Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Об исцелении слепорожденного
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 02:45 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Об исцелении слепорожденного

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 6-ю по Пасхе.
Ин. 9:1–38

Христос Воскресе! Мы сейчас слышали евангельское чтение о слепом. Возникает вопрос: почему же в мире так много страданий и скорби, ведь Бог сотворил его прекрасным, совершенным? 

У евреев бытовало мнение, что наши беды и болезни – следствие наших грехов, что вполне может быть справедливо, но не всегда. Пьянствует, например, человек, потом у него обнаруживают цирроз печени, и он сетует: за что же Бог меня так наказал? А причем здесь Бог? Господь дал тебе запас здоровья, ты его неразумно израсходовал, так разве Бог является причиной твоей болезни?

Христос идет со Своими учениками, и они встречают слепого. Ученики, мысля ветхозаветными категориями, пытаются понять, кто же виновен в том, что этот человек родился слепорожденным. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? В древнем мире бытовало суждение, что можно согрешить, находясь в материнском чреве, но Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:1–2). Значит ли это, что грехи не ведут к скорбям и болезням? Нет, не значит, и кроме того, Господь вовсе не отрицает греховность этого человека и его родителей, но Он здесь говорит о другом.

Бог сотворил мир прекрасным, и человеку была дана возможность жить вечно, счастливо и светло. Но чтобы жить так, нужно находиться рядом с Источником Света – Богом. А человек добровольно ушел от этого Света, решил сам определять, что хорошо и что плохо, порвал живую связь веры со своим Создателем. 

Как Бог это допустил? Но Бог насильно не будет заставлять любить, человек должен по своей воле, всем умом и сердцем стремиться жить в доверии и единении с Богом, стараться исполнять Его заповеди, чтобы наша земная жизнь была светлой и радостной, становясь началом жизни вечной. А люди согрешили, и произошло отпадение от Бога – трагедия, ломающая душу. Но тогда, на заре нашей истории, ей был нанесен такой сильный удар, что повредилась, стала тленной, искаженной сама человеческая природа. Душа стала подвержена действию грехов и страстей, а тело – болезням и смерти. И Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы исцелить эту искаженность нашей природы! 

Если человек отзовется на любовь Христову, то поймёт, что тот путь, который нам предлагает Евангелие, – единственный ведущий к жизни, а остальные – в геенну огненную (буквально – на помойку). Христос не раз упоминает это слово, говоря о реально существовавшем месте вблизи Иерусалима, которое евреи использовали как свалку нечистот. Чтобы избежать распространения инфекции от скидывавшихся туда отходов, там постоянно поддерживался огонь. Дым, поднимавшийся над этой долиной, был виден издалека, а смрад сделал впоследствии геенну символом ада, куда отправляются и бесы, и люди, оказывающиеся непригодными к Божиему Царству. Не из-за того, что Бог этого не хочет, а потому, что оказаться рядом с Богом для них самих будет крайне мучительно. Некоторые подвижники говорят, что геенна – милость Божья к Его созданиям, поскольку она дает возможность не страдать во свете Божием, в котором жить не научился.

Христос приходит, чтобы помочь человеку научиться жить с Богом, сделать выбор в пользу Света. Не заковывая в кандалы, не сажая на цепь, но привязывая к Себе самой крепкой связью любви и веры. В случае со слепорожденным Иисус Христос вновь показывает ученикам и всем нам, что именно для этого Он и пришел. 

Скорби, страдания и болезни происходят не всегда от наших личных грехов, но от того, что человек изначально находится в грешном состоянии. Господь каждый раз исцеляет человека по-разному: как будет лучше, полезнее именно в конкретной ситуации. 

При исцелении слепорожденного Христом происходит странное: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9:6–7). В текстах Синаксария, которые было положено читать на утрене после 6-й песни канона, по этому поводу есть интересный комментарий. Там говорится, что Господь делает так не потому, что слепой не мог видеть глазами, а потому, что от рождения у него не было глазных яблок. Тогда становится понятным, что делает Христос: Он творит тот орган, который у слепого от рождения отсутствовал. Как и наше тело было сотворено из праха земного – того вещества, что есть на земле, – так и здесь Господь совершает новое творение. Христианин – это тоже новое творение, обновленный человек. Конечно, не тот, который лишь крестился и в церковь изредка заходит, а тот, который живет со Христом. Как пример, мужем или женой человека делает не только свидетельство о браке, а реальная жизнь в заботах о своей семье.

Возникает еще один важный вопрос: почему же Христос подошел именно к этому больному, ведь Его окружало множество людей? Господь видел душу этого человека: его честность и способность ответить на любовь Божью своей любовью, на что способен далеко не каждый. Поэтому больной, умывшись по слову Господа в купальне, прозревает!

Всё бы ничего, но в этот день был еврейский праздник – суббота, в который полагалось избегать всякой работы. Христос многократно показывает, что смысл праздника не в этом, хотя слово «праздник» действительно происходит от слова «праздный», то есть «свободный от всякой работы». Но отойти от забот мы призваны как раз для того, чтобы уделить особое внимание исполнению воли Божьей, направить свои силы на помощь ближнему, поскольку в обычные дни мы не всегда можем найти для этого время.  

Христос показывает нам, что в праздники можно и нужно творить добрые дела. Однако фарисеи, казалось бы, благочестивые люди, знавшие Священное Писание чуть ли не наизусть и старавшиеся его исполнять (правда, формально – «по букве»), возмущены: «Кто посмел исцелить в субботу, сделать инвалида здоровым?» Они даже не порадовались за него, а сразу повели прозревшего к начальству и устроили целый допрос о том, кто его исцелил и как. Только вот поверить в то, что он рассказал, – значило признать Христа праведником, чего делать они, конечно же, делать не желали. 

Тогда позвали родителей слепорожденного и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет (Ин. 9:19–21).

Они так отвечали, потому что боялись иудеев, которые ненавидели Христа и искали, к чему придраться в Его словах, а тех, кто признает Его за Мессию, обещали отлучать от синагоги. Даже родители поставили свое благополучие выше, чем здоровье своего сына!

Но сын рассуждал здраво: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9:31–33). И фарисеи выгнали его, ведь кулаки – единственный аргумент тех, кто не хочет думать.

Исцелившийся человек, получивший дар от Христа, не может предать ту любовь, которую ощутил на себе. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (см. Ин. 9:35–38). Этот слепорожденный, который никогда ни одной книги не прочитал, понимает, что слова Христовы – правда, потому что только что они принесли ему зрение, вернули его к полноценной жизни.

Когда человек ищет Бога и получает от него какой-то дар, он может повернуться и уйти, а может ответить на эту любовь Божью своей любовью. Тогда зарождается живая связь, которая называется христианской верой – верой, согретой любовью. Очень часто, получив что-то от Бога, человек отворачивается от Него. Этот слепец нашел Христа, Сына Божьего – Источник жизни и света. И мы с вами можем поступить, как он, а можем уподобиться начальникам иудейским. 

Господь на цепи в Царство Небесное никого не тянет. Но это можно уподобить образу из древности, когда пастухи вели стадо, играя на свирели и окликая овец. И овцы шли за пастырем, послушные родному голосу и знакомым звукам музыки. 

Если мы когда-то в молитве, чтении Евангелия, каких-то жизненных обстоятельствах соприкасались с Богом, ощутили в своей душе нечто «не от мира сего», какую-то особую радость или исполнение своих молитв, мы обязательно почувствуем Его любовь. Но вопрос не в этом – Бог-то нас несомненно любит, – а в том, отвечаем ли мы на эту любовь.

Если, зайдя в глухой коридор, я запер все двери, свет туда не попадет. На улице солнце светит, но я скрылся от него. Так и в отношениях со Христом: Он нас любит, но, если мы этой любви не верны, мы погружаемся во тьму. Мы можем жить сыто и благополучно, но в душе будет страшная пустота, потому что там пропадет вечная жизнь. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21), – говорит Христос. То есть внутри нас должен появиться Божий свет. Вечная жизнь – наше сроднение с Богом, как говорит Господь: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3). Знают – не теоретически, а практически, сродняясь как с близким человеком. 

Господь каждого хочет исцелить и сделать пригодным для вечной жизни. Но почему же исцеляются не все больные, раз Он милосерден? Думаю, мы все хотя бы раз были свидетелями того, как исцелившись от какого-то физического недуга, больной тут же пускается «во все тяжкие». Получается, для кого-то полезнее быть больным, чтобы избежать падения и полной катастрофы.

Задача Христа – исцелить всего человека: и тело, и душу! И именно в нашем общении с Богом, проникновении в слова Евангелия, молитве (слепой-то верил, а вот мы не очень), добрых делах и, конечно же, Причащении мы укрепляем нашу связь с Господом, в которой душа должна окрепнуть, обновиться, воскреснуть, чтобы потом могло воскреснуть и наше обновленное тело, когда Господь придет подвести итог этого мира. Аминь.

Фото: pravoslavie.ru


В неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
О сострадании

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (07.06.2022)
Просмотров: 59
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика