садились на нее и становились.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (26.07.2017)
Просмотров: 476
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика