Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Об иконе праздника Пятидесятницы
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 07.05.2021, 01:40 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Об иконе праздника Пятидесятницы

Автор: Екатерина Шеко

Иконография праздника Сошествия Святого Духа очень разнообразна. Существует несколько вариантов канонических изводов этого праздника. Тема Пятидесятницы была разработана в изобразительном искусстве еще в первые века христианства. Сохранилась миниатюра Евангелия Равулы (586 г.), на которой изображен возносящийся во славе Господь, а ниже - Богородица и апостолы, на которых десницей Бога Отца ниспосылается Святой Дух в виде голубя и небольших языков пламени над головой каждого. Предполагается, что это композиционное решение сложилось как часть изображения события Вознесения Христова, описанного в Евангелии. Именно этим использованием фрагмента ранней композиции Вознесения-Пятидесятницы можно объяснить присутствие фигуры Богородицы в центре группы апостолов. После VII века в восточнохристианском искусстве Богородицу уже не изображали на иконах Пятидесятницы, однако на Западе Ее образ продолжал присутствовать в этой композиции.

Изображение Святого Духа в виде голубя на некоторых иконах Пятидесятницы встречается, а на других отсутствует. Обязательным композиционным элементом стали языки пламени над головой каждого из апостолов.

Большое распространение получил еще один вариант композиции Пятидесятницы - это изображение двенадцати апостолов, сидящих полукругом на фоне архитектурных кулис, символизирующих Сионскую горницу. Огненные лучи сходят на апостолов сверху из двух небесных сегментов.

Вверху центр этого полукруга апостолов никем не занят, там не изображаются ни Божия Матерь, ни кто-либо из апостолов. Смысл этой композиции в том, что Господь Иисус Христос - Глава Церкви и всегда невидимо присутствует в ней. Никто и никогда Его не заменит и заменить не сможет.

В центре композиции в арке на некоторых иконах встречается изображение старца в короне - "царя-Космоса", держащего в руках плат с двенадцатью свитками. Старец символизирует не империю и не какой-то конкретный народ, а весь мир, принимающий слова Благовестия.

Православная икона символически изображает священные события, теперь принадлежащие вечному Божиему Царству, и раскрывает их подлинный духовный смысл. На канонической православной иконе изображается только то, что правдиво отражает дело спасения человеческого рода, помогает молящемуся к этому спасению приобщаться, а также молитвенно участвовать в том священном событии, которое раскрывает икона.

Историческая достоверность и точность всех деталей священной истории свойственна жанру картины, а именно картинами де факто и являются произведения западной католической церковной живописи после XI-XII веков. Опыт отражения вечной духовной истины и приобщения к благодатной жизни Церкви в католической иконе уже давно утрачен.

И конечно, надо упомянуть, что с XVII века проводилась политика католического давления на Русскую Православную Церковь. И это отразилось в церковной архитектуре, богослужебном пении и иконописи.

В XVII веке русские мастера, опираясь на западные католические образцы, начинают изображать на иконах Сошествия Святого Духа в центре композиции Богоматерь.

В Новом Завете прямо не уточняется, была ли Пресвятая Богородица вместе с апостолами в момент сошествия Святого Духа. Изображения Её в этом событии обосновывали указанием в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1, 14), но это уже был отход от сложившегося канонического образа Сошествия Духа Святого и рождения Христовой Церкви.

Е. Шеко,
зав. кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ,
доцент, зав. научным отделом базы данных по иконографии и восточно-христианского искусства

Фото: Екатерина Шеко

Святая ТроицаСвятая Троица
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Эти христианские истины были отвергнуты всеми религиозными и философскими течениями. Данный факт лишний раз подтверждает, что Христианство не является плодом человеческого разума, его истины о Боге, не вытекают из окружающей нас действительности. Церковь согласна с такими утверждениями, потому что Христианство намного превышает логические построения человеческого ума и является откровением Бога о Себе Самом.
Говоря о строгом и последовательном единобожии в древнееврейской и мусульманской религиях, невозможно понять, что Бог есть жертвенная Любовь.



Свободный выбор (Накануне ПятидесятницыСвободный выбор (Накануне Пятидесятницы)
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Заканчивается Святая Пятидесятница - 50 дней, в которые христиане заново осмысливают самые важные истины.
Человек, не знающий этих истин, - не более, чем представитель животного мира; быть может, самый высокоразвитый, но зато и самый вредный для жизни планеты.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (07.06.2014) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 1777
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика