Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О молитве
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 23.11.2017, 17:33 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

О молитве

Автор: протоиерей Борис Балашов

 

Пребывай в молитве: Господь любит постоянного
молитвенника и являет ему щедроты Свои.

(Прп.Ефрем Сирин)

 

 

 

 

 

Многие люди верят в то, что Бог существует. Но ведь Он нематериален, бестелесен – и как часто нам бывает нужен! Дело не только в том, что очень часто мы нуждаемся в Его помощи и поддержке, хотя и это весьма существенно. Вопрос еще и в том, для чего мы живем на земле? Что с нами потом будет? Каков смысл жизни человека? Как можно найти путь к общению с Богом? Как можно Его понять и что нужно делать, чтобы Он нас слышал и понимал? Чтобы было легче разобраться с этими трудными вопросами, вспомним о том, как происходит наше общение с людьми.

 

Мы живем в человеческом обществе. Дома общаемся с нашей семьей и близкими родственниками, в школе – с одноклассниками и учителями, в институте – со студентами и преподавателями, на работе – с сотрудниками. Мы вместе живем, учимся, работаем. Чтобы совместно делать общие дела, работать и дружно жить, необходимо понимать друг друга и взаимно согласовывать свои действия. А для полноценного общения нужно научиться слушать и понимать других людей, открывая им свои мысли и чувства.

Мы разговариваем, общаясь с человеком, взаимно открываем при этом свои мысли и чувства и выражаем их на нашем языке. У нас есть возможность связаться с другими людьми на расстоянии. Мы можем позвонить по телефону и обсудить интересующие нас вопросы или изложить свои мысли в письме, а от другого человека получить письменный ответ. С каждым годом все больше людей общаются по электронной почте, через социальные сети, а также с помощью других возможностей интернета.

Но как же можно общаться с Творцом мира – ведь Бог есть дух (Ин. 4, 24)? Это так, но две тысячи лет назад Сын Божий стал Человеком, принял человеческую природу, то есть воплотился. Он показал в Себе Самом и Самим Собой – какой Бог и чего Он хочет от нас. Многие люди общались с Ним, с Его помощью решали свои трудные проблемы, получали от Него помощь и исцеление от разных недугов. Все это было, когда Иисус Христос ходил по земле, но после Крестной смерти и Воскресения Он вознесся в мир Небесной славы. Однако телесно уйдя от нас, людей, живущих на земле, Он не оставил нас Своей любовью, участием и поддержкой. Господь готов быть вместе с нами на жизненном земном пути и после его окончания в вечности.

В пятидесятый день после славного и победоносного Воскресения Спасителя произошло величайшее событие – родилась Православная христианская Церковь – семья Христова, в которой пребывает и действует Сам Глава Церкви Иисус Христос. Естественно, что члены этой Церкви – христиане – общаются со своим Господом и в этом взаимном общении духовно возрастают, преодолевая все трудности и искушения на земном пути к бессмертной радостной жизни.

Слова и дела Господа Иисуса Христа описаны в священной книге христиан – Святом Евангелии. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание Нового Завета, мы можем слышать слова Христовы, обращенные к нам. Если мы их тщательно и с доверием продумываем, то слова и мысли Господа остаются в нашем уме и сердце и даже, в духовном смысле, пускают свои корни, чтобы принести в нас добрые плоды.

Осмысление слов Христовых и их конкретное применение в земной жизни дают верующему реальную помощь и укрепление в борьбе с несчастьями и собственными страстями, которые подчас готовы захлестнуть все добрые чувства и мысли христианина.

Другой не менее важной стороной общения является откровение Богу наших мыслей и чувств, то есть молитва. Без личной ежедневной молитвы и ежедневного чтения Святого Евангелия не могут правильно выстроиться отношения взаимного доверия с Богом.

Молитва, чтение Священного Писания и исполнение воли Божией в нашей жизни сродняют нас с Богом и делают Его друзьями. Но исполнять волю Божию и жить по-христиански в нашем грешном мире без помощи Самого Бога просто невозможно.

Молитва является одним из тех мостиков, которые нас крепко со­единяют с Богом во всех жизненных ситуациях.

Иисус Христос оставил Своим последователям единственную молитву – это молитва Отче наш. В ней концентрированно изложена суть Христова учения. Первые слова этой молитвы таковы: «Отче наш, Иже еси на Небесех», – или по-русски: «Отче наш, Сущий на Небесах».

Если Бог становится для христианина Отцом, значит между Господом и человеком начинают созидаться новые отношения взаимной родственной тесной связи и любви. Именно через Иисуса Христа, Божиего Сына, мы усыновляемся Богу и становимся родными Ему.

Для того чтобы молитва православного человека была живой и действенной, должны соблюдаться определенные условия.

Первое: прежде чем обращаться к Богу, надо посильно навести порядок в собственной душе. А именно – простить другим людям те обиды, которые они нам или нашим близким причинили. В молитве Отче наш Спаситель дает образец правильного отношения к ближним: необходимо прощать грехи других людей, чтобы не держать груз обид и зла в своем сердце, т. к. это лишает нас возможности получать благодатную помощь от Господа и отдаляет от Него, потому что злопамятность является большим грехом. Поэтому Иисус Христос и учит нас обращаться к Богу так, чтобы мы от этой молитвы получали помощь, а не осуждение: Прости нам долги (т. е. грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12).

Второе: необходимо тщательно проанализировать свое поведение, слова и мысли с духовно-нравственной стороны, раскаяться в греховных делах и мыслях и принести Богу свое искреннее покаяние перед началом молитвы.

Третье: если мы можем видеть хоть малую часть своих грехов, значит, все же какой-то лучик благодати в нашу душу проникает, но для спасения этого явно недостаточно. Необходимо еще приложить усилия, чтобы со всеми примириться, а если это не представляется возможным, то, по крайней мере, примириться в своей душе с теми, с кем это невозможно сделать явно.

Мы, естественно, хотим, чтобы наши молитвы Бог слышал. Но тут нужно учесть еще одно обстоятельство. Объясним по аналогии с обычным разговором, который мы часто ведем с окружающими.

Чтобы человек меня услышал, я должен ему сказать то, что считаю нужным. Но если я говорю так тихо, что сам не слышу своего голоса, то как меня услышит мой собеседник? Если же я четко слышу свои слова, то у меня есть надежда, что их слышит тот, к кому они обращены.

Наша молитва – это речь, обращенная к Богу. Только в этом случае не имеет значения, сказаны наши слова вслух или мысленно. Господь слушает не только звучание наших молитв, а в первую очередь наши мысли. Поэтому, когда мы говорим что-либо Богу, наш ум должен ясно слышать и понимать, что мы сердцем и умом хотим Ему сказать. Если же мы произносим прекрасные слова молитв, но ум наш не слышит и не вникает в них, то Бог их тем более не услышит.

Если с земным собеседником мы беседуем, произнося слова с помощью языка, то Богу мы говорим слова, используя язык нашей мысли. Поэтому во время молитвы нужно очень тщательно вникать умом в каждое слово, которое мы направляем Небесному Отцу, и вести постоянную борьбу со всеми посторонними мыслями в это время, даже если они очень хорошие и благочестивые, но не своевременны.

Хорошо молиться своими словами и открывать Богу душу, однако, если мы будем молиться только так, то по сути вся молитва сведется только к двум темам: «подай» и «помоги». Однако мы понимаем, что если мы таким образом будем общаться с людьми: «помоги» и «подай», а сам ты нам не интересен, – то никаких глубоких отношений у нас не получится, и будет очень мало шансов получить реальную поддержку в этом случае.

В отношениях с Богом молитва должна носить серьезный характер, а не быть утилитарно-потребительской. Естественно, что Бог будет гораздо более заботиться о Своих детях, чем о тех, кому до Него и дела нет. Хорошей помощью на путях молитвенного делания являются прекрасные молитвы, излившиеся из святых сердец великих праведников, содержащиеся в православных молитвословах. Надо всё предварительно продумывать и осмыслять, чтобы во время молитв мы могли ими изливать Господу нашу душу. Чтобы лучше понимать молитвы, хорошо бы с помощью разного рода толковых молитвословов осмыслить текст этих молитв. В этом отношении мне кажется удачным «Молитвослов с пояснениями» клинского издательства «Христианская жизнь».

Те молитвы из молитвослова, которые принимаются умом и сердцем, нужно использовать в личной молитве, дополняя их собственными молитвенными излияниями.

Молиться надо внимательно и неспешно. Если у нас ограничено время, не нужно ставить цель обязательно «вычитать» (какое ужасное выражение применительно к молитве!) утреннее или вечернее правило. Следует рассчитать время, которое мы можем отвести на наше общение с Богом, и со вниманием прочитать столько молитв, сколько реально успеваем.

Изливать Богу душу тайно, внешне никак не выражая, можно и по дороге, и в транспорте, и выполняя механическую работу. При этом хороши и краткие молитвы, взятые из молитвослова, и собственные, идущие из сердца.

Самое главное – чтобы молитва нас соединяла и сродняла с Богом, тогда нам будет легче и радостнее идти по земному пути, который завершится не могилой и разложением, а жизнью радостной и вечной в Царстве Небесном.

В смерти нет смысла. Смысл жизни только в жизни – и жизни вечной!

Протоиерей Борис Балашов

Фото: Мария Старостина


О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

 


 

Книга «Научи нас молиться». О молитве «Отче наш»
Автор: Михаил Молотников
Книга предназначена в первую очередь для недавно переступивших порог храма и желающих глубже понять основы православной веры, в частности для учащихся воскресных школ. Она может использоваться и в качестве пособия для катехизаторов.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (10.04.2016) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 612
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика