Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О смысле христианского брака
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 20.09.2017, 17:48 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

О смысле христианского брака

Автор: протоиерей Борис Балашов

Фото: В. Макаров

Человек создан как образ Божий, Божий портрет. Он похож на Бога умом, способностью созидать новое, видеть и любить красоту, любить Бога и людей жертвенно, а не для себя. Человеческая душа бессмертна. Да и весь человек с душою и телом призван наследовать вечную жизнь.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и человек как образ Божий должен уподобиться Богу, стать подобием Божиим в любви.

Как научиться любить Бога? Как возрасти в любви и созреть для вечной жизни в бесконечном Царстве Небесном? Священное Писание Нового Завета так отвечает на этот вопрос: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Именно учась любить человека и его бессмертную душу, мы учимся любить Бога.

Любовь и влюбленность – разные вещи. Влюбленность – это чувство и состояние человека, когда ему что-то очень сильно нравится в человеке противоположного пола, например, внешность или какие-либо качества и способности. Влюбленность может достигать огромной силы, но она по самой природе своей краткосрочна и, увы, далеко не всегда переходит в любовь. Любовь же – это качество и состояние, когда любишь всего человека, со всеми его достоинствами и недостатками, когда дорого не только тело, но и весь внутренний мир любимого. Настоящая любовь рождается только в браке, в полноценной семейной жизни. Рождается тогда, когда уходит влюбленность, а на её место заступает любовь.

Мы не будем говорить о трагичной карикатуре на семью – так называемом у нас «гражданском браке». Брак существует не только у христиан, но и у людей других вероисповеданий и неверующих. Никакой здравомыслящий православный христианин не назовет блудом или грехом зарегистрированный брак, даже если он и не венчан.

В чем же разница между христианским и нехристианским браком? В нехристианском браке супруги всеми своими душевными связями напрямую соединены друг с другом; их можно сравнить, к примеру, с двумя детьми, которые держат за руки друг друга.

Представим себе иную картину: к двум детям подошла мама, и они уже втроем взялись за руки. Получается своего рода треугольник. Одна рука ребенка соединена с маминой рукой, а другая – с рукой второго ребенка. Если у детей есть любящая мать, то от взаимоотношений с ней будут зависеть отношения детей, и наоборот – взаимоотношения между самими детьми будут влиять на их отношения с мамой.

Нечто подобное происходит в христианском браке, где и у мужа, и у жены существуют свои личные отношения с Богом. У Бога же есть еще и связь со всей семьей, то есть в этом случае Бог – внутри семьи. Получается своеобразный треугольник взаимоотношений внутри этой малой Церкви – христианской семейной общины. Поэтому и взаимоотношения верующих супругов зависят от того, какие у них взаимоотношения с Богом.

В случае конфликта разумные супруги стараются вместе обсуждать сложившуюся ситуацию или возникшую проблему. Однако далеко не всегда удается найти взаимоприемлемое решение. Не во всех случаях помогают и уступки друг другу. Кроме того, люди мы все грешные, а потому и бывают у людей плохие поступки, грехи, срывы и разного рода ошибки. Как быть? Собственных сил ведь зачастую не хватает для мирного и любовного преодоления сложившихся жизненных ситуаций и взаимного прощения.

Обратимся к святоотеческой мудрости. Святые люди говорили, что человеку свойственно «падать», но «лежать» свойственно дьяволу. То есть человеку в нашем мире невозможно совершенно избежать грехов по слабости или неразумию. Даже когда стараешься остерегаться грехов, они все же случаются. В этом случае надо сразу же «вставать», совершать свое искреннее покаяние, примиряться с теми, кого обидел, и продолжать с опорой на Божию помощь свой жизненный путь. Но именно дьявол и его служители, впав в грех, не восстают, не совершают покаяние, не исправляют совершенные грехи, а продолжают в них пребывать, как свинья валяется в грязи.

Святые отцы говорили: «Бог не спасет нас без нас». Это значит, что Бог помогает преодолевать грехи только тому, кто сам для этого прилагает усилия. То есть в нашей жизни получается такое «соработничество» или «сотрудничество»: мы трудимся для победы добра и любви в нашей жизни и просим Господа о помощи. В этом случае Бог, конечно, помогает тем, кто дорожит Его любовью и стремится исполнять Его волю, открытую нам в Евангелии.

Христианину подчас может казаться, что он прав в своих делах и взаимоотношениях с людьми. Но вот он становится на молитву и ощущает, что слова-то произносятся, но идут в пустоту – явно ощущается собственная отдаленность от Бога. Берет в руки Евангелие и читает то место, которое вчера читал и глубоко понял. И опять пустота: слова знакомые и, кажется, понятные, но тот глубинный смысл, который вчера открывался, остается закрытым. И вот тогда приходит понимание своей неправоты и того, что, согрешив против человека, согрешил против Бога. Кроме того, и в душе нет мира и покоя.

Чтение Евангелия, молитва, примирение с близкими, таинства Покаяния и Причащения лечат нашу душу от тех греховных ран, которые мы сами себе наносим. Здесь действует духовный закон: наши взаимоотношения с Богом зависят от наших взаимоотношений с близкими. И наоборот, наши взаимоотношения с близкими зависят от наших взаимоотношений с Богом. Христианин имеет в Боге и Православной Церкви реальную поддержку и опору в своей земной жизни, понимая, что он любим Богом и дорог Ему. Человек, не имеющий христианской веры, остается один на один со своими трудностями и проблемами, не имеет возможности лечить свою душу от грехов и несет всю их тяжесть на себе, не может получать постоянную поддержку от Бога на жизненном пути, потому что не доверяет Богу и не имеет с Ним живой связи веры и любви. Кроме того, неверующий человек оценивает жизненные ситуации с позиции лично своего мнения и интереса независимо от того, соответствует ли это нашему призванию стать Божиими детьми и жить вечно.

Христианину, конечно, на земле жить труднее, но теплее и радостнее. Причина проста: православный человек живет не для смерти, а для жизни и укрепляется Божией любовью и благодатью на жизненном пути.

 


Семья - это служение друг другу
Автор: Ирина Филиппова, Михаил Молотников
На чем должен основываться выбор спутника жизни?
Каковы основные критерии этого выбора и в чем заключаются типичные ошибки?
Допустимы ли межнациональные, межконфессиональные браки или браки с иноверцами?
Интервью с иереем Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма святой великомученицы Варвары при Клинской городской больнице.


Любовь до смерти или навсегда?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Земную любовь можно измерять в разных системах координат.
Вариант первый: я люблю близкого больше всего на свете. А больше чего? Больше компьютера, планшета, телевизора, холодильника, автомобиля, квартиры, дачи, собаки...
Вариант второй, христианский…

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: jula (08.07.2017)
Просмотров: 232
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика