Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

От светского букваря к православному. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 17.10.2021, 03:47 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

От светского букваря к православному. Часть 2

Автор: Л. И. Мумрикова

С 1830 г. при императоре Николае I в. связи с переориентацией государственной политики на более консервативные начала в школах снова усилилось преподавание Закона Божиего. По мнению министра просвещения С. С. Уварова, цель образования заключалась в воспитании у детей религиозности и христианской нравственности. На пороге ХIХ-XX столетий более распространенными становятся буквари, предназначенные для приходских школ.

От светского букваря к православному

Маковский В.Е. "В сельской школе"

Ярким примером этого периода служит "Самоучитель или новейшая и полная Российская азбука" Кузнецова. В ней мы можем найти наставления в воспитании, молитвы, десять заповедей с разъяснениями, а также раздел "Краткие извлечения из христианской религии, которые нужно знать всякому истинному христианину". Здесь же указаны семь Таинств, семь даров Святого Духа, добродетели, дела милости и девять евангельских блаженств, краткая Священная история Ветхого и Нового Заветов.

В учебнике Ф. Д. Студитского под названием "Азбука для крестьянских детей"12 (1861 г.) встречаются тексты, основанные на духовно-нравственном воспитании. Далее следует раздел "Сравнение церковных букв с гражданскими", после чего даны основные молитвы этими же шрифтами и заповеди.

Автор "Русской азбуки с наставлением, как должно учить"13 (1861 г.) В.Золотов в качестве текстов для чтения также использует молитвы, заповеди и изречения из Евангелия.

Большое внимание духовно-нравственному воспитанию уделил и великий русский педагог К. Д. Ушинский в учебнике "Родное слово", состоящем из "Азбуки" и "Первой после азбуки книги". В текстах для чтения автор дает первые элементарные сведения о православии. В разделе "Христианские имена" предлагаются необходимые знания о Крещении. В учебнике перечислены и церковные двунадесятые праздники. На эту тему подобраны поучительные пословицы и поговорки, например, "Воскресный день не наш, а Господень", "Не все коту масленица, придет и Великий пост". Здесь же помещен раздел церковно-славянской грамоты с евангельскими чтениями на двунадесятые праздники и с тропарями и кондаками на церковно-славянском языке. Завершают учебник для первоначального обучения чтению православные молитвы.

Не лишена материала по духовно-нравственному воспитанию и "Азбука" Л. Н. Толстого (1872 г.). Здесь представлены церковно-славянские тексты, включающие в себя отрывки из Несторовой летописи, Четьих Миней, Библии, а также молитвы и т. д. Кроме того, в "Азбуке" встречаются нравоучительные пословицы и рассказы. Л. Н. Толстой писал учебники в период своих душевных исканий, однако в эти годы писатель своих сомнений там еще не отразил.

Русский методист В. И. Водовозов в "Русской азбуке для детей"14 (1873 г.) также помещает раздел "Церковно-славянская азбука". Давая образец духовно-нравственного воспитания начинающего обучаться чтению, автор помещает отрывки из Евангелия с параллельным текстом (притчи "О милосердном самарянине", "Приношение бедной вдовицы", "О милостыне и молитве", "Иисус Христос и фарисеи", Поучение Иисуса Христа ученикам Своим), а также православные молитвы.

Немалое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и в "Букваре" Д. И. Тихомирова. Частью материала для чтения служат повествования из жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, а также рассказы о двунадесятых праздниках. Автор предлагает и церковно-славянское чтение. Этот раздел начинается со славянских букв и титл-словосокращений и продолжается поучительными изречениями из Священного Писания. Здесь же автор знакомит с заповедями и православными молитвами.

Учебником, предназначенным для приходских школ, является "Русский букварь для церковно-приходских школ и школ грамоты"15 (1896 г.). Открывается учебник иллюстрацией "Благословение детей", на которой изображен Христос, дающий благословение детям на учение. Текстами для чтения после изучения букв являются рассказы о церковных двунадесятых праздниках, а также такие повествования, как "Святые Кирилл и Мефодий", "Святой и равноапостольный князь Владимир" и др. Один из его разделов посвящен церковно-славянской азбуке, в него вошли православные молитвы, десять заповедей и девять евангельских блаженств.

Таким образом, буквари и азбуки периода усиления преподавания Закона Божия (1830-1917 гг.) отвечали не только государственным потребностям, но и давали очень серьезное духовнонравственное воспитание.

Следующий этап развития букварей - это учебники по обучению грамоте советского времени (1917-1990 гг.), не включающие в себя духовное воспитание. Лишь в некоторых из них решались задачи нравственного становления личности на примере текстов для чтения, и то поверхностно. Это такие учебники, как "Первый год знаний в новой народной школе"16 (1918 г.), составленный кружком преподавателей под редакцией И.Сахарова, "Пионер. Букварь"17 И.Сверчкова (1925 г.), "Ручеек. Букварь для деревенской школы"18 Л. П. Богоявленского (1926 г.), "Букварь"19, подготовленный С. П. Редозубовым (1952 г.).

И, наконец, современные буквари и азбуки: 1) включающие в себя минимум православной культурной традиции и 2) буквари и азбуки, целиком базирующиеся на духовно-нравственном воспитании, но не имеющие современной методики обучения.

Итак, глубоким заблуждением является мнение о том, что современный букварь с духовно-нравственной компонентой представляет собой лишь итог развития исключительно советских пособий по обучению грамоте. Он был изначально православным, начиная с первой печатной "Азбуки" второй половины XVI в. Ивана Федорова. В течение истории своего развития православный букварь включал такие элементы воспитания, как слова и упражнения для чтения, а также предложения для письма с духовно-нравственным содержанием; обращения автора пособия к детям и родителям с наставлениями в духовно-нравственном воспитании; нравоучения; отрывки из Священного Писания; поучительные притчи; молитвы, в т. ч. и стихотворные; "изложения о православной вере": заповеди, добродетели, нравственные обязанности к ближним и к самому себе; катехизис в вопросах и ответах; поучения святых отцов; словарь слов из Священного Писания; основы церковнославянского языка; правила хорошего тона; пословицы и поговорки на духовно-нравственную тему; исторические рассказы и т. д.

Таким образом, творчески работающему православному педагогу следует, с одной стороны, обращаться к глубочайшим историческим традициям духовно-нравственного воспитания дореволюционных букварей и азбук, использовать их в своей практике. С другой - не пренебрегать ценными филологическими и методическими разработками советского периода. Подобный творческий синтез в ближайшей перспективе может оказаться многообещающим и весьма плодотворным.

Начало статьи

Сноски:
12. Студитский Ф. Д. Азбука для крестьянских детей… СПб.: Типография Якова Трея, 1860. С. 58.
13. Золотов В. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб.: Издание Товарищества "Общественная польза", 1861. С. 47.
14. Водовозов В. П. Русская азбука для детей. 1-е изд. СПб.: Типография А. М. Котомина и В. Ф. Демакова, 1873. С. 91.
15. Русский букварь для церковно-приходских школ и школ грамоты. М.: Синодальная типография, 1896. С. 64.
16. Первый год знаний в новой народной школе / Под ред. И.Сахарова. Издательство Д. Я. Маковский и сын, 1918. С. 304.
17. Сверчков И. Пионер. Букварь. 3-е изд. Л., 1925. С. 100.
18. Богоявленский Л. П. Ручеек. Букварь для деревенской школы. М.-Л., 1926. С. 80.
19. Редозубов С. П. Букварь. 7-е изд. М., 1952. С. 96.

Л. И. Мумрикова,
к.п.н., ст. преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Источник: www.mepar.ru

Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школахДуховно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школах
Авторы: Протоиерей Борис Балашов, диакон Иоанн Иванов
Русская Православная Церковь одной из своих важнейших просветительских задач считает организацию и работу воскресных школ при приходах и монастырях. Зачем это нужно, ведь это связано с громадными затратами человеческих сил и немалым расходом материальных средств?



Начальная школа: проблемы взаимопониманияНачальная школа: проблемы взаимопонимания
Автор: Татьяна Шишова
Как быть, если ребенка третируют?
Что делать, если ребенок не справляется с требованиями учительницы?
Продолжаем публикацию советов православного психолога Татьяны Шишовой.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (09.09.2014) | Автор: Л. И. Мумрикова
Просмотров: 2033
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика