Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

«Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест!»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 27.10.2021, 15:23 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Жизнь благочиния

«Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест!»

Автор: протоиерей Борис Балашов

Прообраз праздника в Ветхом Завете

На всенощном бдении праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня читается паремия – отрывок из ветхозаветной книги Исход. В нем рассказывается о событии, которое случилось в начале пути израильского народа из страны рабства – Египта, где израильтяне были обречены на истребление, в Землю Обетованную (обещанную Богом). После перехода через Красное море люди, страдавшие от жажды в знойной пустыне, нашли источник, вода в котором была горькой и непригодной для питья. В связи с этим место было названо Мерра, что значит горькая. «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:24–25), то есть пригодной для питья. Чудесное действие этого дерева явилось прообразом спасительного действия Древа Креста Господня.

В 9-й песне праздничного канона говорится: «Не допустив убийственной горечи от древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом; потому некогда дерево горечь вод Мерры и прекратило, предызображая действие Креста, который все силы Небесные величают» (русский перевод).

 Крест Христов – победитель смерти

Грех наших прародителей, выразившийся в гордыне и эгоизме, стал предательством любви Божией к людям. Вследствие этого разорвалась связь доверия и любви между Богом и человеческим родом со стороны любимых Божьих созданий – людей. Трагическим последствием этого стали повреждение человеческой природы, болезни, смерть; поломались прежде мирные и доброжелательные отношения между самими людьми. В таком духовно-нравственном состоянии, в котором оказался человек, ему было бы вредно и опасно вкушать плоды древа жизни – таинственного и глубинного соединения своей жизни с жизнью своего Творца. В этом случае греховное поражение человеческой природы стало бы вечным, не подлежащим исцелению. Светлый мир Божиего Царства закрылся бы перед людьми навсегда. Нельзя дать право вечности греху и его последствиям.

Как через древо познания добра и зла грех и его следствие – смерть – вошли в человека, так Крестом Христовым уничтожена горечь смерти и побежден грех. Теперь каждый верующий во Христа и Его Евангелие получает утешение и укрепление, взирая на Крест и доверяя любви своего Спасителя. Крестная смерть Богочеловека Иисуса Христа победила абсолютную силу греха и смерти, привела к разрушению ада, который, казалось, был несокрушимой твердыней диавола. Шеол – ад – держал в страшном плену все человеческие души, начиная с Адама. Христос принял по Своей человеческой природе насильственную смерть через распятие. Его Богочеловеческая душа сошла в ад. Там раздалась евангельская проповедь Спасителя. Все души людей, живших ранее на земле, услышали весть о Божественной любви и вечном Царстве славы Божией. Адская твердыня разбилась! Все поверившие Христу и Его Евангельской вести вышли из адского безнадежного мрачного состояния и вошли вместе с Богочеловеком в светлый и радостный мир Божиего Небесного Царства. Все души, сделавшие иной выбор, не захотевшие быть со своим Богом, сбежали от Христа вместе со всеми темными силами в адские глубины, где царят мрак и ненависть.

Об истории праздника

В вечерней стихире на литии говорится о чудесном явлении образа креста на небе императору Константину в 312 г., накануне его битвы с кесарем Максенцием. После этого на всех воинских знаменах Константин повелел изобразить образ креста, под сенью которого и свершилась победа императора, уверовавшего во Христа. «Сверкающий звездами образ твой, Крест, предвозвестил успех победный славному благочестивому царю; а мать его Елена, тебя открыв, сделала известным всему миру;  и сегодня, воздвигая тебя, мы, хоры верных, восклицаем: “Просвети нас светлостью своею, живоносный Крест! Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест! Укрепи нас воздвижением твоим, воздвигаемый против ополчения врагов”» (русский перевод).

В 326 г. по распоряжению императора Константина его мать, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Святую Землю. Она хотела найти тот самый Крест, на котором была принесена искупительная Жертва за грехи всего мира. Царице Елене стало известно, что честной Крест погребен в основании холма, на котором был построен языческий храм в честь богини любви Венеры. После его разрушения и проведения на этом месте раскопок были найдены три креста. Их по очереди возложили на тяжелобольную женщину. После того, как к ней прикоснулись третьим Крестом, она сразу выздоровела. Так был определен Крест, обагренный кровью Спасителя мира.

Собралось множество людей, узнавших о чудесном исцелении и обретении Креста Христова. Все стремились своими глазами увидеть спасительный Крест. Тогда епископ Иерусалимский Макарий стал высоко поднимать Святой Крест, показывая его всем людям. Это событие легло в основание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и чина Воздвижения Креста, который совершается в храмах во время праздничного всенощного бдения.

О песнопениях всенощного бдения

Церковные песнопения всенощного бдения содержат много упоминаний о предстоящем на богослужении воздвижении Креста, подготавливая верующих к этому важному событию. В первой стихире на литии говорится: «Вот, мы явно покланяемся пречистых ног Твоих подножию и, надеясь на осенение Твоими крыльями (то есть Твою защиту. – Прим. авт.), Всемилосердный, взываем Тебе: “Да отпечатлеется на нас свет лица Твоего, и рог православных людей (то есть силу, достоинство и значение православных христиан. – Прим. авт.) Твоих возвысь воздвижением Креста Твоего, Христос многомилостивый!”» (русский перевод).

Характерно, что в церковных песнопениях, посвященных Кресту,  глаголы и причастия даны в настоящем времени, часто встречается слово «днесь», по-русски – «в сей день». Церковь усиленно обращает наше внимание, что Воздвижение совершается на этом богослужении и сейчас. Приведем слова хвалитной стихиры в русском переводе: «В сей день совершает исхождение Крест Господень, и верные принимают его с любовью, и получают исцеление души, и тела, и всякого недуга. Его будем приветствовать с радостью и страхом: со страхом – из-за греха, как недостойные; с радостью же – ради спасения, которое миру подает на нем пригвожденный Всемилостивый Христос Господь».

Православная Церковь не просто вспоминает бывшие когда-то события: она на своем богослужении встречается с ними и освящается ими. И никакого значения не имеет, что Крест, воздвигаемый в храме, сделан в ХХ или XXI веке: честь, воздаваемая образу – изображению, восходит к первообразу. Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не доскам и краскам, а Тому, Кто изображен на них и ими. Иконы, в том числе и кресты, это в некотором роде окошки в Царство Небесное, которые открываются во время молитвы. Сила подлинного древа Креста Христова действует и в том кресте, который мы носим на груди или целуем в храме.

Крест – символ любви Бога к людям

Церковное празднование Креста Христова объединяет молитвенное прославление как страданий Господа нашего Иисуса Христа, так и Его славное Воскресение – начало нашего духовного выздоровления и обновления для вечной жизни. Светилен праздника торжественно провозглашает: «Крест, хранитель всея вселенныя, Крест, красота Церкви, Крест, царей держава, Крест, верных утверждение, Крест, Ангелов слава и демонов язва».

Совершая поклонение пред Святым Крестом, мы поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест Христов – высочайшее проявление любви Бога к нам, грешным людям. Поклонение Богу значит, что мы ставим нашего Творца и Спасителя в самый центр нашей жизни. Прославление Бога, Воскресения Христова – это наши усилия, направленные к тому, чтобы в наших поступках, словах, мыслях и чувствах отражались, как в зеркале, любовь и совершенство нашего Господа. Мы должны духовно уподобляться Богу, стараться жить так, чтобы Богу всегда было радостно нас видеть. Тогда и вера, согретая нашей взаимной любовью с Богом, станет живой, спасительной и всё побеждающей.

 


Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника
Крест Христов
Одной благочестивой семье, которая спрашивает, как Воскрес Христос

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: jula (26.09.2021)
Просмотров: 146
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика