Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О приеме паломников и экскурсантов в Троице-Сергиевой лавре в начале XX в.
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 09.03.2021, 10:07 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

О приеме паломников и экскурсантов в Троице-Сергиевой лавре в начале XX в.

Автор: Ж.А. Курбатова, ст. науч. сотр. Музея-заповедника «Зарайский Кремль»

Фото: www.stsl.ru

Документы фонда Троице-Сергиевой лавры (в РГАДА) в начале XX века определяют группы прибывающих в монастырь как паломников или экскурсантов. Архивное дело, в котором собрано множество документов об интересующей нас теме, имеет соответствующий заголовок: «О приеме паломников и экскурсантов».

Паломники приезжают не просто поклониться мощам преподобного Сергия, но и для осмотра храмов и вообще территории Троице-Сергиевой обители. Не так давно паломников встречали молебнами и раздачами, чаще всего, недорогих икон «Явление Богоматери преподобному Сергию». Теперь монашествующие и послушники проводят экскурсии по монастырю.

Прибывавшие в Троице-Сергиеву лавру заблаговременно писали письма, а в них просили о ночлеге на определенное число дней и выражали просьбу об осмотре святынь и храмов. В каком-то роде это архивное дело напоминает документы РГАДА, в которых настоятели храмов Московской и Владимирской епархии просили лавру о том, чтобы их посетила икона прп. Сергия. Их сходство в том, что они носили «деловой» характер – в тех и других высказывались вполне определенные просьбы; близки также годы их написания.

В 1909 году в церковной прессе появились статьи о приеме паломников в лавре, в которых затрагивались и некоторые «недочеты»: указывалось, что в отдельных случаях паломники из числа детей не получали кров из-за многолюдства1. В итоге, руководство лавры в лице ее настоятеля архимандрита Товия (Цымбала) отвечало в буквальном смысле словом и делом на эту публикацию.

Писались ответные письма «в редакцию», а паломники призывались к тому, чтобы заблаговременно, за 2–3 дня «извещали лавру о времени прибытия», с тем «чтобы помещения были для них задержаны (приготовлены. – К.Ж.2. Вскоре эти извещения стали адресоваться как Духовному собору, так и отдельным лицам из старшей братии. Вся переписка собиралась в особое дело «О паломниках»3. Что касается письма в редакцию, лавра в нем вполне определенно высказалась о том, что для нее составляет сущность паломничества: «Целью паломничества лавра считает возможно подробное ознакомление со святынями и с историческими памятниками, а не обстановочную часть паломничеств, которая своими внешними эффектами заслоняет в памяти детей самую сущность паломничества, заменяя ее воспоминаниями о прогулках, угощениях, играх и прочих подробностях чисто придаточного характера, с идеей паломничества ничего общего не имеющими»4. И, нужно сказать, по документам этого года как раз видно, что ни одной из групп паломников не было отказано в гостеприимстве, а вернувшись, они присылали в лавру исключительно благодарственные, теплые письма.

Таким образом, мы имеем большое количество «паломнических» материалов в документах за этот 1909 год, они ярко отражают деятельность лавры в этом направлении, и именно документы этого года, как наиболее показательные, мы и рассмотрим в этой статье.

Троице-Сергиева лавра всегда была традиционным местом паломничества. В начале XX века появились разные синонимы для обозначения понятия «паломники», такое, например, как «экскурсанты» – так были названы в документе учащиеся начального Горкинского училища, что в городе Александров. Вышеупомянутые «горкинские» ученики просили о ночлеге и пользовались общими экскурсиями, а также осматривали святыни лавры5. «Путешественники» – еще одно определение для групп паломников.

Так назвал свою паломническую группу инспектор Одесских епархиального училища и гимназии Николай Матвеев6. Воспитанники «Учительной гимназии» в местечке Коростышеве Киевской губернии названы своим директором «экскурсантами-паломниками»7.

А учитель Алексей Остроумов писал в лавру, что ученики Сокольнического мужского городского начального училища прибудут «на богомолье»8. Таким образом, в отношении посещения лавры приезжавшие пользовались различными выражениями: от старинного «богомолье» до новейшего «экскурсия».

Кто и в каком количестве приезжал в лавру в качестве паломников? В основном, если судить по документам, паломники прибывали в Троицкую обитель большими группами, редко менее 25 человек. Это были учащиеся различных учебных заведений, «курсов», а также воспитанники исправительных колоний. Из Александро-Мариинского училища Московского Мещанского общества приезжало 90 воспитанниц9. Конечно, небольшие группы паломников, как и прежде, посещали в лавру, но поскольку частным лицам было легче устраиваться, документы не отражают их переписки перед приездом: те, видимо, также просили ночлега «по примеру прежних лет», но уже непосредственно в гостинице. Интересно, что редко встречается, чтобы духовенство храмов приезжало с«приходом»: священник Тихонравов «из села Ш-во Александровского уезда» собирался прибыть «со школой и прихожанами»10. Из Петровско-Александровского пансиона-приюта воспитанники ехали, разделившись на две группы по 30 человек11. У всех подобных групп были «провожатые» в количестве от двух до шести человек: так, с учащимися из Красносельской церковно-приходской школы Юрьевского уезда Владимирской губернии провожатых было 6 человек12.

В какое время церковного года лавра ожидала наибольшее число паломников? Откуда они прибывали? Приезжали в течение всего года, но в основном летом и после Пасхи или в другие каникулярные дни. Так, на второй и третий день Пасхи 1909 года в лавру прибыли учащиеся Пречистенских вечерних классов (курсов) для рабочих «в количестве 50 человек», причем из-за наплыва народа обитель была согласна принять этих паломников только на третий день после Пасхи. Те же самые учащиеся прибыли в лавру «на первый день Рождества Христова»13. Когда учащиеся «от шести школ» из Юрьев-Польского уезда собирались весной в лавру, то наблюдатель этих школ священник Троицкий заверял Лавру, что ученики приедут отдельными группами и «не в Троицу» (не в праздник. – К.Ж.)14. Приезжали со всей России, в основном из Московской15 и Владимирской губерний, а также из Петербурга, Ярославля, Ростова, Киева, Харькова, Одессы и даже Эстляндии. Материальная, «рабочая» сторона приема паломников состояла в том, что их размещали и кормили обедом. Паломники обедали «от братского стола», а ночевали в Странноприимном доме16. Как правило, паломники просили о заселении на одни – двое суток, что говорит о намерении более или менее подробно осмотреть святыни. Изредка поступали просьбы о том, чтобы помещение было предоставлено на несколько часов «для дневного отдыха» – например, такова была просьба учащихся Заиконоспасского духовного училища17. Преподаватель рисования Ярославского реального училища Алексей Александрович Романовский приехал с 25 учениками «в целях образовательной экскурсии» и просил о помещении для остановки; комната этой группе было предоставлена «не более, чем на 3 дня»18. Начальство детской Абрамцевской колонии для своей группы из 20 детей и 3 взрослых просило две комнаты вместо одной19. Надзирательница Долгоруковской школы просила письмом об обеде для учеников: они были поселены в Странноприимном доме, и им выдан «обед №1»20.

Иногда в письмах встречаются просьбы о бесплатном расселении и обедах: учеников Грузинского городского училища в Москве на Таганке, 2-го Московского реального училища на Новой Басманной просили приютить безвозмездно21. За полгода с 1 января по 30 июня 1909 г. бесплатным «продовольствием» лавры пользовались 3782, и бесплатным ночлегом 2221 человек22.

Как встречали паломников Троице-Сергиевой обители? Можно сказать, что отношение, тактика к прибывающим в Троице-Сергиеву лавру в начале XX века несколько меняется. Прием ученых, студентов, занимавшихся церковной историей, археологией, культурой, – отдельная задача руководства лавры.
21 марта 1909 году прибыли в лавру учащиеся Училища живописи, ваяния и зодчества, «слушавшие курс церковной археологии». Директор училища просил наместника отца Товию «не отказать по примеру прежних лет» в осмотре церквей, ризницы и митрополичьих покоев, и просит его оказать содействие в осмотре «со стороны лиц, в ведении коих находятся означенные здания»23. Но и школьники, и студенты нередко удостаивались личного внимания наместника, например, летом этого года ученицы Голофтеевской школы для рукодельниц «в подробностях осмотрели лавру», и отец Товий пообщался с воспитанницами24. Школьникам раздавали Троицкие листки, а воспитанникам средних учебных заведений – брошюрки25. В Москве и лавре широко праздновалась память свтт. Кирилла и Мефодия, так что торжества продолжались чуть ли не месяц: в отдельные дни этого периода число детей из паломников достигало 40026.

В 1909 году вышло новое распоряжение наместника лавры от 22 марта о «сопровождении паломников по лавре и для дачи им объяснений при поклонении святыням и при осмотре достопримечательностей». Для этого было избрано три послушника: Димитрий Жидков, Павел Козьмин и Макарий Крамаренко. Для «сопровождения лиц, не владеющих русским языком», был назначен послушник Александр Рустицкий. «Другим лицам» было запрещено вождение экскурсий, даже под предлогом знакомства.

И – «никто не должен предлагать своих услуг, а должны… ожидать, пока их услуги потребуются». Ученики Императорского технического общества и вечерней школы «К. Тиль и Компания» благодарили за прием, в частности, за помощь «проводника послушника Макария: который… умело и толково рассказывал о достопримечательности дорогой нам Троице-Сергиевой лавры». И далее тут же: «Вы умело назначили послушника Макария в проводники, который может всякого заинтересовать своим знанием св. обители… Доказательством сему служит глубокая печаль, с которой дети собирались в обратный путь…»27

Для чего приезжали паломники? Воспитанницы московского епархиального женского Мариинского училища приезжали в лавру «для поклонения ее святыням»28. Инспектор Одесских епархиального училища и гимназии писал в письме, что они желали осмотреть «достопримечательности»29. Руководство Коростышевской учительской семинарии планировало вместе с учениками провести «научную экскурсию» по Москве, Петербургу и окрестностям, в числе которых была и лавра30.

Паломницы из Одесского епархиального женского училища интересовались ризницей31. А 95 «выпускных воспитанниц» Филаретовского училища готовились возложить на мощи преподобного покров, а на гробницу митрополита Филарета, основателя их училища, – сулок и посох собственной работы32.

Сестры Иверской общины Красного Креста перед экзаменом приехали «поблагодарить Господа и Его преподобнаго за помощь в их двухлетнем искусе»33. Иногда паломники доверительно делились с руководством лавры всей паломнической программой. Воспитанницы Сущевского женского городского училища желали «отстоять обедню» в лавре и затем посетить Черниговский скит34. Учащиеся «Сергиевского братства» помимо лавры собирались «на поклонение Московским чудотворцам»35.

Таким образом, все запланированные паломничества включали в себя определенные черты: «приход» к мощам преподобного Сергия, внимательное, осознанное знакомство со святынями. Это вызывало у паломников чувства благодарности, и оно изливалось в словах признательности: Одесское епархиальное училище благодарило лавру «за теплый прием»36. Благодарственные письма имели официальный характер, но за ними проглядывают настоящие теплые чувства. «…христианское гостеприимство лавры оставило неизгладимое впечатление на всех нас и особенно на детей, посетивших впервые сии святые места» – писали из Сиротского приюта имени императора Александра II37. Заметное письмо написал Оболешев Николай Николаевич, ставший непосредственно перед тем (с 28 декабря 1908 года) командиром 221-го пехотного резервного Троице-Сергиевого полка: «Русские православные воины искони почитают святые обители. С молитвой в сердце и на устах вступают они в преддверие святой обители и с таким же благоговением уходят из нее… И да будет сие посещение воинскими чинами… всегдашним свидетельством духовного общения русского православного воинства и русского православного монашества, какое всегда было им присуще». Военные просили о молебне «перед ракой прп. Сергия, всегда помогающего полку служить верой и правдой царю и Отечеству»38.

Прием паломников в Троице-Сергиевой лавре в начале XX века стал не только привычным делом, но и приобрел конкретные черты. Паломники заранее планировали свой приезд в Троицкую обитель, а монастырь, в свою очередь, ожидал появления определенных групп. Паломники Лавры имели свое лицо: это по преимуществу учащиеся различных учебных заведений, некоторые из которых писали о благочестивых мотивах своего приезда. Многие из них приезжали вновь и вновь, рассчитывая на «прежний теплый прием».

Фото: www.stsl.ru

Материал подготовлен Щелковским благочинием


 

1 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524 (1909 г.). Л. 115–116, 113–114. Статья опубликована в Московских Церковных Ведомостях, №№ 51–52.
2 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 63, 71, 72, 67.
3 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 85.
4 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 115, 115 об.
5 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 12, 12 об.
6 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 13, 13 об., 16, 17.
7 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 22.
8 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 94 об.
9 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 36.
10 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 98.
11 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 47.
12 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 92.
13 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 3, 3 об., 55.
14 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 80.
15 Например, РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 96.
16 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 113, 76.
17 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 46, 27, 27 об.
18 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. 1909 г. Л. 7.
19 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 23.
20 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 8.
21 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 78, 74, а также л. 84 (из другой школы).
22 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 105.
23 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 2. (1909 год).
24 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 37.
25 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 113 об.
26 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 114.
27 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 34, 34 об., а также л. 44.
28 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 14.
29 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 13, 13 об., 16, 17.
30 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 62.
31 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 91.
32 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 11.
33 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 99.
34 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 88.
35 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 70.
36 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 24.
37 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 44.
38 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. № 17524. Л. 64, 64 об., 65, 69, 73.

 

Источник: mepar.ru


Святой, постигший тайну Божественной любви (18 июля – память прп. Сергия Радонежского)
Преподобный Сергий Радонежский
Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (09.10.2018) | Автор: Ж.А. Курбатова
Просмотров: 745
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика