Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Святые князья Борис и Глеб
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 25.08.2019, 18:19 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Святые князья Борис и Глеб

Автор: протоиерей Борис Балашов


Святые князья Владимир, Борис и Глеб
 

Только что прозвучал отрывок из Послания к Римлянам святого апостола Павла, который по смыслу имеет отношение к тем святым, чью память сегодня празднуем. Многие из нас часто задаются вопросом: почему князьям Борису и Глебу Господь не дал в полной мере вкусить радостей земной жизни?

В своем Послании апостол Павел говорит: мы знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28). То есть тех, кто ответил на призыв Божий ко спасению, все жизненные обстоятельства, даже самые трудные и скорбные, ведут ко благу. Неужели трагедии, болезни, проблемы со здоровьем и даже смерть могут быть благом для человека? Если ограничиться рамками земной жизни, конечно, нет. Но поскольку наша жизнь земная направлена не к могиле, а к вечности и бессмертию, важно не только то, что мы в этой жизни успели сделать, а как, в каком состоянии подошли к итогу своей жизни, которая является не концом, а началом нового этапа нашего бытия.

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), – говорит далее апостол.

В нашем опыте земной жизни мы узнаем человека постепенно по его поступкам и делам. Но Бог живет не во времени, а в вечности, поэтому Он видит все события в иной перспективе, и людей, способных ответить на Его любовь, Он уже предузнал, увидел, какими они будут.

Господь открыл двери Вечного Царства для всех, но знает, что на Его любовь ответят далеко не все люди. А тех, кто ответит, Бог видит, и их Он предопределил быть подобными образу Сына Своего. Что это значит? Создатель сотворил человека по Своему образу и поставил перед ним цель стать подобным Богу, похожим на Бога, максимально приблизиться к Нему по своему духовому состоянию (см. Быт. 1:26).

Почему Христос был первородным? Во-первых, как Бог Он не имеет начала, а во-вторых, Христос через Крестную смерть и Воскресение в Себе Самом восстановил человеческую природу в ее райском состоянии с тем, чтобы после рождения Церкви в день Пятидесятницы, и люди могли восстановить свою искаженную прародительским грехом природу, принимая в себя семя этого обновленного человека, семя вечной жизни, соединяясь со Христом по действию благодати духовно и телесно. Конечно, выполнить эту задачу на 100% на земле невозможно, но святые этого максимально достигли.  Святой – человек отделенный от остального мира на служение Богу. Но мы все, каждый на своем месте, призваны к этому служению своей жизнью. Христос стал первородным между многими братиями то есть между нами.

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:30)

Оправдание мы обычно понимаем в юридическом смысле, но здесь не об этом речь идет. В православном понимании оправдание означает «приобщение к правде». Христос – путь и истина и жизнь (Ин. 14:6), Бог праведен, верен своим обещаниям, которые Он дал людям на заре человеческой истории. Поэтому через Него, в живом общении с Ним, и мы можем стать праведными.

Вспомним притчу о брачном пире, когда самые бедные люди, придя на торжественный обед, помывшись в бане, переоделись и сидят за праздничным столом чистые и нарядные. Эта чистая праздничная одежда не им принадлежит, Господь ее дал. Так и мы с вами можем приобщиться правды Христовой.

А почему апостол Павел говорит прославил? О какой славе здесь идет речь? Мы простые люди и многие из нас живут более чем скромно, но становясь родными Христу, соединяясь с Ним в таинстве Святого Причастия, мы становимся причастниками (участниками) Его славы. Отныне мы родные Богочеловеку по телу и по крови, а что может быть на свете выше этого родства, даже если эта слава не всем людям видна?

Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31)

Действительно, если с нами Бог, то какое принципиальное значение имеют все беды, неприятности? Если с нами Бог, наша земная жизнь ведет не к могиле, не к уничтожению, а к вечной радости, вечной жизни, где мы встретимся с теми, кто был нам в жизни дорог. Поэтому самое главное – сохранить это Божественное родство, эту живую связь со Христом.

А Бог Отец? Ведь он Сына Своего на смерть послал, для того чтобы дать нам жизнь, нас к Своей правде и жизни приобщить. И мы должны увидеть, почувствовать Его огромную и крепкую любовь к нам: если Он это делает, то неужели Он нам не дарует ту радость, которую приготовил, Свою любовь – даже здесь, на земле?

И хотя все мы грешные люди, Христос – наш Помощник и Ходатай перед Богом Отцом. А поэтому никто и ничто в этой жизни не может нас отлучить от любви Божией, если только мы сами этого не захотим. И пример святых страстотерпцев Бориса и Глеба это показывает. Ни козни, ни политические интриги, ни обман, ни даже насильственная смерть – ничто не может нас отлучить от этой любви. Да, их жестоко убили, их трупы были брошены, но ведь Святополк, став великим князем, впоследствии вынужден был бежать и погиб бесславно, а Господь даже тела Бориса и Глеба прославил, и впоследствии они стали первыми святыми Земли Русской.

Значит самое важное – стремиться и стараться ответить на любовь Христову, чтобы она стала главным богатством в нашей жизни. Тогда идти по земному пути будет легче и проще. А те жизненные обстоятельства, которые нам выпадают, для чего-то нужны и даны по промыслу Божию.

Если бы камень мог чувствовать, ему было бы больно, когда мастер, создавая скульптуру, отсекает от него лишнее. Но мы видим, что в результате его труда получается прекрасное произведение искусства. Что-то подобное происходит с нами в нашей жизни, когда Бог разными средствами старается сделать нас такими, чтобы мы могли войти в нескончаемую радость Небесного Царства.

Врач, когда лечит, может причинить нам боль, но это необходимо для успешного лечения, и благодаря этому мы постепенно выздоравливаем. Вот и Господь ведет нас по жизни так, чтобы мы стали духовно здоровыми и способными жить в вечности вместе с Ним! Аминь.

 

 


Не подниму руки на брата своего

Не щадя живота своего. Памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (07.08.2019)
Просмотров: 60
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика