Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Начало пути спасения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 17.10.2021, 03:17 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Начало пути спасения

Автор: протоиерей Борис Балашов

Святые подвижники на вопрос, чем отличается христианин от нехристианина, отвечали так: "Христианин - это грешник кающийся, то есть совершающий борьбу с грехом, а нехристианин - грешник не кающийся, то есть не ведущий борьбу с грехом". Иначе можно сказать так: "Мы все больны, только одни понимают, что болеют, а потому и лечатся, а другие свое болезненное состояние считают нормальным, а потому и не хотят лечиться, а значит, и не будут здоровыми". Следовательно, для того чтобы начать лечить свою душу от греха, надо сначала суметь его разглядеть, осознать. Эти истины раскрываются в притче о блудном сыне.

Николай Лосев. Блудный сын. 1882.

Бог сотворил человека для радости, счастья и бессмертия. Человек как первый Божий помощник в сотворенном мире был призван возделывать и хранить рай (см. Быт. 2, 15). Рай должен быть в душе человека, в его семье, в отношениях с ближними, раем должен быть весь мир, над которым Бог поставил человека. Но человек сотворен не роботом и не животным. Ему была дана свобода воли и свобода выбора. Не будучи свободным, невозможно любить. А человек должен был возрастать в своем совершенстве до Бога, который есть Любовь.

Человек хорошо жил в любви и согласии с Богом и со всем миром, но, послушав злого совета искусителя, люди решили, что они без Бога могут все устроить гораздо лучше. Творец одарил людей - Своих любимых созданий - умом, чувством, красотой, здоровьем, земными благами. А они решили: "Все это наше, мы сами знаем, как лучше воспользоваться этими благами для своего благополучия и величия".

Вот, наконец, и наступила свобода от Отца Небесного. А Бог-то почему человека отпустил, не удержал силой? Он же всемогущ! Да, конечно. Но Создатель не может противоречить Сам Себе. Раз Он дал человеку свободу, то и остается верен Своему слову. Ведь Ему не дрессированная обезьянка нужна, а человеческая личность, которая без свободы выбора не личность, а животное. Нельзя же человека заставить любить! Но можно помочь ему обрести любовь. Именно этот путь избрал Премудрый Отец.

Молодой человек из притчи о блудном сыне покинул дом родного отца здоровым, сытым, богатым. Все это он получил в родительском доме. Пока это было в наличии, жизнь текла весело и беспечно: друзья, женщины, вино… Казалось юноше, что так будет всегда. Но, увы… Кошелек опустел, одежда поизносилась, кушать хочется. А где же веселые друзья и любвеобильные женщины? Истощился кошелек - истощились и так называемые любовь и дружба. И никому-то он стал не нужен…

Что же делать? Ведь "человек - это звучит гордо!" Да только от этого сыт не будешь. Хотя бы кусочек хлебушка заработать! И вот ушедший из дома сын находит самую позорную в том обществе и грязную работу, обеспечивающую хоть какое-то существование, пусть и полуголодное: пасти свиней. Но ему даже того корма, что свиньи с хрюканьем едят, никто вдоволь не дает.

Вот тут-то в голову и начинают приходить трезвые мысли: "Как хорошо было в доме у отца. И чего мне там не хватало? И как отец меня любил! А как хорошо и сытно у него живут наемные работники! Но выпросив у живого отца то наследство, которое мне должно было бы принадлежать после его смерти, я ведь фактически живого отца похоронил".

Евангельская притча говорит далее: Придя же в себя, сказал... встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк. 15, 17-19).

Мы часто так же рассуждаем в жизни, даем себе обещания исправить жизнь, вернуться к Богу с покаянием. Великий Данте сказал об этом: "Благими намерениями вымощена дорога в ад".

Но этот заблудший сын не только пришел в себя и одумался, не только решил вернуться в родительский дом, но встал и пошел к отцу своему (Лк. 15, 20).

А отец любит свое дитя, ждет и смотрит на дорогу, не покажется ли вдали путник. Когда старый отец увидел возвращающегося сына, в лохмотьях, истощенного, он сам побежал ему навстречу, обнял, поцеловал, принял в свой дом и сказал старшему сыну: О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 32).

Бог рад принять в Свои отческие объятия раскаявшегося и вернувшегося в Христову Церковь грешника. Он не только ждет нас, но и Сам открывает нам Свою любовь, посылая Единородного Сына на землю стать человеком и победить грех и смерть.

Светлое Христово Воскресение - Пасха - делает нашу жизнь осмысленной, полноценной, радостной и вечной. Еще задолго до начала Великого Поста, мы начинаем свой путь к этой радостной встрече, когда победа Христа над бессмыслицей жизни, грехом и смертью становится нашей - моей и твоей! Но этот путь идет не по земле, а совершается в глубине души человека. В первое воскресенье этого подготовительного периода читается и осмысляется притча о мытаре и фарисее, в следующее - о блудном сыне. Только научившись у мытаря смирению, мы можем увидеть себя в истинном свете и найти тот путь, который приведет к победе величайшей любви в нашем сердце. А правильно поняв себя, мы сможем вернуться к Отцу Небесному, Который ждет и любит нас. Духовный путь, открывающийся нам в приготовительных к Великому Посту неделях и во время самого поста, - если у нас хватит воли и мужества одолеть его, - приведет нас к победе, в которой радостно расцветет наша личность и жизнь земная перейдет в Жизнь Вечную.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке"
"Христианская жизнь". Клин. 2009



Притча о блудном сынеПритча о блудном сыне
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Часто в нашей жизни случается, что, оторвавшись от источника взаимоотношений, оказавшись отвергнутыми теми, которые думали, что они могут бесконечно пить от ручейков, струящихся через нас, мы оказываемся изголодавшимися. Если бы только на мгновение мы могли осознать, что забытое и утраченное нами - это качество живых отношений с Богом и живых отношений с людьми, которые нас окружают!



Рембрандт Возвращение блудного сынаРембрандт и его "Возвращение блудного сына"
Автор: Ирина Филиппова
Возвращение предполагает уход. Уход сына в далекую страну - это далеко не жажда путешествий. Это сознательный разрыв с образом жизни, мировоззрением, которые прививались ему в родительском доме. Это не просто неуважение, а предательство ценностей семьи. "Далекая страна" олицетворяет мир перевернутых ценностей, где святым называется то, что дома считается порочным.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (08.02.2015) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1567
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика