Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Монастырь - светильник веры (22 сентября - память прп. Иосифа Волоцкого)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 16.10.2019, 17:15 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Как мы веруем

Монастырь - светильник веры (22 сентября - память прп. Иосифа Волоцкого)

Автор: Ирина Филиппова

В июне 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин), оставивший Рождественскую обитель на Бору (будущий Пафнутьево-Боровский монастырь), обрел Промыслом Божиим в 20 верстах от города Волоколамска место для основания нового монастыря.

В отличие от многих других российских обителей, собиравшихся вокруг уединенной кельи основателя, Успенская Волоцкая обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных послушаниях.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Строгая подвижническая жизнь, которая определялась специально созданным уставом, гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда привлекало в монастырь людей образованных и всесторонне развитых. Да и сам преподобный, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Все эти факторы послужили тому, что Иосифо-Волоцкий монастырь стал единственным российским монастырем, взрастившим за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Труды быстрорастущей братии и поддержка благотворителей позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный Дионисием. Еще при жизни преподобного Иосифа в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село, 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна. Но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. При монастыре была создана огромная библиотека.

После революции 1917 года монастырь был закрыт. В советское время с 1920 по 1981 годы в нем располагался детский дом. В мае 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. В настоящее время это одна из самых быстро восстанавливающихся обителей. О сегодняшнем дне монастыря мы побеседовали с его наместником игуменом Сергием.

- Отец Сергий, каждый монастырь имеет какую-то свою особенность. Иосифо-Волоцкий монастырь - один из древнейших монастырей русской земли. В чем его особенность?

- Наш монастырь существует уже более пятисот лет. И, конечно, главное - то, что его основал преподобный Иосиф Волоцкий.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Им был разработан строгий общежительный устав, монахи жили в большой нестяжательности. В келье нельзя было иметь никаких вещей, кроме одной-двух одежд, четок, икон и Священного Писания. В монастыре было все общее: и трапеза, и имущество.

Помимо этого монастырь был оплотом просвещения. Благодаря преподобному сюда приходили люди грамотные, богословски образованные, которые могли не только переписывать книги, но и сами писать. В то время это было большой редкостью. И люди, которые приходили сюда, тоже входили в эту сферу образованности, и со временем они могли ставиться на какие-то должности вплоть до архиерейских кафедр.

- Пытается ли монастырь в веке нынешнем соблюдать эти традиции?

- Полностью восстановить все традиции очень сложно, практически невозможно. Изменились люди, у них другой менталитет, ощущение мира и самой христианской жизни. Да и положение в стране другое. Мы можем только воспринять дух той деятельности, которую вел монастырь в древние времена, и попытаться ее восстановить. Сегодня мы стараемся вести какую-то просветительскую, издательскую деятельность. Для того чтобы понять, как это правильно делать, мы проводим научно-практические конференции, на которые приезжают научные работники из различных музейных объединений, исследователи-богословы. Сторонником развития именно тех направлений, которыми всегда славился монастырь, был и владыка Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский († 2003). При нем был создан музей Библии, издавалась Русская Библия. Постепенно мы хотим возобновить все эти направления деятельности. К сожалению, сейчас первоочередной является другая задача - восстановление монастыря и внешнее (убранство внутри собора, реставрация росписей и иконостаса), и внутреннее, чтобы была нормальная монастырская жизнь и возможность исполнять все послушания.

- Кто сегодня идет в монастырь?

- Сейчас кого Бог пошлет, тот и приходит. Разные люди. Есть и с высшим образованием, есть и кандидаты наук, кто-то готовится получить кандидатское звание в высшем духовном учебном заведении. Монахом сегодня быть очень трудно, потому что большинство монахов, в том числе и у нас в монастыре, - новоначальные. Нет той преемственности, которая была раньше. Преемственность означает передачу духовного опыта. Поэтому мы только создаем основание для того, чтобы будущее поколение монахов в нашем монастыре вело правильный духовный образ жизни. Сейчас монашество, слава Богу, есть. Господь приводит и ставит людей, которые могут духовно руководить, - это важно.

- Насколько велико хозяйство монастыря?

- У нас есть своя ферма с коровами, около 20 голов, около сотни кур, пасека из 25 ульев, сад, огород. С другой стороны, много территории, которую еще нужно осваивать, были бы руки и возможности.

- Каким Вы видите будущее монастыря?

- Я думаю, что в первую очередь мы должны продолжать труды преподобного Иосифа Волоцкого, просветительскую деятельность. Например, сейчас в Теряевской школе мы начали развивать скаутское движение. На православной основе дети занимаются следопытством, как было до революции. Для них это становится маленьким первым шажком к Церкви. И, конечно, надеемся, что монастырь полностью восстановится. Монастырь должен быть настоящим светильником и с Божией помощью светить всем.

Беседовала И. Филиппова
Фото: Ирина Филиппова

Клинские храмы: взгляд в глубину веков
Как для святого может быть приемлемо убийство?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (22.09.2011) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 1781
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика