Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Образ и подобие
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 25.01.2022, 22:15 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Образ и подобие

Автор: Протоиерей Борис Балашов

На предвечном Божием Совете человек замыслен как образ и подобие Бога.

По образу и подобию родителей рождаются дети. Что означают в этом случае образ и подобие? Глядя на младенца, на строение его тела, черты лица, позднее - на его душевный склад, можно в нем узнавать образ его родителей, как бы их маленький живой портрет.

Образ и подобие

Но если ребенок фигурой и лицом похож на папу или маму, то он еще не подобен им. Младенец не умеет ходить, говорить, не умеет делать многое из того, что умеют и могут родители. Чтобы стать взрослыми людьми и уметь трудиться, детям надо не только расти и развиваться умственно, но и очень многому долго учиться, чтобы, наконец, можно было сказать: сын стал полноценным взрослым, как отец, а дочь - как мать.

Образ родителей дети имеют от рождения. А вот подобие - скорее потенциально, чем реально. Но они способны уподобляться родителям, возрастая во всех отношениях.

В пятой главе Бытия сказано: Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Быт. 5, 1). Правда, в этом случае не упоминается образ Божий. Видимо, подобие Божие в данном случае объединяет оба эти понятия схожести с Богом. В первой же главе есть кажущееся противоречие в замысле о творении человека и его реализации. Человек замыслен быть сотворенным по образу Нашему [и] по подобию Нашему. Когда же описывается уже сотворенный человек, то о нем сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Удивительно, но ничего не сказано о подобии. Почему? Выскажем такое предположение. Человек сотворен по образу Божию. В райском состоянии человек безгрешен, но всё же не совершенен в том смысле, что не утвержден в добродетели и духовно-нравственном совершенстве, не возрос в меру своих возможностей в любви. Все это еще предстоит сделать в тесном сотрудничестве с Богом. Это тот путь, который предстоит проделать человеку, чтобы действительно уподобиться Богу.

Вспомним, как Церковь называет многих святых, например, Сергия Радонежского или Серафима Саровского? - Преподобными! А что же означает само это слово - подобный с приставкой "пре"? По значению эта приставка близка к слову "очень". В данном случае эта приставка ставит прилагательное в превосходную степень: преподобный (очень подобный), то есть уподобившийся Богу подвигом своей жизни в самой высокой (превосходной) степени.

Из-за грехопадения эта цель в полноте не могла быть достигнута. Только в Христовой Церкви, переустраивая и благодатно обновляя свой внутренний мир, человек лечится от греховной болезни. В Церкви люди становятся на путь бесконечного возрастания в Боге. Они призваны постепенно восходить к высшей ступени духовной жизни - Богоподобию. Православные христиане, постоянно ходящие в церковь, помнят слова священной песни: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Они относятся к Божией Матери: Она честнее по достоинству Сил Небесных - херувимов и славнее серафимов. Ее духовный и нравственный уровень выше ангельского. Она не родилась такой, какой стала в итоге Своей жизни, выше всех Небесных Сил. Духовно-нравственная высота Богоматери - результат Ее жизненного подвига, отдачи всех Своих сил Богу, духовной брани с разными искушениями.

Множество людей на Христову любовь ответили всей своей жизнью. Преподобные - это те люди, которые в себе, в своем сердце, стали подобными Богу. Такой человек по качествам и свойствам своей души похож на Христа.

Богоподобие не могло быть осуществлено до вочеловечения Бога, потому что человек разрушил взаимную любовь с Творцом и изуродовал свою душу и свой жизненный путь. Замысел Божий - сотворить человека не просто как живое существо, одушевленное, разумное, но и как венец творения, создать свободную личность, подобную Ему, которая стала бы в меру своих возможностей как Он. Несмотря на то, что во всей полноте первоначально замысел Божий не реализуется, образ Божий человеку дан навсегда. В результате грехопадения он исказился в человеке, но не утратился. Это отличает человека от всех остальных Божиих творений.

Святитель Димитрий Ростовский, поучая свою паству, пишет: "Образ Божий есть и в душе человека неверного, подобие же - только в христианине добродетельном; и когда согрешит смертно христианин, тогда подобия только лишается, а не образа. И если и в муку вечную осудится, то образ Божий тот же в нем навеки, подобия же уже быть не может".

О различии между образом и подобием Божиим святитель Григорий Богослов поясняет: "В самом моем сотворении я получил - "по образу", а по произволению бываю - "по подобию"... Одно дано, а другое оставлено недовершенным, дабы ты, усовершив сам себя, соделался достойным награждения от Бога. Как же мы делаемся "по подобию"? Чрез Евангелие".

В "Точном изложении Православной веры" святой Иоанн Дамаскин пишет: "Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию. Из земли Он образовал тело, а душу, разумом одаренную, сообщил человеку Своим дуновением. И сие-то мы называем образом Божиим. Словом "по образу" означается сила ума и сила свободы; и словом "по подобию" - уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно".

Быть сотворенным по образу Божию - значит иметь жизнь и быть свободным (см. Ин. 8, 32); иметь любовь и быть праведным (см. Лев. 19, 18; Мк. 12, 31), святым, быть способным обращаться к Творцу, служить Ему (см. Мал. 2, 7), молиться и т. д. По образу быть - это значит быть предназначенным к бессмертию: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23).

Человек способен, по словам святого апостола Петра, стать причастником Божеского естества (2 Пет. 1, 4), потому что несет в себе образ Божий.

Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007

Фото: Диакон Иоанн Иванов

"Да будут все едино..."
Ищите прежде Царства Божия и правды его


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (03.07.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2598
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика