Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Последний великий праздник богослужебного года
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 22:17 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Последний великий праздник богослужебного года

Автор: протоиерей Борис Балашов

Первым великим двунадесятым праздником в новом церковном богослужебном году, который начинается 1 сентября по старому стилю, является Рождество Пресвятой Богородицы, а последним - Её Успение.

Пресвятая Дева Мария, давшая земную жизнь Своему Творцу - Сыну Божию, - на Самой Себе показала подлинный образец человеческой жизни, исполненной горячей веры и глубокой преданности воле Божией. Она вместе со Своим Божественным Сыном прошла путь от Благовещения - когда Сын Божий во чреве Пресвятой Девы стал Сыном человеческим - вплоть до Голгофы. По церковному Преданию, Она первой узнала о Воскресении Иисуса Христа. Она же присутствовала при Вознесении и вместе с апостолами приняла Дары Духа Святого в день Пятидесятницы. Участвуя в таинственно-благодатной жизни Церкви, соединяясь со Христом в Таинстве Святого Причащения, Богородица достигла в земной жизни вершины человеческой святости. Поэтому Её кончину христиане называют не смертью, а Успением, славным переходом к вечной жизни в Царстве Небесном.

В честь завершения земного пути Божией Матери Православная Церковь установила великий двунадесятый праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Он отмечается 28 августа по новому стилю, или 15 августа по старому.

Успению предшествует двухнедельный строгий пост - символ подвигов и трудов Богоматери на пути к достижению вершины человеческой святости.

В тропаре праздника воспевается: "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (перешла к вечной жизни. - Прим. авт.), Мати сущи Живота (являясь Матерью Жизни. - Прим. авт.), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".

При рождении Своего Сына Пресвятая Богоматерь сохранила девственное состояние, и до Рождества, и после Рождества являясь Девой. По-славянски Ее называют Приснодевой (слово "присно" означает "всегда").

В последние минуты Своей земной жизни, перед самой смертью на Кресте, Иисус Христос позаботился о Своей горячо любимой Матери: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 25-27).

Пресвятая Дева оставалась одна. Господь поручает Ее Своему любимому ученику Иоанну. С этого времени до Своего Успения, как свидетельствует церковное Предание, Она жила у апостола Иоанна. Он заботился о Ней, как нежно любящий сын.

Православная Церковь с первых веков своей жизни верила, что у Креста произошло усыновление Богородице не только апостола Иоанна, но и всех христиан. Поэтому верующие во Христа всегда относились и относятся к Ней, как к собственной любящей матери, Которой мы усыновились по вере через причащение Тела и Крови Христовых. Она стала нашей Матерью, а мы - Ее детьми.

Как во время земной жизни Пречистая Дева Мария заботилась об Иисусе Христе, так после Успения Она заботится о наших душах и молится о нас Богу, ведь христиане усыновлены Ей кровью Ее возлюбленного Сына.

В праздничном кондаке говорится: "В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную".

По-русски этот кондак можно перевести так: "Богородицу, неустающую в молитвах и дающую неизменную (непоколебимую. - Прим. ред.) надежду в ходатайствах (в просьбах Богу о нас. - Прим. ред.), гроб и смерть не удержали, потому что Вселившийся в Её вечнодевственную утробу переселил Её к жизни как Матерь Жизни (Матерь Творца мира Богочеловека Иисуса Христа. - Прим. ред.)".

Церковь постоянно воспевает Богородице: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…" Другими словами можно сказать, что Божия Матерь по святости Своей души без всякого сравнения превзошла высшие ангельские силы: херувимов и серафимов.

В конце земной жизни Богоматери Господь дал Ей радость услышать из уст апостолов, как в разных странах и народах возвещается вера в Ее Сына и как возрастает Церковь. Перед кончиной Богородицы апостолы чудесным образом были собраны в Иерусалиме и простились с Пречистой Девой.

Об этом в утренней стихире праздника поется: "При бессмертном Твоем успении, Богородица Матерь Жизни, облака апостолов на воздух поднимали и рассеянных по миру в одном месте поставили перед пречистым Твоим телом; и они, погребению предав его благоговейно, возглас Гавриила воспевая, взывали: "Радуйся, Благодатная Дева, Матерь, брака не познавшая, Господь с Тобою!" С ними моли Его как Сына Твоего и Бога нашего о спасении душ наших" (русский перевод).

Пречистая Матерь приготовилась к Своей кончине и мирно предала Свою бессмертную душу в руки Божественного Сына, Который с радостью принял ее в Свои объятия. По воле Божией Матери Ее похоронили в Гефсимании на Елеонской горе.

На третий день после кончины Пресвятой Богородицы прибыл апостол Фома, который очень скорбел, что не смог попрощаться с Матерью Иисуса Христа. Тогда ему решили дать возможность проститься с Ее мертвым телом. Когда пришли в Гефсиманию и открыли гробовую пещеру, Пречистого тела уже не было в гробнице. Господь воскресил Божию Матерь и переселил в Небесные обители. На месте, где лежало Ее тело, остались только погребальные пелены.

Вечером, когда апостолы собрались вместе, они услышали ангельское пение и увидели в облаках Богоматерь в окружении ангелов. "Радуйтесь, - сказала Пресвятая Дева, - ибо Я с вами во все дни". С тех пор Христова Церковь верует, что Пресвятая Богородица воскресла и с телом взята в мир Небесный. Поэтому и кончину Ее называем Успением: Она на короткое время уснула сном смерти, предала душу Своему Сыну и телесно воскресла для вечной жизни.

Первое чудо Христово на браке в Кане Галилейской было совершено по просьбе Пресвятой Девы. После смерти и Воскресения Спасителя первые христиане видели в Матери Господа свою верную и любящую мать. Доброй матери свойственно заботиться о своих детях и помогать им в трудностях. С первого века своей жизни Церковь верила, что любовь и молитвы Богородицы хранят и утешают всех чад Церкви на жизненном пути в Царство Небесное.

Протоиерей Борис Балашов
Фото: www.obraz.org



Успение Пресвятой Богородицы. Реставрация Феодоровской часовниУспение Пресвятой Богородицы. Телепрограмма
Автор: Ирина Филиппова
В этом выпуске телепрограммы "Дорога к храму", снятом год назад, речь пойдет о праздниках годового богослужебного круга, в том числе - Успении Пресвятой Богородицы. Кроме того, мы поговорим о том, как расписывалась Феодоровская часовня г. Клина, вспомним некоторые страницы ее истории.



Почему православные празднуют смерть?Почему православные празднуют смерть?
Автор: Диакон Иоанн Иванов
Пост нас готовит к радости. Но к какой радости мы готовимся, что празднуем? Разве можно праздновать смерть?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (28.08.2015) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1710
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика