Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Об иконографии Воскресения Христова - Сошествия во ад
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 10.05.2021, 04:41 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Об иконографии Воскресения Христова - Сошествия во ад

Автор: Екатерина Шеко

Икона, о которой я хотела бы рассказать вначале, принадлежит к одному из вариантов иконографии Воскресения - Сошествия во ад, сложившемуся в византийском искусстве в конце XI-XII веков.

Сошествие во ад

В центре композиции изображен Христос в боковом повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. Фигура Спасителя окружена голубым сиянием - "мандорлой", означающей Его Божественную славу. По обе стороны от Него расположены две группы праведников на фоне симметричных горок: слева представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон, рядом с ними - пророк Нового Завета Иоанн Предтеча, а справа - прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем. Христос держит руку Адама, как бы вытягивая его из открытой гробницы.

Вероятно, такой состав изображенных был связан с эпохой литургических реформ и богословских споров об искупительной жертве Христа. Показательно, что именно в памятниках второй половины XI - начала XII вв. появляются фигуры святых Авеля и Иоанна Предтечи, невинная смерть которых рассматривалась как прообраз смерти Спасителя на Кресте. Авель, убитый своим братом Каином (см. Быт. 4, 8), был первым праведником-мучеником, а Иоанн, величайший аскет и пророк, крестивший Христа, традиционно воспринимался как Его предшественник, соединяющий ветхозаветную и новозаветную историю.

В искусстве Новгорода подобный вариант иконографии известен со второй половины XIII века.

Данная икона XIV в. входила в состав праздничного ряда иконостаса Новгородского Софийского собора.

Существуют и более развернутые варианты иконографии Сошествия во ад, совмещающие историческое (Восстание от гроба) и символическое (Сошествие во ад) изображение Воскресения Христова. Эта схема, зародившаяся в конце XVI века, окончательно сформировалась в столичной иконописи в середине XVII столетия, когда обе сцены стали изображаться строго одна над другой, композиционно связываясь единой диагональю шествия праведников из ада в рай. Не получив особого распространения в Москве, такая иконография стала популярной в провинции, особенно в Поволжье.

От Христа в сцене "Восстание от гроба" влево вниз направляется шествие ангелов к адским вратам, перед вратами ангелы побивают беса, падающего в адскую пасть. Внизу в центре за сценой изведения из ада Адама начинается шествие праведников к раю, изображенному в верхнем правом углу. Перед райскими вратами с левой стороны стоит благоразумный разбойник, выше он же изображен в раю с пророками Енохом и Илией.

Икона датируется XVII веком, хранится в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике "Ипатьевский монастырь".

Е. Шеко, зав. кафедрой иконописи
факультета церковных художеств ПСТГУ, доцент,
зав. научным отделом базы данных по иконографии
и восточно-христианского искусства

Фото: Екатерина Шеко

Великая Суббота - день поражения адаВеликая Суббота - день поражения ада
Автор: Протоиерей Борис Балашов
И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались.



Сошествие во адСошествие во ад
Автор: митрополит Сурожский Антоний
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения...




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (19.04.2014) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 2364
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика