Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Пришел час, прославь Сына Твоего"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 00:49 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Пришел час, прославь Сына Твоего"

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 7-ю по Пасхе.
Ин. 17:1–13

Сегодня мы слышали довольно сложный отрывок из Евангелия от Иоанна. Когда после Тайной Вечери Иисус Христос идёт в Гефсиманский сад, где позже будет арестован, а после – предан суду и казнен через распятие, Он вначале обращается к Своим ученикам, стараясь объяснить им, что и зачем Он совершает. Но Его последние слова обращены к Небесному Отцу. Эта молитва для человеческого ума непостижима, ведь она касается взаимоотношений Божиего Сына и Бога Отца. Мы сегодня слышали ту часть Первосвященнической молитвы Господа, где Он молится о своих учениках.

Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную (Ин. 17:1–2). О каком прославлении Сына Божиего можно говорить? Во-первых, Иисус Христос явил любовь к людям не только на словах, а в том, что жизнь Свою отдал за нас. Поэтому Крест Христов, Его страдания, смерть становятся прославлением любви Божьей к людям. Любви абсолютно не понятной для тех, кто не живёт одним сердцем с Церковью. И во-вторых, Своим Воскресением Иисус Христос побеждает смерть, всю силу греха, исцеляет в Себе греховную поврежденность человеческой природы, чтобы эту победу дать всем тем, кто Ему поверит. Не просто будет верить в существование Бога – такие «верующие» Его и распинали, – а поверит в Его Евангелие, в то, что Он открыл нам единственный путь в жизни, которым можно войти в Небесное Царство, потому что к Богу можно прийти только через Христа.

Да и Сын Твой прославит Тебя – в нашей земной жизни родителей прославляют дети, и очень важно то светлое и доброе, что мы сумели в них вложить. Чем же прославляет Иисус Христос Своего Небесного Отца? Своей любовью, Своим служением, в результате которого тысячи, миллионы людей последуют за Христом, станут учиться у Него и придут к Небесному Отцу.

Ты дал Ему власть над всякою плотью. Под плотью подразумевается не только тело. В первой главе Евангелия от Иоанна, например, говорится: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). То есть плоть – весь состав человека: и тело, и душа, и дух, и воля, и ум. Таким образом, над всякою плотью означает: «над каждым человеком и над всеми людьми». Это только кажется, что власть над людьми принадлежит политикам и олигархам. Миром управляет Бог! Да, мир искажен грехом, он идет не тем путем, каким бы следовало, живёт не так, как нужно, но Бог исправляет, перенаправляет, попускает или не попускает что-либо по Своей воле. Нам пути Господни неведомы. Бог имеет власть над всем миром, но не все люди понимают это, не все доверяют Ему. Но те, кто принимает Его волю, всегда были, есть и будут до скончания мира.

Иисус Христос, обращаясь в Отцу Небесному, говорит о том, что всем даст Он жизнь вечную.  Люди не уничтожатся. Человек не так устроен, чтобы исчезнуть бесследно: не уничтожима его душа, и тело воскреснет по Втором Пришествии Христовом, но не всякое существование есть жизнь. Если мы верим Богу, доверяем Ему, если мы – Его наследие, значит, мы живем для вечной жизни, а не для того, чтобы над нами холмик земли насыпали и поставили памятник. И более того: живём не для жизни вечной, которая начнется когда-то: мы призваны войти в неё уже здесь, в этой жизни!

Дальше самое трудное: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3). В чём же заключается жизнь вечная, и в каком смысле знают? По сути, и дьявол знает о существовании Бога, да и Библию знает лучше нас с вами. Но не о таком механическом знании идёт речь. «Знание» на языке Священного Писания означает нечто совсем иное. Читали мы, к примеру, чью-то биографию, но когда мы узнаём этого человека лично, дружим, работаем, живём одной семьей, мы будем воспринимать его несравненно глубже – изнутри.

Слово познание в Библии употребляется многократно. В Ветхом Завете встречаем: «Исаак познал Ревекку, и она родила сына». То есть познание – это органичное соединение двух в одно целое. Это не «знание о ком-то», а «знание кого-то». А если мы говорим о Боге, познание – глубокое органичное единение, сроднение человека со своим Первообразом. Жизнь вечная – сроднение со Христом, а через Него – и с Богом Отцом. Но сроднение живое – всем сердцем, всей душой, всеми мыслями – именно это и есть познание! А поскольку Бог вечен, Он Источник жизни, то, познавая Его, и мы приобщаемся к этой вечной жизни, которая начинается здесь, но раскроется во всей полноте в будущем мире, когда мы перейдём границы земного существования.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17:4–5). Прославил – то есть явил здесь, на земле любовь и силу Божью. Любовь – в своих словах и делах, своей жизни и Крестной Смерти, силу – в Воскресении и Вознесении. Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить, – Крестом и Воскресением совершил спасение человеческого рода и исцеление греховной поврежденности нашей человеческой природы – и духовной, и телесной, – чтобы эту победу даровать каждому, кто поверит Христу и пойдёт с Ним по жизни.

В словах: Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира, – мы соприкасаемся с той реальностью, которую постичь до конца никогда не сможем. Вспомним тропарь, который относится к богослужебным текстам Великой Субботы: Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Сын Божий был одновременно и на престоле, и во гробовой пещере, и в аду. Как? Но ведь Бог вездесущ, и, став Человеком, Он никогда Престола Божиего не покидал. А почему же тогда просит, чтобы Бог Отец Его прославил? Да потому что Иисус Христос просит о прославлении не Божественной, а Своей человеческой природы – такой же, которую имеем мы и которую Сын Божий воспринял от Девы Марии.

Это прославление человеческой природы совершится в Вознесении, когда Иисус Христос воссядет одесную Бога Отца. Одесную – то есть справа. Это символический образ, в основе которого лежит древний обычай, когда самого почетного гостя сажали по правую руку или царь сажал человека справа от себя, наделяя его такими же полномочиями и славой, какие имел сам. Поэтому человеческая природа прославлена, обожена во Христе. Он – наш брат по плоти, защитник и помощник, к Нему мы идём!

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое (Ин. 17:6). Открыть имя – значит объяснить людям, каков Бог, и показать путь к бессмертию. Христос это сделал, и, приобщаясь к Евангелию, жизни Спасителя, мы начинаем понимать путь жизни и следовать им, если верны Господу в любви и вере.

Которых Ты дал Мне – то есть тех, в чьём сердце Бог увидел готовность пойти за Христом, чтобы наследовать вечную жизнь. Таковы ученики Христовы во все времена! В своих сердцах они сохраняют Слово Христово – Его Евангелие, а это не всем удается.

Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня (Ин. 17:7–8). Слова, которые Сын Божий передал апостолам, мы приняли от них через Церковь и поняли, что это истина и жизнь, единственно верный путь. Все другие ведут в никуда!

Да, Господь властен над всеми, но особенно молит Бога Отца о них, Своих учениках: Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои (Ин. 17:9). А что же выше, лучше, радостнее, чем быть чадом Божьим?

И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них (Ин.17:10). Прославился потому, что ученики показали в себе самих любовь Божью, Его мудрость и славу. Как в зеркале, они явили в своем служении, жизни и смерти отражение Божественного совершенства и этим прославили Бога.

Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, – и апостолов, и всех нас, чтобы они были едины, как и мы (Ин. 17:11).  Подобно тому, как в семье все братья и сестры объединены через родителей, Церковь Христова объединяет нас. Господь един, и если мы Его дети – мы одна семья, братья и сестры, и так должно быть не только у Чаши Причастия, но и всегда в нашей жизни. Когда мы складываем пальцы для крестного знамения, соединение трёх пальцев означает единую Святую Троицу; так и мы должны быть едины во Христе.

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин.17:13).  Иисус Христос идёт на Крест! Удивительно: гонители и мучители с ожесточением гнали христиан две тысячи лет назад, в прошлом веке и продолжают делать это в наше время, а гонимые христиане имеют на сердце ни с чем не сравнимую радость! Это радость не от довольства собой и удовлетворенности жизнью, она имеет другую природу: Христос касается человеческих сердец и согревает их. Эту радость невозможно передать словами, потому что она не измеряется земными категориями. Но когда человек идёт по пути христианской жизни, в какой-то момент он её непременно ощущает, а потом это чувство будет возвращаться всё чаще, приоткрывая блаженство иного мира.

Почему люди не отказываются от Христа? Потому что понимают, что ту радость, которую они обретают в общении с Ним, ничто другое заменить не сможет. Лишить себя этой радости подобно самоубийству. Мы живём для того, чтобы жить вечно и обрести эту радость, о которой говорит Христос и которая будет согревать нас уже в этой земной жизни, а по её завершении раскроется во всей своей полноте! Аминь.

 


В неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
О сострадании

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (10.06.2022)
Просмотров: 68
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика