Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

О Таинстве Елеосвящения (Соборовании)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 18.08.2019, 06:25 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Церковные Таинства

О Таинстве Елеосвящения (Соборовании)

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Во время Своей земной жизни Иисус Христос послал на проповедь двенадцать апостолов. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 12-13).

Без всякого сомнения, такая форма дарования исцеления через помазание оливковым маслом (елеем) была благословлена Господом. Позднее, после Пятидесятницы и рождения Церкви Христовой, епископ Иерусалима святой апостол Иаков напишет в послании к христианам: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом, и о нем ясно сказано в Священном Писании Нового Завета. Таинство названо так потому, что для его совершения освящается елей (оливковое масло), и им священник с молитвой помазывает больного.

Таинство Елеосвящения (Соборование)

В словах самого Таинства Соборования подтверждается, что оно установлено Иисусом Христом. Так, в чинопоследовании Елеосвящения (см. Требник) молящиеся обращаются к Спасителю: "Ты милостиво заповедал апостолам Своим совершать святое Твое помазание над болящими чадами Твоими…" (3-й тропарь 1-й песни канона в русском переводе).

Из слов святого апостола Иакова видно, что Таинство Елеосвящения могут совершать епископы и пресвитеры (священники). В этом Таинстве Господь через "помазание елеем и молитву подает благодать, исцеляющую немощи духовные и телесные".

Из вышеприведенных слов святого апостола Иакова видно, что цель Елеосвящения - исцеление болящего и прощение грехов. Лечение человеческих грехов происходит в Таинстве Покаяния, где кающийся исповедует свои грехи, которые он осознал, понял. Но есть и другие грехи, в которых хотел бы раскаяться согрешивший: непонятые, неувиденные, забытые - и они лечатся в Таинстве Елеосвящения.

В обиходе это Таинство называют еще Соборованием, потому что для его совершения положено собраться семи священникам. Хотя оно может совершаться и меньшим количеством священников, а в случае необходимости - даже одним.

Во время Таинства произносятся молитвы, семь раз читаются отрывки из Нового Завета и семь раз болящий помазывается освященным елеем (маслом).

Весь смысл чтения Священного Писания, песнопений, молитв и обрядовых действий состоит в том, чтобы страдающему от болезни и кающемуся в своих согрешениях испросить дар Божией любви и милосердия.

К Таинству Елеосвящения могут приступать православные христиане с того возраста, когда могут осознавать свои грехи и участвовать в Таинстве Покаяния.

При отсутствии тяжких заболеваний собороваться чаще, чем раз в год, не следует.

Совершение Таинства Елеосвящения

В молитвах Таинства Елеосвящения говорится: "Отче Святый… пославый Единороднаго Твоего Сына … всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго… Исцели и раба Твоего от… телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего…" (Требник). Оживотвори - значит не допусти умереть, избавь от смерти, сделай здоровым.

Помимо исцеления от болезней испрашивается у Бога прощение грехов и очищение души: "Рабу Твоему в немощи душевной и телесной сущему (находящемуся - прим. авт.), исцеление даруй, подая ему оставление грехов, и прощение согрешений, вольных же и невольных" (Требник).

Как и на Божественной Литургии, к Богу Отцу обращена молитва Церкви о ниспослании Святого Духа на елей и освящении его для врачевания немощей и очищения от грехов людей, участвующих в Соборовании.

При совершении Таинства в елей добавляется вино. Так вспоминается образ милосердного самарянина из соответствующей евангельской притчи (см. Лк. 10, 30-37), который спасает своим состраданием израненного разбойниками путника. Самарянин омывает вином раны несчастного страдальца, дезинфицируя и очищая их, и смазывает елеем очищенные раны, что содействует их быстрому заживлению. В соответствии с этой притчей, Сам Иисус Христос является тем "милосердным Самарянином", Который спасает и исцеляет от греха и смерти человеческий род, ведь лютый разбойник - дьявол - нанес человечеству сильные и болезненные раны.

Вино - образ покаяния, очищающего души людей, а елей - символ исцеляющей благодати (силы) Божией.

Кроме того, при Соборовании используются зерна пшеницы, которые хотя и не освящаются, но имеют символическое значение как зародыши обновленной жизни - выздоровления, так и образа нашего воскресения по смерти тела в соответствии со словами Христовыми: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24).

Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей.

1. Молебное пение, целью которого является подготовка священников к совершению Таинства, а больных - к принятию благодати Божией, то есть Божией силы для борьбы с недугами и грехами.

2. Чин освящения елея (масла). В ектенье, читаемой при освящении елея, содержатся два прошения: об освящении елея и об исцелении болящего.

В первой молитве об освящении приготовленного для помазания елея священник обращается к Господу Богу, во Святой Троице славимому: "…Сам, Владыко, освяти елей сей, якоже (чтобы - прим. авт.) быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение (на получение в замену, т. е. чтобы избавиться от… - прим. авт.) всякия страсти (всяких страданий - прим. авт.), скверны плоти и духа, и всякаго зла…" (Требник).

В завершение освящения елея больному испрашивается у Бога "совершенное избавление от грехов и наследие Царства Небеснаго" (Требник).

3. Помазание больного. После освящения елея священники приступают к передаче благодати Таинства недугующему (т. е. больному) через семикратное помазание частей его тела святым елеем. В тайносовершительной молитве к Богу испрашивается: "…Исцели и раба Твоего (имя) от обдержащия (чтобы он освободился от… - прим. авт.) его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его (подай ему жизненные силы - прим. авт.) благодатию Христа Твоего…" (Требник).

По опыту совершения Таинства Елеосвящения можно вывести некоторые закономерности:

1) смертельно больным людям, которые исповедовались, причастились и пособоровались, бывает существенно легче и безболезненнее умирать;

2) тяжелобольные после Соборования часто укрепляются физически и получают облегчение от болезни; 3) многие тяжелобольные ощущают при совершении этого Таинства благодатное укрепление и прилив духовных сил с ощущением необыкновенной радости;

4) малоцерковные люди, делающие первые шаги в христианской жизни, значительно легче воцерковляются и духовно возрастают после принятия Таинства Елеосвящения.

Таинство Елеосвящения логически связано с Таинствами Покаяния и Причащения. Поэтому эти Таинства следует совершать вместе, либо Соборованию должны предшествовать Покаяние и Причащение.

Приведу два примера из своей практики.

Однажды в день Преображения Господня ко мне пришла женщина с просьбой срочно причастить и пособоровать свою престарелую мать. Когда я пришел, больная женщина судорожно хватала воздух; казалось, она вот-вот должна умереть, так ей было плохо. Я кратко поисповедовал бабушку, причастил и пособоровал. И думал, что ее скоро придется отпевать. Но через пару дней прохожу мимо того дома, в котором соборовал больную, - смотрю, на лавке сидит наша бабуля, по-старушечьи в валенках, и лузгает семечки. Еще лет пять она прожила…

В другой раз меня пригласила женщина лет шестидесяти причастить и пособоровать свою престарелую маму, которая раньше часто ходила в храм, но к этому времени уже стала лежачей больной. Была и еще одна проблема: бабушка полностью оглохла и ослепла, то есть стала теперь неконтактной. Дочка не смогла докричаться до мамы и дать ей понять, что пришел священник. Я прочитал разрешительную молитву исповеди, понимая, что больная - глубоко верующий человек. Во время соборования происходило что-то удивительное. Я семь раз, как и положено, помазывал болящую бабушку освященным маслом. И при каждом помазании она широко раскрывала свои слепые глаза, вытягивала вперед руки и, приподымаясь, с трудом садилась на кровати. При этом бабушка с душевным волнением произносила: "Бог послал Ангела! Бог послал Ангела!" И так было все семь раз. Я видел, как радостно старушка ощущала действие благодати Божией на себе, хотя она ничего не видела и не слышала!

Это лишь два из множества примеров, показывающих действие благодати Божией, которая подается верующему через Таинство Соборования.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "Таинственная жизнь Церкви".
Клин, "Христианская жизнь", 2012.

Фото: Валентин Макаров

Историческое развитие формы Таинства Крещения
Что делать, чтобы прошла жгучая боль о совершенных в жизни грехах?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: pravklin (15.03.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3355
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика