Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Надо ли на исповеди детализировать грехи и говорить о ранее исповеданных?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 23:18 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные Таинства

Надо ли на исповеди детализировать грехи и говорить о ранее исповеданных?

Автор: Протоиерей Савва Щербина

Очень часто люди обращаются с вопросами: нужно ли на исповеди говорить о ранее исповеданных грехах, надо ли их как-то уточнять, детализировать или достаточно более общей формулировки?

Исповедь и детализирование грехов

Ответ прост: если чувствуете необходимость, то детализируйте, если нет - то нет. Почему? Ну во-первых, сама форма, в которой человек произносит свою исповедь, на самом деле, никак не регламентируется. Подобное и с проповедью на Литургии: все остальные произносимые за богослужением слова мы в буквальном смысле слова читаем в соответствующем месте богослужебной книги, а проповедь говорим своими словами. Подобное же и на богослужении, которое называется исповедь. Это те драгоценные остатки от древних богослужений, когда все слова богослужения у тех, кто служил, были каждый раз своими. Но это уместно, когда молится в прямом смысле слова святой, и сами представляете, насколько это уже неуместно, когда те времена, в которые на каждом приходе было по несколько своих живых святых, прошли. А вот в этом месте службы такое сохранилось.

На самом деле, "запихать" молитву в какую-то форму, конечно же, невозможно. Формы разные, но вот суть - одна. Суть одинакова как для человека, жившего в IV в. в египетской пустыне, так и для человека XXI в., живущего в Москве. При этом очевидно, что формы, выражающие эту суть, не могут абсолютно совпадать: культура другая, язык (в смысле, способ излагать мысль) другой. Да и люди все разные (я имею в виду психологический тип мышления). Для одного человека общая формулировка - это вообще пустой звук, ничего не означающий, а для другого наоборот - он никак не в состоянии понять конкретные слова, пока не подберет к ним какую-то обобщающую формулировку. Но, конечно, надо отдавать отчет, что людей этого второго типа очень и очень мало. А еще меньше их среди женщин, которые, как правило, более, чем мужчины, эмоциональны, чувственны, а значит, обладают более конкретным мышлением (хотя исключения, подтверждающие правило, конечно, существуют). То есть существуют различия мужского и женского мышления, возрастные различия, да и каждый человек, хоть и обладает каким-то конкретным типом мышления, но в отдельных случаях эпизодически может склоняться к различным типам мышления. Поэтому и нельзя ожидать одинаковой формы исповеди.

Но вот суть у всех должна быть одна. Нельзя, искусно жонглируя формами, скрываться за общими фразами, превращая исповедь в профанацию, фарс, уходя на самом деле от покаянного труда, прикидываться этаким дурачком-простачком, чтобы скрыть нежелание трудиться над собой. Иначе говоря, нельзя подходить к исповеди формально.

Исповедь - это не отчет о проделанной работе, необходимый для того, чтобы тебя где-то наверху вычеркнули из какого-то списка, а если вдруг забыл отчитаться, то и спасения тебе не видать. Конечно, это не так. Исповедь - это богослужебная часть целого процесса, который называется покаяние. Грех - это болезнь, а процесс излечения - это покаяние. Врачом тут является Бог, но без усилий со стороны больного окончательное выздоровление невозможно. Само это излечение, то есть покаяние, протекает день и ночь. Что-то нами при этом осознается и контролируется, насколько человек вообще в состоянии контролировать жизнь. И хотя значительная часть лежит за пределами нашего сознания, мы все-таки своими сознательными действиями можем нанести много вреда нашему духовному здоровью, если пустим процесс на самотек.

Исповедь - это богослужение, а богослужение в богословии называется "запланированное чудо". Чудо - это встреча с Богом, а тут оно "запланировано", следовательно, человек, зная заранее, где и когда это произойдет, может в этом принять осознанное участие. И этот опыт для нас еще ценен тем, что степень вероятности ожидаемого нами результата в случае богослужения - 100%. А вне богослужения - степень вероятности, что произойдет данное конкретное чудо, очень даже не стопроцентная, можете поверить.

Фото: Геннадий Алексеев

Как говорить на исповеди о постыдных грехах?
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?
Зачем каяться в грешных мыслях?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: Pravklin (25.04.2012) | Автор: Протоиерей Савва Щербина
Просмотров: 7664
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz