Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Научить детей жизни со Христом
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 06.12.2021, 02:37 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Научить детей жизни со Христом

Автор: протоиерей Борис Балашов

Одна из задач христианской семьи - малой Церкви - воспитать детей, научить их жить, соблюдая евангельские заповеди, научить их жить со Христом. Вспомним прекрасные слова Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь".

Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было, просто что-то запоминается явно и сохраняется в сознании, а что-то как бы выпадает из памяти и лишь кажется, что совсем выпало.

Задача родителей - сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важней, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Больше беспокойтесь не о том, чтобы ребенок полюбил храм, полюбил Церковь (это придет постепенно само собой), а позаботьтесь о том, чтобы он полюбил Иисуса Христа. А для этого он должен знать о Нем как можно больше, потому что, узнав ближе Иисуса Христа, человек едва ли устоит против того, чтобы не полюбить Его. А вот когда появятся любовь к Иисусу Христу, желание быть на Него похожим, с Ним общаться, тогда ребенку станет понятной необходимость исповеди и участия в богослужении.

Но как помочь ребенку увидеть и полюбить личность Иисуса Христа? Конечно, прежде всего надо родителям вместе с детьми читать Евангелие. Прочитав главу Евангелия, размышляйте о том, что прочитали. Поинтересуйтесь тем, как ребенок понял эту главу: понятно ли ему, что имел в виду Господь, когда рассказал ту или иную притчу, насколько применимы Его слова к нашему времени, к нашим жизненным ситуациям. Такое общение с ребенком будет иметь ни с чем не сравнимую ценность, оно будет вас сближать и друг с другом, и с Богом.

Вообще-то сближает любое общение - будь то интересная передача по телевизору, будь то шашлык на природе… Потому-то люди и ищут его, стремятся к нему, но только общение во Христе и со Христом, когда Он среди нас, по-настоящему соединяет людей друг с другом. Думаю, что часы, проведенные вместе с ребенком над страницами Евангелия, да, впрочем, и другой хорошей и доброй книги, не забудутся никогда и займут свое место среди тех хороших воспоминаний, о которых говорит Достоевский.

Впрочем, ведь бывают в жизни ситуации, которые возникают не по нашей воле. Они могут вызывать в будущем воспоминания даже очень нехорошие. Тут снова вспомню Ф. М. Достоевского. Устами своего героя, старца Зосимы, он говорит: "Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный, со скверным словом, с гневливой душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно, пожалуй, а все потому, что ты не уберегся перед дитятей…" ("Братья Карамазовы").

Сколько таких семян мы, скорее всего, необдуманно посеяли! Будем же сеять и другие, добрые. Это, конечно, возможно не только во время совместного чтения и духовных бесед. Мы можем помочь ребенку проявить себя с хорошей стороны в любом добром деле: навестить вместе с ним больного, оказать помощь соседу и т. п. Но все-таки гораздо больше места в общении должно занимать то, о чем мы уже сказали. Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007

Фото: Евгений Цапенко

Образ и подобиеОбраз и подобие
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В пятой главе Бытия сказано: "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт. 5, 1). Правда, в этом случае не упоминается образ Божий. Видимо, подобие Божие в данном случае объединяет оба эти понятия схожести с Богом. В первой же главе есть кажущееся противоречие в замысле о творении человека и его реализации. Человек замыслен быть сотворенным "по образу Нашему [и] по подобию Нашему". Когда же описывается уже сотворенный человек, то о нем сказано: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Удивительно, но ничего не сказано о подобии. Почему?



Ищите прежде Царства Божия и правды егоИщите прежде Царства Божия и правды его
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет, и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, неспособному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни - НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча - это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.
И самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (21.12.2014) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1836
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика