Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 21–28; Мк. 7, 24–30)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 23.11.2017, 17:30 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 21–28; Мк. 7, 24–30)

Автор: протоиерей Борис Балашов

После столкновения с иерусалимскими фарисеями Господь уходит из Галилеи и идет на северо-запад в языческую Финикию, где главными городами были Тир и Сидон, находившиеся недалеко друг от друга. Здесь о нем услышала одна женщина, которую евангелист Матфей называет хананеянкой, а Марк – сирофиникиянкой.

Хананеяне – это коренные обитатели Палестины, жившие в ней до завоевания её евреями. Впоследствии хананеи стали переселяться на север Палестины, в Сирию и Финикию, где слились с мест­ным населением.

Эта женщина шла за Христом и кричала: Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Господь не отвечал ей, как Он не отвечал и двум слепцам, которые бежали за ним и кричали: Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! (Мф. 9, 27). Однако между ними была большая разница. Слепцы были евреями и знали пророчества, и, называя Христа Сы­ном Давидовым, они видели в Нем Мессию, Спасителя. А эта женщина была язычницей.

Для того чтобы понять эту разницу, в качестве примера вспомним эпизод из книги Генриха Сенкевича «Камо грядеши». Основной сюжет этой книги состоит в том, что один знатный римский патриций полюбил очень красивую девушку, которая была рабыней, и хотел жениться на ней. Она была христианкой и не решалась связать свою жизнь с язычником. Он не мог этого понять. Как свойственно язычнику, он предложил ей поставить в саду огромную статую Христа рядом со статуями других богов. У язычника богов много, и поэтому не имеет принципиального значения то, что в пантеоне появится еще один бог.

Таким же было религиозное мировосприятие и этой хананеянки. Она верила, что Христос – великий Чудотворец, Который пришел к евреям, и не более того. Поскольку хананеи жили по соседству с евреями, то до нее дошли слухи, что некоторые иудеи считали Его Божественным посланцем и называли сыном Давидовым. Ее дочь была неизлечимо больна и, видимо, уже давно. Поэтому она молилась всем известным ей богам, умоляла их о помощи, приносила им жертвы, но изменений в состоянии дочери не происходило. Когда она узнала, что известный Чудотворец, совершивший так много исцелений, пришел в их страну, то поспешила найти Его. Но Христос не обращает внимания на ее просьбы, а она продолжает бежать за Ним. Тогда апостолы стали просить за нее. Спаситель ответил им: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). Это не значит, что Господь пришел только к израильтянам. Этими словами Он хотел сказать, что послан к тем, кто Его ждал и готовился принять. Ведь Израильский народ на протяжении полутора тысячелетий ожидал Мессию, Который должен был основать на земле Свое Царство из тех, кто Его ждал, узнал и пошел за Ним, то есть из тех, кто стал Его учениками. А Его ученики и апостолы были призваны проповедовать уже всему миру весть о совершенной Спасителем победе над грехом и смертью.

С надеждой, видя, что апостолы просят за нее, хананеянка подошла ко Христу и, кланяясь Ему, просила: Господи! помоги мне (Мф. 15, 25). Она обращается к Нему с мольбой о помощи не как к Богу, а как к некоему Чудотворцу, Который в силах исцелить ее дочь. И слышит очень резкий и как бы пренебрежительный ответ Христа: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26). Спаситель знает, что она обошла уже все языческие капища и, не получив ответа на мольбу, просит о помощи Его как Чудо­творца. Если бы с ее ребенком не случилась беда, она и не пришла бы к Нему. Но сейчас, стоя перед Господом, она в свете Его Божества увидела свое недостоинство. Смирение делает человека духовно более зрячим. Она поверила в Его величие и узнала в Нем Живого Бога. Жестокие слова, однако, были соединены с добрым и ясным взглядом Мессии. Его чистый взор укреплял её молитву и помогал познавать глубину смирения. Познав свое недостоинство, она могла рассчитывать только на милость: Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27).

После того, как хананеянка осознала свою греховность и поверила в Христа как в Мессию, Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 28). Именно в тот час по вере ее и по слову Христову исцелилась бесноватая дочь этой женщины. Она не просила Его пойти с ней и не требовала никаких доказательств, вот насколько велико стало ее доверие Господу. И Ему не потребовалось ни прикосновения к больной, ни личной встречи с ней, достаточно было только одного властного слова Христа – и бесноватая дочь этой женщины стала абсолютно здоровой. Спаситель помог язычнице духовно созреть для принятия Божиих даров.

Кроме того, исцеление дочери хананеянки было показательно для апостолов. Евреи язычников считали хуже собак. Но ведь ученикам Христа предстояло впоследствии идти к этим людям и нести им благую весть о Воскресшем Спасителе. Поэтому Господь ставит апостолов перед горем этой женщины-язычницы с такими же чувствами и проблемами, как и у их матерей и сестер, чтобы они смогли сочувствовать ей. Апостолы должны были научиться понимать и любить тех людей, среди которых они будут проповедовать учение Христа, как врач должен полюбить пациента и желать ему здоровья. Мы даже можем сказать, что Господь в каком-то смысле поставил эту женщину выше апостолов: им он постоянно указывает на недостаток живой веры, а ей говорит: Велика вера твоя.


Из книги протоиерея Бориса Балашова «Христос и мы»
«Христианская жизнь», Клин, 2007


Хамство в церквиХамство в церкви
Автор: Наталия Гусева
Что же это такое: хамство в Церкви? Как с ним бороться и надо ли? Как на него реагировать тем, кому хамят, и тем, кто стоит рядом и слышит это?



«Евангелие с кратким толкователем» протоиерея Бориса Балашова
Автор: Михаил Молотников
Краткие объяснения Священного Писания очень удобны тем, что, являясь по форме «заметками на полях», они не отвлекают читателя длинными пространными комментариями, а позволяют сосредоточиться на евангельском тексте.




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (17.04.2016) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 652
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика