Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

От светского букваря к православному. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 10:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

От светского букваря к православному. Часть 1

Автор: Л. И. Мумрикова

Возрождение православных духовных традиций в последние десятилетия обогатило систему отечественного образования. Духовно-нравственное воспитание начало находить свое место в светской образовательной структуре. Продолжают открываться православные общеобразовательные школы и гимназии, целиком базирующиеся на духовно-нравственном воспитании. Но во многих из них возникла проблема, связанная с профессиональным, квалифицированным преподаванием основ православия. В первом классе православной общеобразовательной школы на уроках обучения грамоте учитель вынужден использовать все тот же светский букварь или азбуку. Но чем наполнить духовный компонент воспитания школьников? Об этом творчески работающий учитель должен позаботиться самостоятельно. А именно, найти такой материал, который бы не только включал в себя православную культурную традицию, но и соответствовал возрастным особенностям и уровню чтения детей. Святитель Тихон Задонский говорил, что необходимо обучать "не только грамоте, но и честного жития, страху Божию, понеже грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч"1. Следовательно, о содержании букваря для современных православных школ и гимназий стоит задуматься.

В советское время в образовательном процессе использовались учебники по обучению грамоте, в которых духовная сторона была исключена. Это, например, "Букварь для рабочих" (1920 г.)2, "Букварь железнодорожника" (1921 г.)3, "Букварь крестьянина" Е. Я. Голанта (1922 г.)4, "Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих" А. А. Захарьева (1928 г.)5, "Антирелигиозная азбука" (1933 г.)6 и т. д. Основная цель пособий состояла в том, чтобы воспитать советского гражданина, послушного идее своего государства.

В настоящее время стали появляться православные буквари и азбуки, построенные на духовно-нравственном воспитании. Но, несмотря на богатый воспитательный материал, они, к сожалению, не учитывают современную методику обучения. Такие учебники по обучению грамоте могут служить, как правило, только дополнительным материалом к уроку.

Если мы обратимся к истории букварной и азбучной традиции, то сможем проследить парадигму духовно-нравственного воспитания на протяжении всего времени ее существования - почти четырех с половиной веков.

Первые летописные сведения об обучении детей грамоте на Руси относятся к X веку. Это берестяные грамоты, найденные российскими археологами при раскопках в Новгороде. По их свидетельству, существовал и способ обучения: сначала учили буквы кириллицы, а затем читали по слогам. В славяно-русских рукописях XI и XIII вв. известны толковые азбуки или азбучные молитвы, помогавшие детям запоминать названия букв.

От светского букваря к православному

Из ХII в. дошли до нас берестяные грамоты мальчика Онфима, которые можно считать своеобразными школьными тетрадями. Уже по ним мы можем судить о том, как учили детей грамоте. Это написание букв и слогов, благодаря чему можно сделать вывод, что обучение грамоте осуществлялось слоговым принципом. Также на бересте встречаются и написанные учеником начальные фразы богослужебных молитв, что указывает на распространенное тогда духовное воспитание детей. Использование произведений для чтения мы можем встретить в широко распространенных статьях о грамматике второй половины XV века: "О осмии частях слова", "Написание языком словенским о грамоте", созданная дьяком Федором Курицыным, крупным государственным деятелем, близким Ивану III. О том же говорит статья конца XVI в. "Простословия", написанная неким Евдокимом, вероятно, опытным учителем и искусным автором. "Это было вызвано, - как считает исследователь детской литературы Ф.Сетин, - не только тем, что в средневековье грамматика считалась главной наукой, но и тем, что в период завершения образования централизованного государства шел интенсивный процесс создания культуры… для чего нужен был общенациональный язык"7.

В течение многих веков при обучении грамоте использовались такие богослужебные книги, как Псалтырь, Часослов, Апостол, Евангелие, Минеи, Триодь, служебники, требники и др. ради назидательного чтения этих же книг. В 1574 г. вышел в свет первый дошедший до нас печатный учебник для начального усвоения грамоты - "Азбука" диакона Ивана Федорова. Во всех подобных книгах XVI-XVII вв. материалом для чтения были тексты исключительно церковные. Так, в "Азбуке" Ивана Федорова содержатся молитвы, отрывки из Соломоновых притчей и из посланий к Ефесянам, Колоссянам, Фессалоникийцам. Подбирая библейские тексты, автор "превращает их в целенаправленную… программу первичного школьного образования"8, а также базового духовно-нравственного воспитания. Учитывая такое количество богатых источников, президент Академии педагогических наук В.Столетов в предисловии к юбилейному факсимильному изданию "Азбуки" 1574 г. писал: "Букварь учит малышей не только грамоте, из его рассказов извлекаются первые уроки нравственности…"9

Одним из крупных продолжателей воспитания духовности и нравственности является "Азбука" Лаврентия Зизания (1596 г.), включающая в себя молитвы с их толкованием, изложения о православной вере, краткий катехизис.

"Букварь" Спиридона Соболя (1631 г.) также решает задачу духовно-нравственного воспитания, предлагая детям в качестве материала для чтения библейские тексты, молитвы и заповеди.

Замечательным образцом учебников по обучению грамоте первой трети XVII в. является "Азбука" 1634 г. Василия Бурцова-Протопопова, подъячего азбучного дела на Московском печатном дворе. В число материалов для чтения "Азбуки" входят десять заповедей, заповеди блаженства, а также указаны семь даров Святого Духа из ветхозаветной книги пророка Исаии (глава 11), семь тягчайших грехов, семь дел милосердия. Особое внимание составитель уделяет добродетелям, указывая на молитву, пост и милостыню.

Основы духовно-нравственного воспитания дает также "Букварь" Симеона Полоцкого (1679 г.), ставшего воспитателем царевичей Алексея и Федора. В учебнике 320 страниц, однако только 36 из них предназначены непосредственно для обучения грамоте. Остальные отведены основам духовно-нравственного воспитания. Автор приводит в учебнике молитвы, беседы о православной вере, духовные обращения и приветствия родителям на различные церковные праздники. К "Букварю" сделано приложение: "Стоглав Патриарха Геннадия Константинопольского", призванный служить пособием для чтения и усвоения Священного Писания.

"Букварь" иеромонаха Кариона Истомина (1696 г.) продолжает поддерживать духовно-нравственные традиции воспитания, включая в себя молитвы, заповеди, собрание прозаических отрывков из сочинений Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Федор Поликарпов-Орлов в своем "Букваре" (1701 г.) для обучения чтению использует библейскую лексику, приводит молитвы, десять заповедей на трех языках, семь даров Святого Духа, семь дел милости, семь грехов смертных, девять евангельских блаженств, нравственные обязанности христианина в отношении к Богу, ближнему и самому себе. Здесь же представлены наставления о делах православного христианина, нравоучительные стихи Григория Назианзина, поучения Василия Великого к юным, отрывок из беседы Иоанна Златоуста "Како страх Божий имети и учитися полезно" и др.

Таким образом, учебники допетровского времени (второй половины XVI-XVII вв.) содержали в себе достаточно богатый материал по православной культуре, направленный непосредственно на духовно-нравственное воспитание учащихся.

С приходом петровской эпохи главной задачей школы стала подготовка образованных граждан и полезных для государства деятелей. Направленность образования стала более светской. Таким требованиям должен был подчиниться и первый школьный учебник - букварь. Однако внимание к духовно-нравственному воспитанию не умалилось. Воспитание в целом сохранило свою основную задачу - формирования человека-христианина, и государство, будучи православным, не противилось этому.

Так, в "Азбуке гражданской с нравоучениями"10 1710 г., помимо нововведенного гражданского шрифта, в качестве материала для чтения предлагаются тексты с духовно-нравственным содержанием: "Нравоучения от Священного Писания по алфавиту избранные". Здесь на каждую букву алфавита приводятся 3-4 фразы нравоучительного содержания.

Книга для первоначального обучения чтению "Юности честное зерцало" (1717 г.), составленная Гавриилом Бужинским, представляет собой своеобразный кодекс правил светского поведения, который отражает основные черты жизни русского дворянского общества петровского времени. Кроме того, автор приводит нравоучения из Священного Писания и правила хорошего тона.

Основные главы учебника по обучению грамоте "Первое учение отроком" (1721 г.) Феофана Прокоповича посвящены толкованию Закона Божия, молитв и девяти блаженств. В "Новонапечатанной азбуке"11 1766 г. помимо познавательных разделов находятся главы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, например "О Боге и о вещах до службы Божественной касающихся" и др. Приводятся также заповеди, молитвы и нравоучительные изречения.

"Российский букварь для обучения юношества" 1801 г. включает в себя молитвы, нравоучения и краткие повести, которые оканчиваются нравоучительными выводами.

Таким образом, в учебниках послепетровской эпохи (начало XVIII в. - 1830 г.) особое внимание уделялось не только духовно-нравственному воспитанию, формированию человека-христианина, но и государственным воспитательным потребностям, воспитанию гражданина, обучению, отвечающему государственным потребностям.

Окончание статьи

Сноски:
1. Видяков З. В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского. М.: Пересвет, 2004. С. 38-39.
2. Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920. С. 16.
3. Букварь железнодорожника. 1921. С. 27.
4. Голант Е. Я. Букварь крестьянина. СПб., 1922. С. 32.
5. Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих / Сост. А. А. Захарьев. М., 1928. С. 99.
6. Антирелигиозная азбука. М.-Л., 1933. С. 34.
7. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1977. С. 144.
8. Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.: Книга, 1974. С. 78.
9. Федоров Иван. Азбука 1574 г. (текст азбуки, изданный к 400-летию). М.: Просвещение, 1974.
10. Азбука гражданская с нравоучениями. 1877, факсимиле 1710 года. С. 19.
11. Новонапечатанная азбука, которая может употреблена быть к легкому и основательному научению читать для детей с самых малых лет. СПб, 1766. С. 60.

Л. И. Мумрикова,
к.п.н., ст. преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ
Источник: www.mepar.ru

Фото: de.bogoslov.ru http://de.bogoslov.ru/text/413973.html

Посещение храма для ребенка праздникПосещение храма должно быть для ребенка праздником
Автор: Ирина Филиппова
Как ребенку привить любовь к Богу и Церкви?
Интервью с протоиереем Александром Союзовым.



Преподобный Сергий Радонежский в своей обителиДуховное наследие преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (08.09.2014) | Автор: Л. И. Мумрикова
Просмотров: 1916
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика