Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Надо ли на исповеди детализировать грехи и говорить о ранее исповеданных?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 18.08.2019, 05:55 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Церковные Таинства

Надо ли на исповеди детализировать грехи и говорить о ранее исповеданных?

Автор: Протоиерей Савва Щербина

Очень часто люди обращаются с вопросами: нужно ли на исповеди говорить о ранее исповеданных грехах, надо ли их как-то уточнять, детализировать или достаточно более общей формулировки?

Исповедь и детализирование грехов

Ответ прост: если чувствуете необходимость, то детализируйте, если нет - то нет. Почему? Ну во-первых, сама форма, в которой человек произносит свою исповедь, на самом деле, никак не регламентируется. Подобное и с проповедью на Литургии: все остальные произносимые за богослужением слова мы в буквальном смысле слова читаем в соответствующем месте богослужебной книги, а проповедь говорим своими словами. Подобное же и на богослужении, которое называется исповедь. Это те драгоценные остатки от древних богослужений, когда все слова богослужения у тех, кто служил, были каждый раз своими. Но это уместно, когда молится в прямом смысле слова святой, и сами представляете, насколько это уже неуместно, когда те времена, в которые на каждом приходе было по несколько своих живых святых, прошли. А вот в этом месте службы такое сохранилось.

На самом деле, "запихать" молитву в какую-то форму, конечно же, невозможно. Формы разные, но вот суть - одна. Суть одинакова как для человека, жившего в IV в. в египетской пустыне, так и для человека XXI в., живущего в Москве. При этом очевидно, что формы, выражающие эту суть, не могут абсолютно совпадать: культура другая, язык (в смысле, способ излагать мысль) другой. Да и люди все разные (я имею в виду психологический тип мышления). Для одного человека общая формулировка - это вообще пустой звук, ничего не означающий, а для другого наоборот - он никак не в состоянии понять конкретные слова, пока не подберет к ним какую-то обобщающую формулировку. Но, конечно, надо отдавать отчет, что людей этого второго типа очень и очень мало. А еще меньше их среди женщин, которые, как правило, более, чем мужчины, эмоциональны, чувственны, а значит, обладают более конкретным мышлением (хотя исключения, подтверждающие правило, конечно, существуют). То есть существуют различия мужского и женского мышления, возрастные различия, да и каждый человек, хоть и обладает каким-то конкретным типом мышления, но в отдельных случаях эпизодически может склоняться к различным типам мышления. Поэтому и нельзя ожидать одинаковой формы исповеди.

Но вот суть у всех должна быть одна. Нельзя, искусно жонглируя формами, скрываться за общими фразами, превращая исповедь в профанацию, фарс, уходя на самом деле от покаянного труда, прикидываться этаким дурачком-простачком, чтобы скрыть нежелание трудиться над собой. Иначе говоря, нельзя подходить к исповеди формально.

Исповедь - это не отчет о проделанной работе, необходимый для того, чтобы тебя где-то наверху вычеркнули из какого-то списка, а если вдруг забыл отчитаться, то и спасения тебе не видать. Конечно, это не так. Исповедь - это богослужебная часть целого процесса, который называется покаяние. Грех - это болезнь, а процесс излечения - это покаяние. Врачом тут является Бог, но без усилий со стороны больного окончательное выздоровление невозможно. Само это излечение, то есть покаяние, протекает день и ночь. Что-то нами при этом осознается и контролируется, насколько человек вообще в состоянии контролировать жизнь. И хотя значительная часть лежит за пределами нашего сознания, мы все-таки своими сознательными действиями можем нанести много вреда нашему духовному здоровью, если пустим процесс на самотек.

Исповедь - это богослужение, а богослужение в богословии называется "запланированное чудо". Чудо - это встреча с Богом, а тут оно "запланировано", следовательно, человек, зная заранее, где и когда это произойдет, может в этом принять осознанное участие. И этот опыт для нас еще ценен тем, что степень вероятности ожидаемого нами результата в случае богослужения - 100%. А вне богослужения - степень вероятности, что произойдет данное конкретное чудо, очень даже не стопроцентная, можете поверить.

Фото: Геннадий Алексеев

Как говорить на исповеди о постыдных грехах?
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?
Зачем каяться в грешных мыслях?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: pravklin (25.04.2012) | Автор: Протоиерей Савва Щербина
Просмотров: 5976
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика