Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О смысле христианского брака
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 20:10 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

О смысле христианского брака

Автор: протоиерей Борис Балашов

Фото: В. Макаров

Человек создан как образ Божий, Божий портрет. Он похож на Бога умом, способностью созидать новое, видеть и любить красоту, любить Бога и людей жертвенно, а не для себя. Человеческая душа бессмертна. Да и весь человек с душою и телом призван наследовать вечную жизнь.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и человек как образ Божий должен уподобиться Богу, стать подобием Божиим в любви.

Как научиться любить Бога? Как возрасти в любви и созреть для вечной жизни в бесконечном Царстве Небесном? Священное Писание Нового Завета так отвечает на этот вопрос: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Именно учась любить человека и его бессмертную душу, мы учимся любить Бога.

Любовь и влюбленность – разные вещи. Влюбленность – это чувство и состояние человека, когда ему что-то очень сильно нравится в человеке противоположного пола, например, внешность или какие-либо качества и способности. Влюбленность может достигать огромной силы, но она по самой природе своей краткосрочна и, увы, далеко не всегда переходит в любовь. Любовь же – это качество и состояние, когда любишь всего человека, со всеми его достоинствами и недостатками, когда дорого не только тело, но и весь внутренний мир любимого. Настоящая любовь рождается только в браке, в полноценной семейной жизни. Рождается тогда, когда уходит влюбленность, а на её место заступает любовь.

Мы не будем говорить о трагичной карикатуре на семью – так называемом у нас «гражданском браке». Брак существует не только у христиан, но и у людей других вероисповеданий и неверующих. Никакой здравомыслящий православный христианин не назовет блудом или грехом зарегистрированный брак, даже если он и не венчан.

В чем же разница между христианским и нехристианским браком? В нехристианском браке супруги всеми своими душевными связями напрямую соединены друг с другом; их можно сравнить, к примеру, с двумя детьми, которые держат за руки друг друга.

Представим себе иную картину: к двум детям подошла мама, и они уже втроем взялись за руки. Получается своего рода треугольник. Одна рука ребенка соединена с маминой рукой, а другая – с рукой второго ребенка. Если у детей есть любящая мать, то от взаимоотношений с ней будут зависеть отношения детей, и наоборот – взаимоотношения между самими детьми будут влиять на их отношения с мамой.

Нечто подобное происходит в христианском браке, где и у мужа, и у жены существуют свои личные отношения с Богом. У Бога же есть еще и связь со всей семьей, то есть в этом случае Бог – внутри семьи. Получается своеобразный треугольник взаимоотношений внутри этой малой Церкви – христианской семейной общины. Поэтому и взаимоотношения верующих супругов зависят от того, какие у них взаимоотношения с Богом.

В случае конфликта разумные супруги стараются вместе обсуждать сложившуюся ситуацию или возникшую проблему. Однако далеко не всегда удается найти взаимоприемлемое решение. Не во всех случаях помогают и уступки друг другу. Кроме того, люди мы все грешные, а потому и бывают у людей плохие поступки, грехи, срывы и разного рода ошибки. Как быть? Собственных сил ведь зачастую не хватает для мирного и любовного преодоления сложившихся жизненных ситуаций и взаимного прощения.

Обратимся к святоотеческой мудрости. Святые люди говорили, что человеку свойственно «падать», но «лежать» свойственно дьяволу. То есть человеку в нашем мире невозможно совершенно избежать грехов по слабости или неразумию. Даже когда стараешься остерегаться грехов, они все же случаются. В этом случае надо сразу же «вставать», совершать свое искреннее покаяние, примиряться с теми, кого обидел, и продолжать с опорой на Божию помощь свой жизненный путь. Но именно дьявол и его служители, впав в грех, не восстают, не совершают покаяние, не исправляют совершенные грехи, а продолжают в них пребывать, как свинья валяется в грязи.

Святые отцы говорили: «Бог не спасет нас без нас». Это значит, что Бог помогает преодолевать грехи только тому, кто сам для этого прилагает усилия. То есть в нашей жизни получается такое «соработничество» или «сотрудничество»: мы трудимся для победы добра и любви в нашей жизни и просим Господа о помощи. В этом случае Бог, конечно, помогает тем, кто дорожит Его любовью и стремится исполнять Его волю, открытую нам в Евангелии.

Христианину подчас может казаться, что он прав в своих делах и взаимоотношениях с людьми. Но вот он становится на молитву и ощущает, что слова-то произносятся, но идут в пустоту – явно ощущается собственная отдаленность от Бога. Берет в руки Евангелие и читает то место, которое вчера читал и глубоко понял. И опять пустота: слова знакомые и, кажется, понятные, но тот глубинный смысл, который вчера открывался, остается закрытым. И вот тогда приходит понимание своей неправоты и того, что, согрешив против человека, согрешил против Бога. Кроме того, и в душе нет мира и покоя.

Чтение Евангелия, молитва, примирение с близкими, таинства Покаяния и Причащения лечат нашу душу от тех греховных ран, которые мы сами себе наносим. Здесь действует духовный закон: наши взаимоотношения с Богом зависят от наших взаимоотношений с близкими. И наоборот, наши взаимоотношения с близкими зависят от наших взаимоотношений с Богом. Христианин имеет в Боге и Православной Церкви реальную поддержку и опору в своей земной жизни, понимая, что он любим Богом и дорог Ему. Человек, не имеющий христианской веры, остается один на один со своими трудностями и проблемами, не имеет возможности лечить свою душу от грехов и несет всю их тяжесть на себе, не может получать постоянную поддержку от Бога на жизненном пути, потому что не доверяет Богу и не имеет с Ним живой связи веры и любви. Кроме того, неверующий человек оценивает жизненные ситуации с позиции лично своего мнения и интереса независимо от того, соответствует ли это нашему призванию стать Божиими детьми и жить вечно.

Христианину, конечно, на земле жить труднее, но теплее и радостнее. Причина проста: православный человек живет не для смерти, а для жизни и укрепляется Божией любовью и благодатью на жизненном пути.

 


Семья - это служение друг другу
Автор: Ирина Филиппова, Михаил Молотников
На чем должен основываться выбор спутника жизни?
Каковы основные критерии этого выбора и в чем заключаются типичные ошибки?
Допустимы ли межнациональные, межконфессиональные браки или браки с иноверцами?
Интервью с иереем Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма святой великомученицы Варвары при Клинской городской больнице.


Любовь до смерти или навсегда?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Земную любовь можно измерять в разных системах координат.
Вариант первый: я люблю близкого больше всего на свете. А больше чего? Больше компьютера, планшета, телевизора, холодильника, автомобиля, квартиры, дачи, собаки...
Вариант второй, христианский…

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: jula (08.07.2017)
Просмотров: 2210
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz