Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 17.10.2018, 11:22 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора

Автор: священник Анатолий Трушин

 

 

«Я готов пострадать – даже умереть за имя Христово».
Священномученик Георгий (Извеков)

Священномученик протоиерей Георгий Извеков, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, убитый на Бутовском полигоне 27 ноября 1937 г., был известным в свое время музыкальным теоретиком, духовным и светским композитором. Помимо своих сочинений, Извеков, находясь в этнографических экспедициях от Географического общества, занимался собиранием народных песен не только деревенских глубин Российской Империи, но и стран ближнего зарубежья.

Разнообразие стилистических приемов, применявшихся протоиереем Георгием, свидетельствует о непрерывном поиске новых художественных средств для создания духовной музыки. Потребность пополнять церковный репертуар побуждала его, с одной стороны, к созданию нетрудных для исполнения хоровых образцов обиходного склада. С другой стороны, сознательно стремясь к обновлению музыкального языка церковных песнопений, Извеков оставил немало ярких и выразительных опусов, в которых нашли применение самые разнообразные средства хоровой и гармонической выразительности, соединявшие в себе опыт Московской и Петербургской школ «нового направления».

В имеющихся у нас источниках о музыкальном образовании протоиерея Георгия Извекова практически никаких сведений не сохранилось, но духовно-музыкальные опусы композитора – прямое свидетельство того, что отец Георгий был не просто знаком с музыкальной грамотой, но имел и прекрасное профессиональное образование. Его сочинения сочетают знание традиций русского церковного пения и западноевропейского контрапункта и гармонии1.

Приветствуя дебют Извекова в Петербурге в концерте хора под управлением Александра Андреевича Архангельского 18 марта 1907 г., Николай Иванович Компанейский писал: «Священник Извеков до посвящения своего жил за границей, где получил весьма основательное музыкальное образование, почему работы его не следует смешивать с переложениями наших батюшек и синодальных чиновников. Извеков – настоящий музыкально образованный композитор и сразу должен быть поставлен в ряд с Гречаниновым, Кастальским, Лисицыным и другими им подобными. Изложение его мысли контрапунктическое, а не гармоническое, причем замечается изящный музыкальный вкус, изобретательность и вдохновение. Пока в его работах заметно влияние Гречанинова и Кастальского». Однако поздний выход творческого наследия в свет (предвоенные годы – 1914 и годы безбожной власти) помешали действительно широкому распространению произведений протоиерея Георгия.

* * *

Георгий Яковлевич Извеков родился в Калуге в семье известного церковного общественного деятеля и кандидата богословия, окончившего Московскую духовную академию, – священника Иакова Федоровича Извекова. Роду Извековых, по имеющимся нам сведениям, приходился дальним родственником Святейший Патриарх Пимен (Извеков).

В 1888 г. окончив Калужское духовное училище по I разряду, а в 1894 г. – Калужскую духовную семинарию, Георгий Извеков был направлен для продолжения богословского образования в Киевскую духовную академию, которую успешно закончил в 1898 г. Совет академии рекомендовал его Учебному комитету Святейшего Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых иных предметов – в духовных училищах.

Однако в 1899 г. Георгий Яковлевич переехал в Прагу, где стал псаломщиком посольской церкви.

Профессиональным музыкантом в семье Извековых первым стал старший брат отца Георгия – Сергей Яковлевич Извеков. Он некоторое время преподавал теоретические предметы в Московской консерватории, опубликовал учебник и несколько духовных композиций2. Но, как мы можем увидеть, в 1900 г. уже и Георгий выпустил сборник «20 народных песен из собранных членами песенной экспедиции Русского географического общества для смешанного хора»3.

В 1902 г. Георгий Извеков женился на Софии Беляевой – старшей дочери ректора Вифанской семинарии протоиерея Андрея Беляева. 4 февраля 1903 г. у Извековых родилась дочь Ксения, около 1905 г. – сын Ростислав и приблизительно в 1908 г. – сын Игорь, погибший на войне.

7 марта 1905 г. композитор перешел преподавателем в Сумское духовное училище, но это назначение было вскоре отменено, так как уже в конце марта его направили псаломщиком в посольскую церковь в Гааге.

В феврале 1906 г. Георгий Извеков был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Санкт-Петербургского институтского храма св. блгв. князя Александра Невского.

21 февраля того же года он был назначен законоучителем в Петербургский Александровский женский институт и преподавателем гимназии, состоявшей под попечительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской4.

В 1910 г. священник Георгий был назначен преподавателем и регентом Регентского училища, учрежденного известным композитором Степаном Смоленским в Петербурге тремя годами ранее. В 1913 г. Извеков также числился учителем в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе.

В период с декабря 1913 г. и вплоть до середины 1916 г. отец Георгий являлся священником Берлинской посольской церкви в Германии. В то же время, с началом Первой мировой войны, он, по совместительству, служил священником и в санитарном поезде, а затем в госпитале. В 1917 г., вернувшись в Санкт-Петербург, за большие заслуги перед Русской Православной Церковью он был награжден камилавкой и наперсным крестом «от Святейшего Синода выдаваемым».

После октябрьской революции 1917 г. священник Георгий переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где пытается стать преподавателем в нескольких институтах. Но это дело выходило не совсем удачно, так как новая власть требовала снятия сана.

С 1921 по 1926 гг. Извеков служил в храме Донской иконы Божией Матери в Перловке (ныне микрорайон города Мытищи Московской области). Тогда же он был возведен в сан протоиерея. Закон об изъятии церковных ценностей советской властью на помощь голодающим вынудил в 1922 г. отца Георгия составить детальное описание имущества Донского храма и «список из 12 предметов, передаваемых уполномоченному Гохрана Петухову в помощь голодающим5», который хранится в ЦГАМО6.

В 1926 г. настоятелем храма стал Сергей Александрович Введенский. Однако отец Георгий продолжил активное участие в жизни Церкви.

Например, в протоколе собрания Церковной общины от 26 августа 1929 г. есть его подпись.

В 1925 г. в Ленинграде, а потом и в Москве было образовано Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). В его составе была хоровая секция, при которой потерявшие работу церковные регенты и композиторы могли получить финансовую поддержку.

2 марта 1926 г. Извеков подал заявление о принятии его в Драмсоюз, с приложением списка своих произведений. Его приняли, но уже в 1930 г. секция хоровых композиторов закрылась. После этого Извеков состоял во Всесоюзном управлении охраны авторских прав.

Первый раз протоиерей Георгий Извеков был арестован 14 апреля 1931 г. в Москве в числе многих священнослужителей по доносу некоего В. Сергеева, председателя поселкового «Союза безбожников» при клубе «Пролетарий» в селе Тайнинское. Агитация началась на заседании перловского поселкового Совета7 и продолжалась на педсоветах, на родительских собраниях, на собраниях учащихся школы №5 СЖД: «…церковь закрыть …попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа церковной общины Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района… моления всеми религиозными объединениями закрыть».

Заключённый в Бутырскую тюрьму, отец Георгий на следствии заявил: «Я ожидал своего ареста и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово. По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти (ожидание переворота, желание уничтожить евреев и т. д.) показания давать отказываюсь».

Композитор был осуждён особым совещанием при коллегии ОГПУ 30 апреля за «систематическую антисоветскую агитацию и деятельность, выражающуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказание помощи ссыльному духовенству» по статье 58–10 УК РСФСР. Приговорён к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Северный край. С мая 1931 г. ссылку отбывал в городе Котлас Архангельской области, затем, вплоть до 1933 г., в Великом Устюге Вологодской области и Усть-Сысольске Коми АССР.

Повторно протоиерей Георгий был арестован 2 ноября 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На единственном (судя по материалам дела) допросе 16 ноября, на вопрос «за что он был арестован несколькими годами ранее», протоиерей Георгий ответил: «Мне думается, что я был арестован только из-за того, что все священники уже отбывали наказание и дошла очередь пострадать мне – так я объяснял свой арест окружающим меня лицам.

Я отбывал наказание в г. Котлас, Устюг и Усть-Сысольске, куда был выслан на три года».

В ответ на это следователь заявил: «Вы говорите неправду, следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий советской власти». Протоиерей Георгий ответил: «Да, среди окружающих меня лиц я говорил, что в СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения – всё это нам послано в наказание за наши грехи…»

На вопрос, как же он все эти года существовал, Извеков отвечал: «Я получаю средства от переписки и корректирования нот, употребляемых при богослужениях в церквах, от сочинения духовных песен. <…> Кроме того, я как композитор сочиняю и обрабатываю духовные мелодии и светские песни, которые помещаются и в печати. Раньше я распространял обработанные мною духовные сочинения среди московского духовенства, а также принимал заказы и у приезжающих из других городов регентов. Последнее время духовные мелодии у меня берут только в Синод». На этом допрос был закончен и, ставя свою подпись под протоколом допроса, Извеков написал: «Записано с моих слов верно и мною прочитано».

23 ноября 1937 г. тройка при УНКВД СССР по Московской области осудила отца Георгия за «контрреволюционную фашистскую агитацию» по статье 58 пункту 10 УК РСФСР и приговорила к расстрелу. 27 ноября 1937 г. приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Погребен в общей безвестной могиле.

Священный Синод определением от 24 декабря 2004 г. причислил протоиерея Георгия Извекова к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Подавляющее большинство духовно-музыкальных сочинений священномученика Георгия Извекова принадлежат к так называемому «новому направлению» Московской школы. Ряд музыкальных сочинений, таких как «Херувимская песнь» Мотольская, «На реках Вавилонских», «Благообразный Иосиф», «Достойно есть» 8-ми гласов знаменного распева композитор всецело строит на принципах гармонизации Александра Кастальского. Другие же сочинения являются личным, самобытным поиском собственного музыкального стиля.

Многие сочинения священномученика написаны и в новой манере творчества духовных композиторов XX века, которым присуща усложненная гармония, драматизм и экспрессия.

Но все это сглаживается благородностью звучания и доступностью хорового исполнения песнопений Извекова.

Перу Извекова принадлежит и небольшая статья под названием «Новые задачи православной церковной музыки в России. Вниманию композиторов духовной музыки». В ней он обнаруживает живой интерес к новообразованиям в духовной музыке и высказывает свою позицию по отношению к ее развитию. Ратуя за необходимость поднятия русской духовной музыки на уровень западноевропейской классической, автор призывает «создавать православную музыку в высших формах оркестровых», подразумевая под оркестровой церковной музыкой «не музыку в тесном смысле церковную, для церковного богослужения, которая должна остаться пением a-cappella, но музыку и вне богослужебную, вне церкви». Извеков обосновывает свои соображения так же, как и его коллеги по церковно-певческому делу, важнейшей миссией духовной музыки в вопросе нравственно-религиозного воспитания общества. Призывая к соединению эстетического и религиозного начал, Извеков пишет: «Нужно бороться с растущим в обществе сектантством, индифферентизмом и неверием. Не словом церковным только, но и художественными средствами. Чтобы привлечь, нужно заинтересовать. Музыка в своих высших формах, подобно поэзии и художеству, должна прийти на помощь церкви».

В возможности исполнять духовные тексты вне стен церкви под инструментальное сопровождение Извеков видит раскрытие дополнительного художественно-нравственного потенциала духовной музыки, которая могла бы «удовлетворять передовую публику, ожидающую от русской церковной музыки репрезентации более высокой и художественной»: «Эстрада не отучит от церкви, а только глубже разъяснит смысл религиозных переживаний, не оттолкнет от церкви, но соединит с нею узами вечной музыкальной красоты, толкнув слушателя к еще более высоким переживаниям, чем эстетические, переживаниям религиозным, таинственным, благодатным».

Завершает свою статью протоиерей Георгий призывом: «Пробил час создавать внебогослужебную церковную музыку в широких оркестровых формах, на основании обиходных мелодий и на почве богослужебных текстов».

С таким пояснением: «…Для того чтобы церковные тексты православного богослужения, обрабатываемые в высших музыкальных формах… сохранили облик греко-восточного православия, необходимо поставить первою задачею таких композиций обработку обиходных мелодий, а затем уже самостоятельное творчество. По счастию, Русская Церковь владеет таким неисчерпаемым и богатым мелодическим материалом, как ни одна из христианских Церквей…»


1 Более подробное прояснение данного вопроса мы можем узнать из статьи Марины Рахмановой «Протоиерей Георгий Извеков: священномученик, композитор», опубликованной на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.ru: «Не так давно в Петербурге была издана очень интересная книга – «Русская семья. «Dans la tourmente dechainee…» Письма О.А.Толстой-Воейковой. 1927–1939» (СПб., 2009). В нескольких письмах 1927 г. там упоминается бывший регент Смольного института и духовный композитор Кондратий Волков, говорится также, что ранее он служил псаломщиком в Праге.
В результате разных разысканий выяснилось следующее.
Настоятелем пражского, а также – в теплый период года – карловарского православных храмов был с 1897 по 1914 гг. выдающийся священник – протоиерей Николай Рыжков, в числе прочего обладатель прекрасного певческого голоса, учившийся в консерватории. Из воспоминаний его дочери следует, что талантливый регент и композитор Кондратий Волков, служивший при отце Николае псаломщиком и регентом в обоих городах, был слушателем Пражской консерватории, а хор пражской церкви, составленный главным образом из хористов местного оперного театра, славился своим пением и даже давал изредка духовные концерты.
Именно в период служения отца Николая – возможно, до приезда Волкова в Прагу, с 1899 по 1904-й, – псаломщиком там был будущий священник Георгий Извеков. И наверняка он тоже не упустил возможности быть «слушателем Пражской консерватории»: его первые – и замечательные – духовные сочинения изданы за счет автора в Праге и, скорее всего, пражским же хором впервые и исполнены».

2 Эти песнопения были опубликованы в издательстве Юргенсона. Иногда их ошибочно приписываются отцу Георгию.

3 Сборник был за подписью «Юрий Извеков».

4 Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта [1 апреля] 1845 – 4 мая 1925) – член Российского императорского дома (с титулом «Императорское высочество»).

5 В итоге были изъяты только 12 предметов, представляющие ювелирную ценность: ковчег серебряный, вызолоченный, чаша, дискос, крест, звездица серебряная, вызолоченная, три лжицы, две тарелки, ковшик и ручка от копия серебряная.

6 В этой описи намеренно была занижена стоимость предметов для спасения самого храма от разорения: церковное облачение (рясы, фелонь, епитрахиль, подризники и пр.) указано как «ветошь, ценности не имеет»; церковные книги указаны как «старые, ценности не представляют».

7 Сохранился протокол от 20 января 1930 г.

 

Список использованной литературы:

  1. Артемова Е.Г. Духовно-музыкальное творчество свящ. Г.Я.Извекова. М., 2013.
  2. Бычков О.А. Георгий Яковлевич Извеков. http://www.pravenc.ru/text/164169.html (электронный ресурс).
  3. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998.
  4. Голубцов С., протод. Церковный композитор Г.Я. Извеков. https://rusk.ru/st.php?idar=800960 (электронный ресурс).
  5. Зверева С.Г. Кастальский А.Д. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
  6. Зубова Г.И., Крепак К.А., Рушинская Н.И., Семенов Г.С. Книга памяти жертв политических репрессий. Мытищинский муниципальный район Московской области. М.: Горная книга, 2009.
  7. Извеков Георгий Яковлевич. https://drevoinfo.ru/articles/12988.html (электронный ресурс).
  8. История Донского храма. Священномученик Георгий Извеков. http://iov75.livejournal.com/3723131.html (электронный ресурс).
  9. Левандо П.П. Проблемы хороведения. Лг., 1974.
  10. Рахманова М.П. Протоиерей Георгий Извеков: священномученик, композитор. http://www.pravoslavie.ru/77514.html (электронный ресурс).

 


 

Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: Священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.

 


 

Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (22.12.2017) | Автор: священник Анатолий Трушин
Просмотров: 355
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск






Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2018 Яндекс.Метрика