Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"По вере вашей да будет вам"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 13.08.2022, 20:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

"По вере вашей да будет вам"

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице.
Мф. 9:27–35

Сегодня за богослужением мы читали небольшой отрывок из Евангелия от Матфея, над которым стоит задуматься и сделать для себя определённые выводы.

Иисус Христос вошёл со Своими учениками в Капернаум. Двое слепых просили милостыню и, поскольку постоянно находились среди людей, уже знали от них об Иисусе – Проповеднике, Которого называли Христом. Услышав какой-то необычный шум, слепые ощутили движение вокруг и поняли, что это идёт Иисус из Назарета с толпой народа.

Очевидно, у этих слепых уже была вера в то, что этот Учитель народа сможет и захочет им помочь, потому что Он уже неоднократно помогал людям в самых разных ситуациях, исцелял больных от различных недугов, причём делал это безвозмездно. Слепые надеялись, что раз Он другим не отказывает, значит, и их не оставит в беде.  Другого шанса встретиться со Христом могло уже и не быть, поэтому они пошли за Ним и стали кричать: Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф.9:27)

Иисус – имя, которое Сын Божий получил при рождении, означающее «Спаситель», буквально – «Бог спасает». А почему Сын Давидов? В Священном Писании было сказано, что Мессия (по-гречески «Христос»), Который придёт установить Божие Царство, будет из потомства царя Давида. Таким образом слепые верили, что Иисус и есть Тот Самый Мессия, Который обещан Богом израильскому народу.

Пророк Исаия за восемь веков до Рождества Христова говорил о времени Мессии так: Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся (Ис.35:5). И спустя столетия думающие искренние люди, видя, что Христос исцелил многих безнадёжно больных, рассуждали: «Сбывается то, о чём говорил пророк Исаия, значит, настало время Царства Мессии!»

Зададимся вопросом: а так ли уж слепым было выгодно становиться зрячими? Многие годы они жили, не трудясь, за счёт подаяний, а прозрев, они вынуждены будут сами зарабатывать себе на хлеб, не имея ни профессии, ни даже каких-то необходимых навыков. Но, невзирая на это, они хотели быть здоровыми, жить нормальной человеческой жизнью. А Христос им не отвечает, не обращает на них внимания, потому что исцеление слепых на виду у всех помешало бы делу Его проповеди. Легко привлечь внимание толпы чудесами, но тогда слов Господа уже никто не будет слушать: люди будут жаждать новых чудес. 

Сейчас, с упадком веры, люди тоже ищут чудес: там икона заплакала, там – мироточит, а где-то – старец, старица, чудотворцы… Так и бегают вместо того, чтобы вникать в Евангелие Христово, искать Бога и стремиться Его заповеди исполнять. Спаситель у нас один – Иисус Христос, а святые – Его друзья, которые нам помогают, обращаясь к Нему с просьбами и молитвами. Но когда мы бежим к Николаю Чудотворцу, матушке Матроне, целителю Пантелеимону, забывая о Христе, в нас побеждает язычество, потому что, по сути, место Христа в нашем сознании занимает множество святых, каждый из которых самостоятельно выполняет свою функцию, и Господь нам становится не нужен.

Иудеи тоже ждали чудес, а то, что говорил Христос, многим из них было непонятно. Господь пришёл открыть жизнь вечную и помочь людям её обрести, но путь вечной жизни, который Он показывал, их тоже не интересовал.

Им нужны были только те блага, которые можно получить здесь и сейчас. Многие заставляли слепых замолчать, потому что, говоря Сын Давидов, они открыто признавали Его Мессией, а впечатление, которое производил Иисус, совсем не соответствовало представлениям большинства евреев о том, каким должен быть Божий Посланник. Ни денег у Него нет, ни войска, да и воевать Он не хочет… Они ждали от Христа не спасения души, не Царствия Небесного, а земного царства – материального изобилия, и надеялись, что Он сможет взять власть в Свои руки, победить и выгнать врагов-римлян, после чего иудеи будут жить сыто и благополучно, «как сыр в масле кататься».

Господь ничего не отвечает слепым, но в то же время не отстраняется от них, давая возможность личной встречи с Ним: Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. Христос не спросил их, чего они хотят, это и так понятно. Он спрашивает их о вере: Веруете ли, что Я могу это сделать?

Все мы приходим к Богу со своими просьбами, бедами, но представим, что Господь в ответ спросит нас: «Ты сам-то веришь, что я могу это сделать?» Ведь если веры нет, зачем вообще идти? А слепые говорят Ему: ей, Господи! И когда они открыто исповедовали свою веру, Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф.9:29).

По вере вашей да будет вам, – Господь часто повторяет эти слова, и они напрямую относятся к каждому из нас. Но вера этих двух слепых – вера дохристианская. Христианская же вера должна быть не только верой в то, что Бог может помочь нам через Христа. Необходимо твёрдо верить Его словам, которые указывают нам тот единственный верный путь, по которому Господь зовёт нас идти. Христиане не просто исповедуют, что Христос – Бог и Человек, что Он милосерден, а верят, что, помогая нам избавиться от наших грехов, Господь даёт возможность обрести вечную жизнь. Но для этого надо соблюдать Его волю, прикладывать к этому усилия, а те двое слепых этого сделать не захотели. Слепые крепко верили, пока им было нужно обрести зрение, но когда получили просимое, посчитали, что волю Христа исполнять уже и не обязательно. Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф.9:30–31). Исцелённые, не исполнив слова Христа, помешали Ему проповедовать. А ведь главное чудо – это наше духовное пробуждение и обретение бессмертной жизни, но многим ли это интересно?

Поскольку Христос никогда не отворачивался от людей и помогал, когда у них была вера, к Нему вскоре привели ещё одного больного – бесноватого. О вере этого человека говорить не приходилось: немой, скорее всего и глухой, да ещё и бесноватый! Но кто-то же его привёл ко Христу, а значит, те, кто это сделал, верили, что Христос сможет помочь. Ясно, что Господь будет в этом случае смотреть не на веру немощного, а на веру тех людей, которые просили за него.

Вот почему мы молимся за наших ближних – и за верующих, и за тех, кто ослабел в вере, – потому что мы Христа просим за них, они нам дороги. Конечно, эта молитва действует не как кнопка – нажал и лифт подъехал. Но она обязательно даст свои плоды, если рождается от глубокой веры. Есть такой закон духовной жизни: что можешь – делай, а чего не можешь – о том молись. И Сам Христос говорит нам, что молитва за ближних важна и нужна.

Господь исцелил бесноватого: бес был изгнан, немой обрёл дар речи, и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле (Мф.9:33). Многие, видя, что пророчества Исаии сбываются, начинали понимать, что надо верить Христу, ведь Он душу помогает излечить от греха, а не только тело. И если Царство Божие приблизилось, наступило, значит, главная задача – войти в него по нашей вере Христу. По вере в то, что Он пришёл для нас и для нас пошёл на Крестную смерть и Воскрес, дал нам Свое Евангелие – Слово Бога Живого, выше которого нет ничего на земле!

Но большинству иудеев нужен был другой Христос – Который даст мир, благоденствие и сытую жизнь. Увы, это и про нас сказано. Нам тоже подчас нужен Христос, Который сможет нам помочь материально, а с остальным мы и сами разберёмся: «Дай нам сейчас и побольше», – а мы дружной толпой пойдём в могилу…

Иисус Христос знает, что не все Его примут, что многие относятся к Нему прагматично, но всё равно идёт, потому что всегда найдутся люди, которые хотят жить вечно с Богом, стремятся побеждать грех и ищут Царства Божиего. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.9:35). И сейчас Он возвещает нам это Божие Царство через Евангелие, через Церковь и лечит наши души, и укрепляет нас – духовно и телесно.

Помню, был праздник Преображения, стояла жара. Я отслужил в храме, уставший пришёл домой, и только сел обедать, – соседка бежит: мать её, старушка лет восьмидесяти, умирает. Куда деваться? Пришлось, отложив обед, голодным и уставшим идти к ним. Прихожу, а она уже лежит и воздух ртом хватает, грудь ходуном ходит.

Помолились мы вместе с ней, поисповедовал я её, причастил, пособоровал. Вернулся домой, думаю: «Ну, совсем скоро помрёт…» День не идут о смерти сказать, второй, третий. И вот спустя несколько дней, проходя мимо их дома, вижу, что сидит эта бабуля на скамеечке и семечки лузгает. Старушка-то была верующей! Искренне приняв Божью помощь и благодать, она прожила ещё несколько лет. И это типовой вариант: где есть вера, там есть помощь Божья, но Господь даёт её тогда, когда это нужно, как заботливый Отец, который никогда не пожелает зла и не сделает плохо своему ребёнку.

И ещё совсем недавний пример. Понятно, что никакой статистики у меня нет и быть не может, но всё же. Сейчас люди болеют коронавирусом, немало приходилось хоронить за это время умерших от этой болезни. Но дело в том, что глубоко верующих среди них было не много. А из наших церковных активистов умерла лишь одна бабушка. Почему так? Простая вещь: тонешь – хватайся за спасательный круг, а заболел – молись постоянно и приводи свою духовную жизнь в порядок. Лечиться, беречь себя и других, не ходить в храм, если заболел, конечно же, тоже необходимо, речь не об этом. Очевидно то, что люди, которые постоянно пребывают в молитве (например, молятся Иисусовой молитвой), вылезают из, казалось бы, сложнейших ситуаций! И это та помощь Божья, которая нам подаётся по нашей вере, по живой связи с Богом.

Поэтому в первую очередь мы должны укреплять эту связь – всегда, но особенно, когда трудно. Молитва – это не вычитывание текстов, а обращение души и сердца к Богу со вниманием. Мы слышали сегодня два ярких примера: когда слепые искренне обратились к Богу и близкие бесноватого немого тоже привели его к Богу с мольбой – и Бог их услышал!

Вера для нас, христиан – это в первую очередь вера Христу, вера в то, что Он поможет нам идти по указанному Им евангельскому пути, если мы этого захотим, и что Царство Божие уже на земле откроется в нашей жизни и в нашем сердце, а значит, будет и после завершения земной жизни. Аминь.

 


Два слепца и немой бесноватый (Мф. 9, 27–35)
Исцеление двух слепых и немого


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (06.08.2022)
Просмотров: 70
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика