Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О молитве
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 00:24 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

О молитве

Автор: протоиерей Борис Балашов

 

Пребывай в молитве: Господь любит постоянного
молитвенника и являет ему щедроты Свои.

(Прп.Ефрем Сирин)

 

 

 

 

 

Многие люди верят в то, что Бог существует. Но ведь Он нематериален, бестелесен – и как часто нам бывает нужен! Дело не только в том, что очень часто мы нуждаемся в Его помощи и поддержке, хотя и это весьма существенно. Вопрос еще и в том, для чего мы живем на земле? Что с нами потом будет? Каков смысл жизни человека? Как можно найти путь к общению с Богом? Как можно Его понять и что нужно делать, чтобы Он нас слышал и понимал? Чтобы было легче разобраться с этими трудными вопросами, вспомним о том, как происходит наше общение с людьми.

 

Мы живем в человеческом обществе. Дома общаемся с нашей семьей и близкими родственниками, в школе – с одноклассниками и учителями, в институте – со студентами и преподавателями, на работе – с сотрудниками. Мы вместе живем, учимся, работаем. Чтобы совместно делать общие дела, работать и дружно жить, необходимо понимать друг друга и взаимно согласовывать свои действия. А для полноценного общения нужно научиться слушать и понимать других людей, открывая им свои мысли и чувства.

Мы разговариваем, общаясь с человеком, взаимно открываем при этом свои мысли и чувства и выражаем их на нашем языке. У нас есть возможность связаться с другими людьми на расстоянии. Мы можем позвонить по телефону и обсудить интересующие нас вопросы или изложить свои мысли в письме, а от другого человека получить письменный ответ. С каждым годом все больше людей общаются по электронной почте, через социальные сети, а также с помощью других возможностей интернета.

Но как же можно общаться с Творцом мира – ведь Бог есть дух (Ин. 4, 24)? Это так, но две тысячи лет назад Сын Божий стал Человеком, принял человеческую природу, то есть воплотился. Он показал в Себе Самом и Самим Собой – какой Бог и чего Он хочет от нас. Многие люди общались с Ним, с Его помощью решали свои трудные проблемы, получали от Него помощь и исцеление от разных недугов. Все это было, когда Иисус Христос ходил по земле, но после Крестной смерти и Воскресения Он вознесся в мир Небесной славы. Однако телесно уйдя от нас, людей, живущих на земле, Он не оставил нас Своей любовью, участием и поддержкой. Господь готов быть вместе с нами на жизненном земном пути и после его окончания в вечности.

В пятидесятый день после славного и победоносного Воскресения Спасителя произошло величайшее событие – родилась Православная христианская Церковь – семья Христова, в которой пребывает и действует Сам Глава Церкви Иисус Христос. Естественно, что члены этой Церкви – христиане – общаются со своим Господом и в этом взаимном общении духовно возрастают, преодолевая все трудности и искушения на земном пути к бессмертной радостной жизни.

Слова и дела Господа Иисуса Христа описаны в священной книге христиан – Святом Евангелии. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание Нового Завета, мы можем слышать слова Христовы, обращенные к нам. Если мы их тщательно и с доверием продумываем, то слова и мысли Господа остаются в нашем уме и сердце и даже, в духовном смысле, пускают свои корни, чтобы принести в нас добрые плоды.

Осмысление слов Христовых и их конкретное применение в земной жизни дают верующему реальную помощь и укрепление в борьбе с несчастьями и собственными страстями, которые подчас готовы захлестнуть все добрые чувства и мысли христианина.

Другой не менее важной стороной общения является откровение Богу наших мыслей и чувств, то есть молитва. Без личной ежедневной молитвы и ежедневного чтения Святого Евангелия не могут правильно выстроиться отношения взаимного доверия с Богом.

Молитва, чтение Священного Писания и исполнение воли Божией в нашей жизни сродняют нас с Богом и делают Его друзьями. Но исполнять волю Божию и жить по-христиански в нашем грешном мире без помощи Самого Бога просто невозможно.

Молитва является одним из тех мостиков, которые нас крепко со­единяют с Богом во всех жизненных ситуациях.

Иисус Христос оставил Своим последователям единственную молитву – это молитва Отче наш. В ней концентрированно изложена суть Христова учения. Первые слова этой молитвы таковы: «Отче наш, Иже еси на Небесех», – или по-русски: «Отче наш, Сущий на Небесах».

Если Бог становится для христианина Отцом, значит между Господом и человеком начинают созидаться новые отношения взаимной родственной тесной связи и любви. Именно через Иисуса Христа, Божиего Сына, мы усыновляемся Богу и становимся родными Ему.

Для того чтобы молитва православного человека была живой и действенной, должны соблюдаться определенные условия.

Первое: прежде чем обращаться к Богу, надо посильно навести порядок в собственной душе. А именно – простить другим людям те обиды, которые они нам или нашим близким причинили. В молитве Отче наш Спаситель дает образец правильного отношения к ближним: необходимо прощать грехи других людей, чтобы не держать груз обид и зла в своем сердце, т. к. это лишает нас возможности получать благодатную помощь от Господа и отдаляет от Него, потому что злопамятность является большим грехом. Поэтому Иисус Христос и учит нас обращаться к Богу так, чтобы мы от этой молитвы получали помощь, а не осуждение: Прости нам долги (т. е. грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12).

Второе: необходимо тщательно проанализировать свое поведение, слова и мысли с духовно-нравственной стороны, раскаяться в греховных делах и мыслях и принести Богу свое искреннее покаяние перед началом молитвы.

Третье: если мы можем видеть хоть малую часть своих грехов, значит, все же какой-то лучик благодати в нашу душу проникает, но для спасения этого явно недостаточно. Необходимо еще приложить усилия, чтобы со всеми примириться, а если это не представляется возможным, то, по крайней мере, примириться в своей душе с теми, с кем это невозможно сделать явно.

Мы, естественно, хотим, чтобы наши молитвы Бог слышал. Но тут нужно учесть еще одно обстоятельство. Объясним по аналогии с обычным разговором, который мы часто ведем с окружающими.

Чтобы человек меня услышал, я должен ему сказать то, что считаю нужным. Но если я говорю так тихо, что сам не слышу своего голоса, то как меня услышит мой собеседник? Если же я четко слышу свои слова, то у меня есть надежда, что их слышит тот, к кому они обращены.

Наша молитва – это речь, обращенная к Богу. Только в этом случае не имеет значения, сказаны наши слова вслух или мысленно. Господь слушает не только звучание наших молитв, а в первую очередь наши мысли. Поэтому, когда мы говорим что-либо Богу, наш ум должен ясно слышать и понимать, что мы сердцем и умом хотим Ему сказать. Если же мы произносим прекрасные слова молитв, но ум наш не слышит и не вникает в них, то Бог их тем более не услышит.

Если с земным собеседником мы беседуем, произнося слова с помощью языка, то Богу мы говорим слова, используя язык нашей мысли. Поэтому во время молитвы нужно очень тщательно вникать умом в каждое слово, которое мы направляем Небесному Отцу, и вести постоянную борьбу со всеми посторонними мыслями в это время, даже если они очень хорошие и благочестивые, но не своевременны.

Хорошо молиться своими словами и открывать Богу душу, однако, если мы будем молиться только так, то по сути вся молитва сведется только к двум темам: «подай» и «помоги». Однако мы понимаем, что если мы таким образом будем общаться с людьми: «помоги» и «подай», а сам ты нам не интересен, – то никаких глубоких отношений у нас не получится, и будет очень мало шансов получить реальную поддержку в этом случае.

В отношениях с Богом молитва должна носить серьезный характер, а не быть утилитарно-потребительской. Естественно, что Бог будет гораздо более заботиться о Своих детях, чем о тех, кому до Него и дела нет. Хорошей помощью на путях молитвенного делания являются прекрасные молитвы, излившиеся из святых сердец великих праведников, содержащиеся в православных молитвословах. Надо всё предварительно продумывать и осмыслять, чтобы во время молитв мы могли ими изливать Господу нашу душу. Чтобы лучше понимать молитвы, хорошо бы с помощью разного рода толковых молитвословов осмыслить текст этих молитв. В этом отношении мне кажется удачным «Молитвослов с пояснениями» клинского издательства «Христианская жизнь».

Те молитвы из молитвослова, которые принимаются умом и сердцем, нужно использовать в личной молитве, дополняя их собственными молитвенными излияниями.

Молиться надо внимательно и неспешно. Если у нас ограничено время, не нужно ставить цель обязательно «вычитать» (какое ужасное выражение применительно к молитве!) утреннее или вечернее правило. Следует рассчитать время, которое мы можем отвести на наше общение с Богом, и со вниманием прочитать столько молитв, сколько реально успеваем.

Изливать Богу душу тайно, внешне никак не выражая, можно и по дороге, и в транспорте, и выполняя механическую работу. При этом хороши и краткие молитвы, взятые из молитвослова, и собственные, идущие из сердца.

Самое главное – чтобы молитва нас соединяла и сродняла с Богом, тогда нам будет легче и радостнее идти по земному пути, который завершится не могилой и разложением, а жизнью радостной и вечной в Царстве Небесном.

В смерти нет смысла. Смысл жизни только в жизни – и жизни вечной!

Протоиерей Борис Балашов

Фото: Мария Старостина


О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

 


 

Книга «Научи нас молиться». О молитве «Отче наш»
Автор: Михаил Молотников
Книга предназначена в первую очередь для недавно переступивших порог храма и желающих глубже понять основы православной веры, в частности для учащихся воскресных школ. Она может использоваться и в качестве пособия для катехизаторов.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (10.04.2016) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1842
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика