Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Порфирий Иванов - бог Земли? Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 01:01 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Порфирий Иванов - бог Земли? Часть 2

Автор: Виталий Питанов

Виталий Питанов о Порфирии Иванове

Виталий Питанов

Основным доказательством божественности Порфирия Иванова его последователи считают необычные способности своего учителя34. Например, он мог в сильные морозы, иногда доходящие до сорока градусов по Цельсию, долгое время находиться по улице почти без одежды, мог обойтись в течение длительного срока без пищи и воды, мог лечить людей. Но можно ли подобные способности рассматривать как доказательства его божественности? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Сильный мороз могла выносить, например, Елена Рерих, основательница оккультного учения агни-йоги, в котором не скрывается ненависть "махатм" к христианству, дошедшая до открытого приветствия "махатмами" физического уничтожения большевиками православных христиан в России35. В своих письмах Елена Рерих отмечала: "…весь 29-30 г. с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у кровати моей стояли лохани, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки"36. Такое "охлаждение" необходимо было Елене Рерих после общения с "махатмами", которые учили свою ярую последовательницу: "Йог может чуять жар и холод вне зависимости от внешних причин"37; "Вы (Рерихи. - В.П.) убедились, что ни холод, ни высота не повредили вашего здоровья (потому что они были агни-йогами. - В.П.)"38. Не только оккультисты могут легко переносить мороз. В буддизме, который вообще отвергает существование Бога, есть практика, которая называется туммо39. С помощью этой психотехники буддист способен не только выдерживать любой мороз, но даже при крайне низкой температуре высушивать на голом теле мокрую одежду.

В истории православной аскетики известны случаи, когда люди, пребывая в состоянии прелести, могли спокойно переносить сильные морозы. Об одном из таких случаев рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов, познакомившийся с афонским монахом, впавшим, как выяснилось, в прелесть: "оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде"40. Даже во время беседы с этим человеком свт. Игнатий ощущал исходящий от него жар41. Узнав, что иеросхимонах практикует восторженную и мечтательную молитву, свт. Игнатий Брянчанинов порекомендовал ему попытаться молиться так, как учат святые отцы Православной Церкви, когда же монах последовал этому совету, все его способности мгновенно исчезли: "Далее в беседе с афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были заметны в нем при первом свидании и которые обычно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии… Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде…"42. Как долго смог бы Порфирий Иванов продержаться на морозе в одних трусах, если бы призвал Христа? Кстати, нужно заметить, что непременной отличительной чертой православного подвижника является смирение, публичная демонстрация необычных способностей, дарованных подвижнику Богом, православным святым не свойственна.

Сама по себе способность исцелять людей еще не доказывает божественность своего источника. В наши дни эта истина очевидна: примеров такого рода "целителей", предлагающих свои услуги, немало. "Лечением" зачастую занимаются люди, обращающиеся к сатане как к духовному источнику своих способностей43. Между тем, для христианина здоровье не является главной целью: "…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). Иисус Христос исцелял страждущих (см. Мф. 8:14-17), но нигде не учил, что здоровье - самоцель. Главный акцент евангельская проповедь делает на достижении жизни вечной: "Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная" (1 Ин. 2:25), спасение же возможно только в том случае, если человек обращается ко Христу (см. Деян.2:21).

То, что Порфирий Иванов мог долгое время обходиться без пищи, также не доказывает его божественности. Священное Писание учит: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8:8); "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). Порфирий Иванов ел мало, но, например, в йоге известны практики, позволяющие сократить потребность человека в еде до минимума и даже избавить от нее вообще: "Я хорошо знаю Гири Балу, - рассказывал мне Стхити Бабу. - Она пользуется особой техникой йоги, которая дает ей возможность жить без пищи. Я был ее близким соседом в Навабгандже около Ичапура. Хотя я старался тщательно наблюдать за нею, я никогда не мог заметить, чтобы она ела или пила. В конце-концов мой интерес возрос до такой степени, что я обратился к Махарадже Бурдвана и попросил его произвести исследование этого случая. Удивленный всей историей, Махараджа пригласил ее к себе во дворец. Гири Бала согласилась подвергнуться испытанию и жила в течение двух месяцев под замком, помещенная в небольшом отделении дворца. Позже она еще раз посетила дворец и оставалась там двадцать дней. Наконец, третье испытание длилось пятнадцать дней. Сам Махараджа сказал мне, что эти три строжайшие проверки вполне убедили его в том, что она ничего не ест"44. Если воспринимать отказ от пищи как критерий божественности, то у Гири Балы оснований на божественные притязания было больше, чем у Порфирия Иванова, правда она себя Богом так и не объявила. Для характеристики истинного источника духовного вдохновения Иванова показательно обоснование его призыва отказаться от питания: "Бог Земли" призывал употреблять в пищу энергию. Подобные идеи также можно найти в книге известного индийского гуру Йогананды "Автобиография йога"45. Эту энергию Порфирий Иванов называл эфиром: "В воздухе, окружающем человека, находится пища, - это эфир, движущийся с воздухом и проникающий насквозь организм человека. В нем живое условие жизни"46. В оккультизме этот эфир имеет много названий: всеначальная энергия, психическая энергия47, индуисты называют ее прана48. Способ обретения этой энергии, рекомендованный Порфирием Ивановым, очень напоминает практику индийской пранаямы49, хотя сам "Бог Земли", судя по всему, об этом и не догадывался: "Вся сила во вдохе и выдохе, но никто этого не опознал. Чистый воздух, глубокий вдох и выдох - это самое мгновенное пробуждение центральной нервной системы"50. Откровенный магизм звучит и в следующих словах Порфирия Иванова: "С какой мыслью обольешься, то и получишь"51. Магизм низводит человека до уровня марионетки, лишая его свободы воли, делает его игрушкой демонических сил52.

Возможно, в записях Иванова читателю многое объяснит тот факт, что Порфирий Корнеевич двенадцать лет своей жизни провел в психиатрических больницах, где ему был поставлен диагноз шизофрения53. Ивановцы считают, что их учитель пребывал в больнице из-за непонимания окружающими, в том числе и врачами, его духовной высоты. Но так ли это в реальности? И были ли у психиатров реальные основания для того, чтобы признать Иванова психически больным человеком? Обратимся еще раз к наследию Иванова: "Человек человеком А природа природою Мне давали рекомендацию подстрытся я им их ние права не отбирал но что то уэтом какая та тайна лежала и не давала им руку приложит я думал это мой выиграш феврал меня заставил о закалки говорит моему никто ни нашелся чтобы противоположник стал учеловека в любого Всякого рода ест всои выводы к жизни. Мы не хочем этого как можно сказат и согласится сэтим великим для меня поступлением"54. По мнению автора, человек, написавший вышеприведенные строки, имел серьезные проблемы с психическим здоровьем. Вот другой пример, относящийся к описанию Ивановым его пребывания в больнице: "Боли нема здес режим да еще людской над людями лишбы за психовал рук на это дело улюдей фатит лишбы от этого дело терпел. Мамы спапою нету все люди чужие"55. Очень показательна, на наш взгляд, и уверенность Порфирия Иванова в своей способности "заглазно лазить" в чужой ум: "…мой ум может заглажно лазит для того чтобы его ум повернут насвою сторону…"56.

В заключение приведем легенду о бессмертии Порфирия Иванова, бытующую среди современных его последователей: "Иванов не умер. Все посвященные об этом знают. Его тело, по указанию тайной группы в ЦК, было перенесено в Кремль, где сотрудники биологического института, который обслуживает Мавзолей Ленина, тщательно сохранили и препарировали голову Иванова. Голова храниться в особом "имплозивном" сосуде, который, вместе с атомным чемоданчиком, передается каждому новому правителю России. Из этого сосуда Иванов объявляет свою волю кремлевским обитателям и они его слушаются. Порфирий Иванов - верховный и тайный предиктор России"57. Нельзя не пожалеть о том, что своих новообращенных ивановцы столь интересной информацией не балуют, очевидно догадываясь, к каким последствиям может привести предоставление неофиту подобных сведений об их движении. Что ж, надо признать, весьма благоразумная предосторожность.

В современной России движение ивановцев достаточно распространено, больше всего - среди людей, желающих любыми путями оздоровиться и ратующих за так называемое "возвращение к природе". Религиозная составляющая учения Порфирия Иванова чаще всего от начинающих ивановцев утаивается. Матерые ивановцы много говорят о здоровье, но далеко не каждому сообщают о божественных претензиях своего учителя. Однако будет справедливо, если человек, сочувствующий взглядам последователей Иванова, прежде чем окунется в омут их учения, более внимательно с ним познакомится. По мнению автора, Порфирий Корнеевич Иванов был психически больным человеком, находящимся под воздействием демонических сил. По крайней мере, с христианской точки зрения, всякий, кто объявляет себя Богом и претендует на роль Христа, в лучшем случае - психически болен, в худшем - одержим. В пользу предположения о демонической зависимости Иванова говорят и все сверхъестественные способности Порфирия Иванова, а также его заявления о том, что "природа", с которой он общался, учит воровству и убийству. На наш взгляд, обращаться за обретением здоровья к учению, созданному человеком, явно подверженным демонической одержимости, - не самое разумное занятие. Но, так или иначе, став ивановцем, христианин отвергает Христа, а значит, перестает быть членом Тела Христова, Церкви.

©Питанов В.Ю.

Начало статьи


Духовный опыт как источник истины
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6), или много ли путей, ведущих к Богу?
Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них "в душе"?


Литература
34 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.4.
35 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
36 Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 12.07.38). Новосибирск. Вико. 1993. С.317.
37 Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 421.
38 Живая этика. Знаки агни-йоги. 206.
39 "Туммо (тиб.), чанда (санскр.) - первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате "Шаданга-йога"; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Туммо проходит испытания: водой, во время которого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается количеством и радиусом растаявшего вокруг него снега. Е. Д. Огнева". См.: http://tibet.ru/encyclopedia/t/index.shtml#27
40 Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.67.
41 Брянчанинов Игнатий, еп. Т.I. СПб. 1865/ Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., Лепта. 2002. С. 37
42 Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.68.
43 Подр. см.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-742
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-745
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-750
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-755
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-757
44 См.: http://yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm
45 http://yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm
46 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.12.
47 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
48 Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.335.
49 Там же. С.336.
50 Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.12.
51 Там же. С.11.
52 См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-742
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-745
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-750
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-755
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-757
53 Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992.С.7.
54 Там же. С.44.
55 Там же. С.53.
57 http://udod.traditio.ru/ivanoff.htm


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (26.10.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 3072
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика