Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Младший сын (Лк. 15, 11–32)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 07.06.2020, 07:21 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Младший сын (Лк. 15, 11–32)

Автор: протоиерей Борис Балашов

«Возвращение блудного сына», художник Рембрандт Харменс ван Рейн

В школьные годы я не раз видел знаменитую картину Рембранта «Возвращение блудного сына». Мне были в определенной степени понятны художественные достоинства творения знаменитого художника, но смысл картины оставался совершенно неясным: чему радуется старик отец, обнимая оборванца-сына? Может, это просто сентиментальность пожилого человека – ведь люди при встречах часто плачут от радости, особенно если давно друг друга не видели?

Евангелие я стал пытаться читать в возрасте около тринадцати лет, понималось трудно. Нашел в Евангелии от Луки притчу о блудном сыне – сразу вспомнилась знаменитая картина Рембранта, и стало немного понятно, что хотел сказать художник: это хорошее завершение семейной трагедии.

Жила семья – отец с двумя сыновьями. Вместе трудились, вместе зарабатывали средства для существования и приобретали себе все необходимое для жизни. При хорошем труде за многие годы собралось немало богатства – достояния трезвой трудолюбивой семьи. Младший сын повзрослел, возмужал, и стало ему казаться, что отец его все неправильно делает. Работа, работа, а хочется повеселиться не один день в неделю, а гораздо больше, тем более что и денег, и имущества в семейном хозяйстве было достаточно. А отец, видно, не понимает, что у молодого человека есть собственные интересы в жизни: хочется всего и сразу. Деньги ведь у отца есть, и сыну в наследство предназначена хорошая сумма и немалое количество ценной собственности. Однако все это может стать личным достоянием только после смерти старого отца и собственника всего семейного имущества – а отец живет и не собирается умирать.

Что же делать младшему сыну, если он убежден, что лучше отца может распорядиться своей долей семейного имущества? Решено: просить выделить ему при живом отце причитающуюся долю наследства и отпустить с миром жить по своей воле. Несмотря на опасения младшего сына, все именно так и получилось. Хотя отец и не обязан был отчуждать долю наследства, он это сделал, так как хорошо понимал, что нельзя заставить любить того, кто любовь потерял. Пожилой человек отпускает сына идти своим путем по жизни, хотя отцу ясно, что это дорога в никуда, в тупик.

Сын счастлив: не нужно постоянно трудиться, напрягая все силы, можно жить для себя, благо денег в кармане много и, как кажется, все радости жизни открыты. Сбылась давняя мечта: хочу все и сразу!

От семьи ушел подальше – новые друзья, шикарные застолья, улыбчивые и веселые женщины... Все те радости, которые раньше теснились в воображении молодого человека, стали реальностью. Вот оно счастье! Все так прекрасно! Но в очередной раз полез в карман за деньгами – а там пусто. Как же быстро тратятся деньги! А где же друзья и веселые подруги? – Никого нет! Дайте же хоть поесть немного, сколько времени я вас угощал?! Все делают вид, что не слышат, или вежливо извиняются. Один в чужой стране, и никому до тебя дела нет... Но работать за время праздной жизни не разучился, нанялся на работу, какие-то деньги появились, все ж не голодный. Но вот наступает голод в той стране – выражаясь современным языком, сильнейший кризис. Работу младший сын потерял, другую работу найти не смог, а кушать хочется. Голод заставил пойти на самую позорный и грязный труд – пасти свиней. А для евреев, как и для мусульман, свинья нечистое животное, к ним даже прикасаться нельзя. Но что делать? Пришлось и на такую работу пойти, хотя за нее давали лишь немного той растительной пищи, что свиньями кидали. Свиньи хрюкают и толстеют – вот оно свинячье счастье, по крайней мере до тех пор, пока не зарежут. А юноша, где же его счастье? Веселье с непонятно какими «друзьями»? Как быстро все пролетело – осталась только горечь и разочарование в людях... А ведь это и не было счастьем, уж больно оно было похоже на «счастье» свиней.

Счастье – это когда тебе хорошо и самому, и вместе с людьми, и людям вместе с тобой. А работать вместе для самих себя – это не счастье? Но ведь все это было: и добрые любяще люди, и свой дом, и труд в своем хозяйстве. Как же было хорошо и как этого не ценил! Только теперь понял, что потерял по своему наивному стремлению получить все и сразу. Вот и получил все сполна, и довольно быстро…

А ведь в отцовском доме и сейчас все дружно работают, сыто живут и не обманывают друг друга. Там вполне счастливы даже наемные работники. Надо вернуться – хотя на права сына уже нет оснований рассчитывать: хоть бы последним наемным рабочим, но там, в доме родного отца.

Большинство людей обычно останавливается на стадии благих намерений, а этот, хоть и было ему безмерно стыдно, стал возвращаться домой. По дороге обдумывал, как будет извиняться, объясняться в предательстве отцовской любви, да и всей семьи.

Когда вдалеке показался родной дом, ноги стали тяжелыми, идти было страшно, но вдруг этот младший сын увидел отца, бегущего ему навстречу, обнимающего, целующего, вводящего в дом в качестве полноправного сына и устраивающего в честь его возвращения праздничный пир. Отец все понял, он рад, что сын возвратился на правильный жизненный путь через глубокое раскаяние.

«Блудный»– это не только человек, живущий развратно, но и всякий духовно заблудившийся на жизненном пути.

Очень постепенно, приглядываясь к собственной жизни, я стал понимать, что не о старике отце и неразумном сыне идет речь в евангельской притче, а о Боге и человеке, заблудившемся в жизни и оказавшемся далеко от семьи – Святой Православной Христовой Церкви.

Крестили меня в раннем детстве, тогда же и причастили в первый раз, а второй раз – только через четырнадцать лет.

Рос я в советское оголтело атеистическое время. Ничего ни о Христе, ни о вере, ни о молитве не знал. Но Бог дал мне возможность прийти к убеждению в Его существовании двумя путями. Первое – это осознание того, что мир природы удивительно красив. Я жил в маленьком деревянном доме с собственным участком, поэтому ни небо, ни солнце, ни деревья каменными высотками не загораживались. Откуда такая красота в мире вокруг, когда человеку, чтобы создать что-то красивое, надо приложить много труда?

Второе – это ощущение, что все связанное с непонятным мне Богом носит светлый характер. Я видел старорежимных малограмотных бабушек, впитавших веру с детства. Насколько же они были добрее суровых атеистически настроенных людей! Создавалось впечатление, что эти верующие женщины имеют что-то такое в своей жизни, чего эти партактивисты не знают.

Шумно проходили революционные праздники, тихо и по-домашнему – Новый год. На Пасху большинство окружающих людей пекли куличи, красили яйца, а некоторые делали творожные пасхи. Смысл праздника был абсолютно непонятен, но в моем сознании он запечатлелся таинственным и особенно светлым.

Позднее я стал понимать, что таким путем мне Бог послал лучик небесной благодати. Все мое детство прошло в духовном блуждании и поисках, но было ясное ощущение, что Бог не только есть, но и видит меня. Я не понимал, где Он и какой. Бог никогда не стеснял мою совесть, но помогал искать правильную жизнь и встречу с Ним.

Читая евангельские слова, я стал понимать, что это притча обо мне и других людях, которые потеряли связь с Небесным Отцом и задыхаются в этом мире, как можно задохнуться в насквозь прокуренной бытовке.

Самое главное, что открывается из Священного Писания – возвращаться к Богу с неправильного пути стыдно, но не страшно, потому что Он не только идет нам навстречу, но помогает и нам самим идти путем к родному Дому – Церкви Христовой.

Любовь Небесного Отца гораздо ярче, чем это смог передать в своей картине Рембрант. И Господь – совсем не немощный старец, а Тот, Кто управляет всем миром и любит нас гораздо больше, чем мы можем сами себя любить.



Притча о блудном сынеПритча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32)
Автор: Митрополит Сурожский Антоний
Так говорим и мы по отношению к Богу; не так грубо, не так прямо, но так же жестоко. Все от Бога берем и уносим на страну далече, растратить, прожить. Забываем даже, что Он есть, для нас Он словно мертв в те моменты, когда мы от Него получили все, что нам нужно, чтобы жить в этой далекой, опустошающей стране. И идем, и живем, и богаты какое-то время; а потом беднеем, истощается украденное из Царства Небесного, унесенное, прибереженное, расточаемое. Пока мы еще богаты тем, что Отец дал, нас окружают такие же, как мы, которым до нас никакого нет дела, лишь бы поживиться: любовью ли нашей, беспечностью нашей, человеческим нашим теплом, умом, сердечностью, тем, что у нас есть, что бы это ни было. А когда истощится, начинает ветшать все, что из отцовского дома, от Бога было получено, тогда от нас отходят, потому что тот же закон, который мы применили по отношению к Отцу, действует и для нас.



Митрополит Антоний Сурожский - Отец, блудный сын и его братОтец, блудный сын и его брат
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Сегодняшнее Евангелие говорит нам не только о грехе и покаянии, но и о прощении, которое нам дается Богом. Когда блудный сын, пришедший в себя путем страданий, обездоленности, одиночества, отверженности, направился к отчему дому и, когда он был еще далеко от дома, хотя уже мог вдали видеть его очертания, отец, который, вероятно, много-много раз выходил и вглядывался вдаль, ожидая возвращения своего сына, - отец его увидел. И Евангелие нам говорит, что в сердце его загорелись жалость и ласка




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (28.02.2016) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1118
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика