Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О почитании Богоматери
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 13.12.2024, 04:41 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

О почитании Богоматери

Автор: Виталий Питанов

Зачастую православных христиан обвиняют в том, что они больше почитают Богородицу, чем Христа. Но это вызывает недоумение: откуда позаимствованы эти статистические данные? В действительности это обвинение базируется на частном субъективном мнении отдельных людей.

О почитании Богоматери

Православный христианин действительно почитает Богородицу, но он отнюдь не считает Ее равной Богу. Почитание - не обожествление! Например, "Бог заповедал: почитай отца и мать" (Мф.15:4), но, наверное, ни одному сектанту не придет в голову на основании этого заявить, что христианин поклоняется родителям, делая их равными Богу. Два тысячелетия прошло с тех пор, как Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк.1:35). Единственный раз в истории Дева родила Сына. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Родившийся от нее есть истинный Бог, так как Родившая воплотившегося от Нее истинного Бога - истинная Богородица" 1. Задолго до этого события пророки предсказали это: "…Дева во чреве приимет и родит Сына…" (Ис.7:14). Елисавета, когда ее посетила Дева Мария, воскликнула: "…пришла Матерь Господа моего…" (Лк.1:43). Почтил Божию Матерь и Архангел Гавриил: "…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами…" (Лк.1:28). О том, что Ее будут почитать, знала и Сама Богородица: "…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его" (Лк.1:46-50). Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский, так толкует этот стих: "Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, говорит, призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И "отныне будут, ублажать Меня все роды", не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его "Сильным", чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. "Имя Его" назвала "святым", чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает свят. Не ко Мне одной "милость Его", но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия "в роды родов", указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19:29)"2. Мы молимся Богородице3, потому что Она имеет великое дерзновение перед Богом. Если Соломон, находясь на вершине своей славы, не отказал в просьбе своей матери (см. 3 Цар. 2:20), то, тем более, Сын Божий исполнит прошения и молитвы Той, Которая послужила великой тайне Боговоплощения так же, как Он исполнил Ее просьбу в Кане Галилейской.

Еретики, искажая смысл Священного Писания, пытаются опровергнуть почитание Пресвятой Богородицы православными христианами, обращая наше внимание на следующие стихи Нового Завета: "И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мк.3:33-35). Данный стих утверждает, что близость к Богу основана главным образом на исполнении человеком воли Божией, но кто исполнил волю Божию в большей степени, чем Богоматерь? Основанием для почитания Богородицы являются и следующие слова Иисуса Христа: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин.19:26-27). Согласно толкованию этого фрагмента отцов Церкви, ап. Иоанн является здесь представителем всех верующих, которым в его лице Христос возвещает духовное материнство Девы Марии4. Почитание же родителей заповедано нам пятой заповедью Декалога.

Вся ветхозаветная история с ее последовательными избраниями "остатка", который должен был стать очередной ступенью на пути к пришествию Избавителя, начиная с избрания Сифа, Ноя, Сима и т.д. представляет собой путь к последнему и высочайшему избранию - избранию Пресвятой Девы. По Своей духовной и телесной чистоте Она была Единственной Девой, достойной стать Церковью и храмом Духа Святого5. Ее избрание не было лишь внешним, механическим, навязанным свыше одной Божественной волей. Дева Мария могла отказаться от того призвания, о котором возвестил Ей Архангел Гавриил. Она Одна могла послужить великой тайне Боговоплощения, но без Ее воли оно не было бы осуществлено, ибо "как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле"6. В момент Благовещения "вся история мира, все свершение Божественного смотрения зависело от этого свободного ответа человека. Смиренное согласие Девы позволило Слову стать плотью"7; в ответ на весть Архангела Гавриила мы слышим Ее слова: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1:38). Как сложилась бы история спасения без этого добровольного согласия Пресвятой Девы Марии? Именно оно, в первую очередь, дает истинным христианам право прославлять Божию Матерь в хвалебных песнопениях, именуя Ее "Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим".

©Питанов В.Ю.


Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире
Западная христианская апологетика


Литература
1 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн.III, гл.XII. О том, что Святая Дева есть Богородица / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, М., 2002. С.252.
2 Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. Книга 3. М., Лепта. 2004. С.27.
3 Архиепископ Пражский Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. Путеводитель по Библии. М., Изд. Св.Кирилла и Мефодия. 2001. С.55.
4 См.: Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель. Жизнь с Богом. 1982. С. 314.
5 См.: св. Димитрий Ростовский. Т.III. С.101. // Христианское чтение. 1842, IV. С.345. / Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.1991.С.106.
6 M.Jugie. Homelies mariales bizantines. Patrologia orientalis, XIX, fask.3, Paris, 1925, p.463. / В.Н.Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.1991. С.107.
7 Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ.1991. С.260.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (09.01.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 3495 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 Татьяна  
0
А поконкретнее?

1 Светлана  
0
Какая ересь.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz