Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Почему православные празднуют смерть?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 22.09.2018, 12:37 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Почему православные празднуют смерть?

Автор: Диакон Иоанн Иванов

Каждый человек рано или поздно задумывается и о смысле жизни, и о смерти.

Почему православные празднуют смерть?

Каждая человеческая жизнь и каждая человеческая смерть - это сокровенная тайна, индивидуальная и даже интимная. Об этом знает только Господь Бог, и о чем-то может догадываться человек. Свою смерть люди представляют по-разному: для кого-то это окончание пребывания на земле без возможности дальнейшего существования, а для кого-то это граница между временным пребыванием и вечностью. В любом случае человеческий опыт подсказывает, что земная жизнь заканчивается смертью, и некоторые люди готовятся достойно встретить смерть.

Пример праведной, чистой и преданной Богу жизни и того, как мирно и радостно можно перейти из жизни земной в жизнь небесную, показывает нам Матерь Божия - Пресвятая Дева Мария. С первых веков христиане видели в Богородице великую молитвенницу и заступницу перед Богом. Кончина человека может оказаться страшной и горькой, если он свой недолгий век сознательно и убежденно прожил без Бога. Пример же кончины Богоматери - "честнейшей Херувимов и Серафимов" - поистине становится радостью, светлым и утешительным событием для всех христиан.

Непродолжительной была скорбь собравшихся у одра умирающей Девы Марии апостолов и первых епископов древней Церкви. Скорбь о разлуке с Матерью Богочеловека Христа дарует нам, православным христианам, надежду на наше соединение со своим Творцом в миг будущей кончины.

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с ложем Богородицы всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку, которая символизирует душу умершей Девы Марии - душу, которую в момент Успения пришел принять на Свои Божественные руки Сын Пресвятой Девы. Эта детская фигурка являет нам образ того "рождения в вечность" через смерть, что вводит человека в жизнь иного мира. Преподобный Иоанн Дамаскин так говорит о значении Успения Пресвятой Богородицы: "Не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь, выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью".

Значение праздника Успения - в том, что смерть больше не страшит людей своей темной неизвестностью: она может быть тихим сном, уносящим человека к жизни радостной и вечной - по-славянски "успение" означает "погружение в сон", "мирная кончина, подобная спокойному сну". Успение - последний двунадесятый праздник православного церковного года. На Руси праздник Успения - один из самых любимых и почитаемых праздников. В этот день священнослужители совершают богослужение в облачениях небесно-голубого цвета. Праздничное успенское богослужение очень богато и с музыкальной стороны. Все праздничные песнопения - стихиры, ирмосы канонов, тропарь, кондак, величание, светилен - хор поет с радостью и ликованием особым праздничным распевом.

О большом значении, которое придавалось этому празднику с принятием христианства на Руси, свидетельствует множество Успенских церквей, соборов, монастырей, построенных на Руси. Успению посвящены первая церковь в Киеве, возведенная св. равноап. князем Владимиром (Десятинная), собор города Владимира, престольный праздник Новгородской Софии, главный собор Руси в Московском Кремле, где русские цари венчались на царство, многие другие храмы по всей России. У древнейших монастырей - Киево-Печерской лавры, Псково-Печерского монастыря, Почаевской лавры - Успение Божией Матери также главный праздник.

Прекрасный, величественный, немного грустный и в то же время торжественный праздник Богоматери на исходе лета подготавливается двухнедельным постом. Святой Симеон Солунский пишет, что "пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас".

Пост нас готовит к радости. Но к какой радости мы готовимся, что празднуем? Разве можно праздновать смерть? Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого из нас до пришествия Спасителя. После Воскресения Христова нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха, потому что для христианина "жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп. 1, 21)! Августовский пост готовит нас к радостному празднику Успения Пресвятой Богородицы, также как жизнь во Христе нас готовит к радостной кончине и вечности с Богом.

Фото: Татьяна Сазонова

Успенский пост
Отпуск и пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: pravklin (21.08.2012) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 1608
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск




Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика