Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Подвижник благочестия XIX столетия: Н.М. Бардыгин
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 19.03.2024, 13:39 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковь и общество

Подвижник благочестия XIX столетия: Н.М. Бардыгин

Автор: М.А. Соловьева

Поражает архитектура и внутреннее убранство Троицкого храма – воссозданные великолепные росписи по золотому фону в алтарной части и куполе, и необыкновенная молитвенная благодатная атмосфера, внушающая находящимся в храме состояние покоя, сердечной радости и тишины. Еще более прекрасной была обитель в первые годы своего существования. «При посещении этой обители не знаешь, чему более удивляться: красоте ли ее убранства и блеску новизны и свежести, поддерживаемому заботливыми руками сестер, или тому старинному веянию, которое невольно охватывает посетителя. Вы входите в церковь и сразу поражаетесь внутренним убранством. Теремной ли дворец Алексея Михайловича отдал сюда свои стены? Или каноны Дамаскина и мелодии Знаменного распева в виде пестрых струй густо переплелись между собой?» – писал А.А. Виталь. Построенный накануне XX в., монастырь стал местом упокоения выдающегося общественного деятеля, мецената, фабриканта, отца города Никифора Михайловича Бардыгина, и сегодня здесь хранят молитвенную память о нем. Свято-Троицкая Мариинская обитель была возведена как памятник любви егорьевского городского головы Никифора Бардыгина и его супруги Марии. Их связывали нежные чувства друг к другу, любовь к Богу и к своей малой Родине, стремление к благочестивой христианской жизни и горячее милосердие к обездоленным, желание сделать жизнь своих соотечественников лучше, более благоустроенной и красивой. Мария, которая была значительно младше Никифора, была для него любимой женщиной, помощницей во всех делах и преданным другом. Когда Никифору Михайловичу было 57 лет, Мария попросила мужа основать в городе богадельню с целью преобразовать ее в будущем в женский монастырь, где бы она могла продолжить свой земной путь после смерти супруга: «Она ожидала, что ей придется рано или поздно остаться вдовой, и предполагала в этом монастыре провести тогда остаток дней своих». При подаче просьбы о выделении земельного надела при Троицком храме для строительства богадельни Мария Владимировна пожелала выступить анонимно, на заседании городской думы ее заявление было оглашено от неизвестного лица. Когда земля была отведена, в 1893 г. началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса богадельни, а также ограды вокруг зданий на средства Марии Бардыгиной. Однако случилось все иначе, чем предполагали благочестивые супруги. Мария неожиданно заболела и буквально через год после начала строительства перешла в мир иной. Она была погребена в Троицком храме у стены левого придела в честь ее небесной покровительницы прп. Марии Египетской. На киоте, венчающем ее надгробие, был сделана надпись: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13). Мария Бардыгина покинула своего супруга в тот момент, когда весь город готовился к освящению Александро-Невского собора. Исполнялось 25 лет служения Никифора Михайловича на посту городского головы. Никифор Бардыгин не сломился под тяжестью горя. Проводив супругу в мир иной, по ее завещанию и на все ее сбережения он принялся за благоукрашение храма. По его заказу палехскими художниками был расписан Троицкий храм в стиле XVII в. по золотому фону. Купола были вызолочены. Иконостас в храме покрыт золотом и написаны новые иконы, а на иконы Спасителя и Казанской Божией Матери сделаны массивные венцы из бриллиантов и драгоценных камней покойной супруги. Открытие богадельни состоялось в первую годовщину со дня смерти Марии Бардыгиной, 25 августа (7 сентября) 1898 г. Ко второй годовщине ее кончины было приурочено открытие женской общины. А 25 августа (7 сентября) 1900 г., состоялось открытие Свято-Троицкого монастыря, названного по просьбе Никифора Михайловича в честь супруги Мариинским. 13 (26 ноября) 1901 г., завершив все земные дела, завещанные супругой, Никифор Михайлович Бардыгин скончался на 67-м году жизни. В похоронной процессии участвовал весь город, многотысячная толпа наводняла площадь перед Успенским собором, где происходило отпевание, а затем провожала городского голову до места его погребения в Свято-Троицком Мариинском монастыре, где он обрел свое последнее пристанище рядом с возлюбленной супругой. По его завещанию поминальный обед был устроен на 2500 человек в монастыре, а также во всех храмах и городских зданиях. Богатство души егорьевского городского головы Никифора Михайловича Бардыгина, его истинно христианская, подвижническая натура являла себя во всей его общественной, благотворительной и церковной деятельности, благодаря которой на рубеже веков Егорьевск из захолустного уездного города превратился в красивый современный город, благоустроенный согласно новейшим стандартам того времени. Своим трудом и нравственным примером он сплачивал и воодушевлял горожан, сумел вдохновлять их на благие дела. Иван Сергеевич Аксаков, у которого Никифор Михайлович бывал желанным гостем в Москве, говорил: «Потрудитесь назвать мне еще три-четыре города, чтобы поставить рядом с вами». Выдающиеся способности и неординарную личность Бардыгина описывал в своих воспоминаниях известный русский мыслитель, военный, по- литический деятель, издатель и публицист С.Ф. Шарапов: «Секрет оригинальности и своеобразного обаяния, окружавшего его, заключался в том, что это был человек из народа, необыкновенно гармонично соединявший в себе подлинную русскую национальную основу и народное мировоззрение с серьезным просвещением и широкими государственными взглядами, делавшими его желанным членом образованного общества и крупным общественным деятелем За Никифором Михайловичем постоянно чувствовался русский народ, и самая речь его, иногда даже простая и незначительная, звучала властно, как подлинный голос земли. Это не могло не производить в нашем легковесном обществе глубокого и могучего впечатления. Он слишком ярко и резко выделялся из толпы окружающих, и его невозможно было забыть даже после краткого разговора или случайного знакомства». За более чем 100 последующих лет Егорьевск никогда так стремительно не развивался, как в три десятилетия служения Н.М. Бардыгина на посту городского головы, и сейчас плоды деятельности Никифора Михайловича не теряют свою актуальность и значение. Никифор Михайлович Бардыгин стал городским головой в 1872 г., когда ему было 37 лет. Его избрали на эту должность, так как народ видел в нем справедливого и независимого человека, с вниманием относящегося к нуждам бедных людей, про него говорили: «Он сам нужду видел и сам в люди вышел». И люди не ошиблись в своем выборе. С первых дней своего вступления на пост головы до самой смерти он беспрерывно трудился, вкладывая все свои силы, талант и неистощимую энергию в заботу о родном Егорьевске. По свидетельству личного секретаря Никифора Михайловича А.А. Виталя, трудовой день егорьевского головы начинался в 4–5 утра и продолжался до 11 вечера. Первым делом он упорядочил городские доходы: только за первые четыре года ему удалось увеличить их почти в десять раз, что дало возможность к дальнейшему благоустройству города. Пережив сам пожары – за несколько лет до избрания на должность егорьевского головы у Никифора Михайловича сгорели дом и лавка, а затем и вновь выстроенный дом – он предпринял ряд мер для защиты города от этой напасти и помощи погорельцам. В 1873 г. через городскую думу он смог провести постановление, в котором говорилось о бесплатном выделении десяти десятин леса не только с правом вырубки для строительства домов, но и для продажи в случае нужды в деньгах. Для ликвидации пожаров в 1877 г. он устроил городской водопровод, а в то время едва ли какие города, кроме столичных, имели у себя водопроводы. Затем он создал пожарную команду и построил пожарное депо. Следующей важной для города мерой было устройство мостовых: весной и осенью в городе невозможно было ни пройти, ни проехать, повсюду была непролазная грязь. Вначале была проложена дорога к железнодорожной станции, которая избавила от затруднений с провозом товаров, а затем вымощены дороги и площади и в самом городе. После чего стремительно начала осуществляться установка уличного освещения. Документы свидетельствуют о том, как быстро и горячо отзывался Никифор Михайлович на просьбы жителей: так, когда жители Ого- родной улицы просили поставить им хоть один фонарь, у них был поставлен 31. Никифор Михайлович не просто управлял городской жизнью – принимал решения, делал распоряжения, но он лично вникал в каждое дело и во всех своих начинаниях первый спешил вложить собственные средства и призывал к тому же состоятельных горожан. И во всех его делах проявлялись его широкие познания в различных областях жизни, прогрессивность его взглядов, высокие умственные способности и организационный талант. Он положил начало организации фельдшерских и акушерских пунктов и строительству сельских больниц, а свое жалованье регулярно отдавал в пользу приюта для неизлечимо больных при земской больнице, для которого он построил новое здание. Большое внимание Никифор Михайлович уделял помощи нищим. Он внес проект, в котором предполагалось учредить во всех сельских обществах кассу для сбора добровольных и принудительных взносов. И после того, как земское собрание отклонило этот проект, в 1898 г. им был учрежден устав «Общества для пособия бедным города Егорьевска», которое предполагалось организовать по примеру Дома трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского. Свое благословение столь благому делу, а кроме того материальный взнос – «на первый почин», – прислал и сам отец Иоанн в ответ на письмо Никифора Михайловича. В члены Общества приглашались все горожане, чей доход превышал 600 рублей в год. На обращение членов правления Общества, во главе которого стоял Никифор Бардыгин, откликнулись 486 состоятельных егорьевцев. И довольно быстро удалось собрать немалые средства для дальнейшей деятельности. Всех нищих и бездомных собрали в здании городской думы, и по итогам беседы с ними они были распределены по категориям: больные направлены в приюты, содержание в которых в основном оплачивалось лично городским головой, а работоспособные помещались в общежитие и обязывались заниматься различными работами. В 1900 г. для «Общества» напротив Свято-Троицкого монастыря был построено здание. Впоследствии здесь разместился также и приют для мальчиков-сирот. Особо заботился Никифор Михайлович о просвещении в родном городе, как важном и необходимом деле для развития российского общества после реформ Александра II. И в этом плане им сделано очень многое: в 1874 г. была открыта мужская прогимназия, на строительство которой Никифор Михайлович выделил 6000 рублей, вскоре по его ходатайству открыта женская прогимназия, для детей из бедных семей были открыты начальные училища и церковно-приходские школы. Накануне двунадесятых праздников Никифор Михайлович посещал школы и проводил беседы с учениками, а по окончании экзаменов вручал детям Новый Завет. Н.М. Бардыгиным были построены также сельские церковно-приходские школы – в деревнях Алешино и Горки, с ночлежным приютом для учеников и помещением для учителей. Рядом с Казанским храмом в Егорьевске Никифор Михайлович на свои средства построил каменное трехэтажное здание для церковно-приходской школы стоимостью в 13 500 рублей. На верхнем этаже были устроены квартиры для учителей, в среднем – классы, а в нижнем – размещали учеников, которые живут далеко от школы. Кроме того, Никифор Михайлович пожертвовал 300 рублей на пособие бедным ученикам, нуждающимся в учебных принадлежностях. При школе, по желанию благотворителя, открыли ремесленное отделение. Егорьевский голова состоял почетным попечителем всех начальных училищ Егорьевска. Он наблюдал, чтобы ученики обязательно посещали храм по воскресным дням и ввел обычай, чтобы в воскресные дни Великого поста старшие классы пели за поздними обеднями вместе с хором. Ежегодно, на второй день Рождества обе мужские школы Егорьевска по очереди являлись к нему в дом в полном составе и «славили», после чего Никифор Михайлович одаривал каждого конфетами и деньгами. Церковной благотворительностью Никифор Михайлович начал заниматься также с самого начала своего вступления на пост егорьевского головы: в 1872 г. он пожертвовал 8110 рублей на реставрацию самого древнего храма города – Георгиевского со- бора. В 1878 г. приобрел утварь и облачения для Никитской церкви, где по его инициативе был учрежден самостоятельный причт. В 1883 г. построил на свои средства Троицкий храм, за что 3 (16 февраля) 1885 г. был удостоен ордена святой Анны III степени, в 1879 г. стараниями Никифора Бардыгина была возведена Александро-Невская часовня, а в 1889 г. на его личные средства по просьбам сельчан выстроена Знаменская церковь в деревне Алешино. В 1897 г. был освящен Александро-Невский собор, построенный по инициативе Никифора Михайловича в честь небесного покровителя императора, царя-освободителя, Александра II. В 1881 г. Н.М. Бардыгин избран старостой Успенского Белого собора; в этой должности он находился до самой смерти. Никифор Михайлович сам принимал участие в богослужениях, пел на клиросе, читал Апостол. В 1889 г. он пожертвовал 25 тысяч рублей, на которые собор был заново отреставрирован, а затем приобрел рядом с Георгиевским собором участок земли и построил большой каменный дом для священнослужителей. Последним, самым заветным делом Никифора Михайловича, которое он горячо стремился воплотить в жизнь, был проект об уничтожении праздничной торговли и о праздничном отдыхе торговых служащих. Будучи фабрикантом и владея торговым делом, он очень печалился о том, что, по его словам, народу «лба перекрестить некогда. В церковь и дорогу забыли, язычниками стали». Особенно выступал он против работы в праздники питейных заведений, которые отвлекают «людей от христианского провождения времени» и соблазняют на «пьянство со всеми его последствиями». «Мне кажется, – писал он С.Ф. Шарапову, – что если бы наш Батюшка-Государь запретил по праздникам всякую торговлю, работы и увеселения, по примеру Англии, то Россия бы стала самою великою нацией. Теперь ведь, что у нас в праздничный день творится, можно назвать прямо гибелью народа. Если Государь Александр II освободил крестьян от рабства, а настоящий наш Монарх освободит народ от духовной крепостной зависимости, то велико будет его царствование и не найдется в истории всех народов равного». Могучий, истинно русский богатырский характер Никифора Михайловича – несгибаемую волю, решительность и твердость в следовании евангельским истинам и в то же время милосердное отношение к слабым и обездоленным – сформировало его семейное воспитание. В традициях семьи – его отца Михаила Федоровича и матери Гликерии Александровны – были церковность и широкая благотворительность. Бардыгины неукоснительно посещали богослужения, Михаил Федорович ежедневно вставал в полночь для совершения полунощницы. Помощь бедным была естественной частью жизненного уклада семьи. Никифор Михайлович с юных лет стал помогать своему отцу по торговле, обычным делом были походы на ярмарку с товаром в Коломну, Орехово-Зуево, Павловский Посад, куда, чтобы не брать лишних лошадей, часто ходили пешком. Пешком ходили и в паломничество по святым обителям – в Троице-Сергиеву лавру, Николо- Радовицкий и Голутвинский монастыри. Из четырех сестер Никифора лишь одна, Мария, вышла замуж, остальные избрали монашеский путь: Анастасия, Акилина и Ольга ушли в Успенский Брусенский монастырь. Ольга, принявшая постриг с именем Олимпиада, впоследствии стала первой настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского монастыря и была похоронена здесь же, через шесть лет после брата; так монастырь стал местом фамильной усыпальницы Бардыгиных. Любовь к Богу и Отечеству стали тем драгоценным наследством Никифора Михайловича, которые он передал своему единственному сыну Михаилу. Михаил Никифорович писал: «Мне приходилось часто слышать от добрых стариков: «Помрет Никифор Михайлович, помрет и наш город». Однако Михаил Никифорович стал достойным продолжателем дела отца и до самых революционных дней продолжал благие начинания своего отца и заботился о родном Егорьевске. 26 марта в Свято-Троицком монастыре празднуется день памяти Никифора Цареградского, небесного покровителя Н.М. Бардыгина, и неизменно в обители вспоминают своего благотворителя. В 2012 г. к этому памятному дню Обществом хоругвеносцев при Александро-Невском соборе было решено воссоздать мраморное надгробие над могилой Н.М. Бардыгина в его прежнем великолепии. Когда встал вопрос о реставрации усыпальницы, была вызвана научная реставрационная группа, обследование которой удостоверило бы в технической воз- можности установки мраморной плиты на этом месте. Кроме того, ходили разговоры, что могила Н.М. Бардыгина была разорена. И вот, когда спустя более 100 лет, была поднята крышка гроба, люди, бывшие свидетелями этого события, не могли сдержать возгласов удивления: по сохранившимся нетленным останкам Никифора Михайловича угадывался тот могучий человек, образ которого хорошо знаком по фотографиям и портретам в книгах А.А. Виталя. Надпись на надгробном киоте Никифора Михайловича Бардыгина, выбранная им еще при жизни гласит: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). И сегодня в Егорьевске ощущается незримое присутствие его незабвенного городского головы, дела рук его повсюду: вот Егорьевский городской парк, созданный Никифором Михайловичем на месте свалки, вот школы, выстроенные им или по его инициативе, великолепный Александро-Невский собор, строительство которого стоило Никифору Михайловичу много усилий и, как бы сейчас сказали, нервов, прекрасный Свято-Троицкий Мариинский монастырь. Хотя не все сохранили егорьевцы, но и то, что уцелело, чудом сохранилось в советские годы и было воссоздано, восстановлено достойными последователями отца города, – прекрасно. Своими благими трудами егорьевский голова подобен благочестивому мужу, который в псалме пророка Давида сравнивается с многоплодным зеленеющим древом, произрастающим у живого источника христианской веры: «И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3).

Источник: www.mepar.ru

Протоиерей Сергий Модестов
Автор: Михаил Молотников
Приехав в Клин, о. Сергий сразу же включился в активную общественную жизнь города и уезда. Достаточно сказать, что при поддержке своих прихожан он построил храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Об активной деятельности священника говорит и прямой перечень его общественных должностей.



Варвара Алексеевна Морозова
Автор: Михаил Молотников
"Это была очень либеральная благотворительница. Тип в своём роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами… Поддержка женских курсов, студенчества, библиотек - здесь всегда можно было встретить имя Варвары Алексеевны Морозовой".




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (02.03.2017) | Автор: М.А. Соловьева
Просмотров: 1904
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика