Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Трезвитесь, бодрствуйте...". Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 03.12.2024, 10:22 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

"Трезвитесь, бодрствуйте...". Часть 1

Автор: Борис Соколов

Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования.

Свт. Игнатий Брянчанинов


При встрече с любым новым или редким явлением всегда необходима благоразумная осторожность при его классификации, то есть при отнесении этого явления к уже известным типам событий, предметов, веществ.

Трезвитесь, бодрствуйте

Странные световые блики над соснами легко принять за какое-то загадочное явление

А здесь видно, что это всего лишь отсветы на стекле

Поспешное присвоение новым явлениям уже известных терминов и понятий может не только сузить возможности их изучения, но даже направить исследователя в ложном направлении.

Как свидетельствуют довольно многочисленные публикации [1, 2], уже второе десятилетие в разных районах России наблюдаются случаи появления на иконах, крестах и др. различного вида жидкостей. И в народе, и в публикациях эти случаи часто стали называться мироточением и трактоваться как чудеса, знамения и милость Божия.

Употреблять подобные понятия - означает безосновательно придавать этим событиям определенный смысл и свойства. Это, естественно, может вызвать как поклонение, так и недоумение, и страх, так как будет рассматриваться как предзнаменование, предупреждение о каких-то событиях. Однако должно опасаться поспешности в трактовке любых так называемых "чудесных" явлений [3].

Прежде всего надо понять, что можно называть истинными чудесами и знамениями, какими характерными особенностями они обладают.

Публикаций, посвященных обсуждению и объяснению этих понятий, довольно много. Среди них можно выделить труды богословов ХХ века: профессора Н. Фиолетова, А. Салтыкова, протоиерея В. Зеньковского, протопресвитера А. Шмемана [4], протоиерея С. Остроумова [5] и безымянную работу [6]. Наиболее всеобъемлющим и полным исследованием трудов святых отцов на эту тему, по-видимому, можно считать сочинение святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского, "О чудесах и знамениях" [3]. Им осмыслены и собраны воедино поучения святых Иоанна Златоустого, Исаака Сирского, Макария Великого и др. Эта работа выражает учение Святой Православной Церкви и является путеводной для ее чад в данных вопросах. Внимательный анализ трудов святых отцов и авторитетных ученых современности может помочь найти правильный подход ко всем необычным и новым явлениям как в настоящее время, так и в будущем.

Приведем некоторые выдержки из упомянутых работ.

Раскрывая христианское понимание чуда, Н. Фиолетов указывает, что в чудесах, наряду с так называемыми "законами природы", проявляется закономерность высшего порядка. То есть чудо не противоестественно, но сверхъестественно, поскольку оно лишь выходит за пределы данного, привычного людям плана бытия. "В чуде мы имеем прежде всего действие высшего начала бытия на низшие ступени его". В основе всех христианских чудес лежит дело спасения мира и человека, так как они направляют сознание и волю человека к этой высшей цели, что и отличает истинные чудеса от ложных [4].

"Нельзя считать чудом всякий необычный факт, это было бы недопустимым суеверием с точки зрения науки и величайшим соблазном с точки зрения религии". "Чудо усматривается там, где обнаруживает себя внутренняя духовная закономерность мира". Так утверждает А. Салтыков, духовный сын о. Сергия Мечева [4].

Профессор и протоиерей В. Зеньковский на примерах доказывает, что возможность и реальность чудес очевидны не только для верующих, но не противоречат и не могут быть отвергнуты при непредвзятом научном подходе к изучению природы и ее законов [4].

"А что если христианское чудо - это совсем не нарушение законов природы, что если оно - высшее, предельное исполнение этого закона, что между ним и этими пресловутыми "законами" нет противоречия?.." - спрашивает протопресвитер А. Шмеман. Ведь зачастую "сам закон природы открывается и воспринимается как какое-то необъяснимое в своей глубине чудо" [4].

Протоиерей Стефан Остроумов определяет чудо "как нравственно целесообразное действие Бога, проявляющееся в необычной для человеческого опыта форме причинной связи" [5]. "Причинность и закономерность представляют два понятия, друг другу совершенно чуждые и сопутствующие друг другу лишь на низших ступенях действительности. Поэтому, представляя чудо как событие совершенно иррегулярное, мы можем и должны его мыслить как событие, подчиненное закону причинности, как действие, имеющее своего творца или виновника", - цитирует протоиерей Стефан другого автора.

Исходя из анализа слова "чудеса", в Священном Писании в работе "Чудеса и знамения в Церкви Христовой" дается следующее определение чуда: "Чудо есть внешнее поразительное явление, имеющее свою истинную причину в сверхъестественном действии Божественного всемогущества и направленное к тому, чтобы содействовать людям в достижении высших религиозных целей" [6]. Эта направленность чуда к благу человека и является главным признаком истинности такого явления.

Второй характерной чертой истинного чуда является проявление в нем "Божественного величия и силы, а поэтому оно всегда должно быть особенно торжественно". Во всех чудесах Спасителя "лежит печать всемогущей и милосердной десницы Божией" [6]. "Чудо исполнено Божественной мудрости и благости" [3, с. 21].

"Третий признак истинного чуда… есть то, что чудесное явление не может быть вполне объяснено действием естественных сил и законов природы".

"Наконец, последним признаком чуда должна быть его достоверность как действительного внешнего факта или исторического события". "Православная Церковь Христова всегда требовала самых достоверных свидетельств о чуде, прежде чем признавала его за истинное… и только после тщательного обследования выносила свое решение" [6].

В работах философов и богословов подчеркивается, что чудо может являться исполнением законов высшего порядка по сравнению с привычными законами бытия. Об одном из таких законов говорится в Евангелиях. Так, когда по слову Спасителя засохла бесплодная смоковница, Он объяснил удивленным ученикам: Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21-22). И еще: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18).

Фактически Христос прямо сформулировал и проиллюстрировал закон, который, по-видимому, следует называть Законом веры. Когда Его ученики не смогли исцелить бесноватого, то Он указал им на их маловерие (см. Мф. 17, 16-20). Именно вера, пока ее имел Петр, позволила ему идти по воде ко Христу (см. Мф. 14, 29-31). Эту веру имели апостолы, которые исцеляли, оживляли, убеждали, обличали, подвергались мучениям и казням и своей верой создали Церковь Христову.

С общечеловеческой точки зрения такие явления, совершаемые при определенном психическом состоянии человека, представляются как чудо. Но можно ли считать чудом то, что дано Богом как закономерность, как реальность в созданном Им мире? Тот факт, что вера дает возможность людям воздействовать на окружающий мир и других людей, является таким же непреложным законом Божиим, как, например, всемирный закон тяготения и др. Скорее, чудом можно считать наличие у человека той самой с горчичное зерно (Мф. 17, 20) веры. Конечно, не психическими усилиями самих людей совершались эти чудеса, ведь Господь сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). "Отец творит через Сына Духом Святым", - разъясняют нам святые отцы.

Вышеприведенные высказывания и заключения священников и богословов отвечали, естественно, на вопросы и сомнения их современников. Но основой и опорой для осмысления истинных чудес и знамений для всех христианских богословов, несомненно, являются труды отцов Церкви. Поскольку не всякое видимое чудо можно назвать истинным, то есть от Бога, то возможность различать эти явления было важно и во времена отцов Церкви и в последующие времена. Для нас это в особенности важно, так как, по свидетельству святых отцов, уже достаточно давно были "отъяты знамения, как окончившие свое служение", о чем свидетельствовал еще Иоанн Златоуст [3, с. 29], [5].

"Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены этими чудесами" [3, с. 49]. "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24). "Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления, немедленно примут их, по слепоте своей, признают и исповедают действие сатаны величайшим проявлением силы Божией…" [3, с. 11].

Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает, что истинные чудеса (чудеса Христовы) "…были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнений или недоумений, чудо ли это, или только представление чуда, не было места" [3, с. 16].

"В помощь слову Божию даны Божии чудеса" [3, с. 19]. "…Духовное значение чудес Христовых, - эти чудеса были только дарами временными. В точном смысле это были знамения" [3, с. 28]. "Человеку даны были знамения в нем самом, не где-либо вне…" "Если и совершены некоторые чудеса посреди вещества, то совершены для удовлетворения человеков" [3, с. 20-21]. Знамения давались язычникам, как ясные и сильные доказательства истинности веры, о которой им проповедовали. "Знамения свидетельствовали о силе и значении слова". Здесь следует подчеркнуть, что знамения всегда делались конкретными личностями (и еще будут сделаны антихристом) для конкретных людей. "О последних временах святые отцы предсказали, что тогда знаменосных мужей не будет", - разъясняет святитель Нифонт, патриарх Константинопольский [3, с. 29].

Так что же такое чудо? В повседневной жизни под этим обычно понимаются события, которые нас удивляют, поражают своей необычностью, невероятностью. Причиной же удивления может быть и простое непонимание происходящего, хотя оно вполне объяснимо или естественно, но мы этого не знаем. Истинное же чудо - это явление, совершаемое по воле Божией конкретной личностью, нарушающее привычные людям законы бытия и всегда направленное к благу мира и человека.

Из Священного Писания следует, что истинные чудеса могут быть двух видов (и это необходимо подчеркнуть!), а именно: чудеса, сотворенные ради удовлетворения насущных потребностей людей и чудеса-знамения. К чудесам первого вида относятся, например, превращение воды в вино в Кане Галилейской (см. Ин. 2, 1-10); насыщение 5000 и 4000 человек нескольким хлебами и рыбками (см. Мф. 14, 14-20; 15, 32-38); исцеление прокаженного (см. Мф. 8, 2-3). Знамение же - это чудо, которое подтверждает слово Божие, Его заветы или пророчества. Например, обещание Бога Ною с сыновьями, что не будет на земле больше потопа, подтверждено таким чудом-знамением: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею (Быт. 9, 13). Примеры чудес-знамений есть у пророка Исайи. Например, укорочение тени для царя Езекии во время его болезни (Ис. 38, 7-8) и др. Таким же чудом является исцеление Господом слепорожденного, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 1-7). Следовательно, знамение имеет более глубокий смысл и содержание, чем само событие, даже чудесное.

Времена ветхозаветных пророчеств и знамений закончились, когда произошло давно и страстно ожидаемое всем человечеством спасение мира искупительной жертвой Самого Бога, в тот миг, когда Спаситель на кресте произнес: Совершилось! И, преклонив главу, предал дух (Ин. 19, 30).

Чудеса, касающиеся отдельных людей, происходили и происходят постоянно, даже если не все это осознают, и очень многие из них записаны и опубликованы. Знамения, которые происходят с давних времен и до настоящего времени, напоминают и подтверждают народам мира обещание Спасителя: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Это, например, - схождение Благодатного огня в Великую Субботу и появление облака на горе Фавор в день Преображения Господня.

Новые же знамения, то есть свидетельства об истинности христианства, к настоящему времени, по-видимому, должны прекратиться [3, с. 29, 48], поскольку апостолы оставили людям Новый Завет, который, как Слово Божие, не нуждается в знамениях. Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16), и с течением времени "знаменосных мужей" становилось все меньше. "Наконец они иссякли окончательно" [3, с. 48].

Евангелие предупреждает, что перед концом света и явлением человечеству Сына Божия восстанут лжехристы и лжепророки с их лжечудесами и лжезнамениями, которые приведут в затруднение всех людей. Ведь дар чудотворения не обязательно свидетельствует о святости и верности Богу. Недаром Иисус Христос говорил: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22-23).

Попробуем обобщить вышеизложенное и перечислить характерные признаки истинных чудес и знамений.

1. Чудеса никогда не бывают анонимными, безымянными, их творят только конкретные личности [3], [5]. Чудотворцами могут быть и разные люди, ибо "не только православные святые, но и грешники, и еретики, и неверные сотворяли знамения и пророчествовали… Дух Святый действует в них, хотя они недостойны и скверны, по заслугам святых. Бывает, что являются знамения и пророчества и через грешных и неверных по особому промыслу Божию", - говорит преподобный Никон Черногорец [6, с. 73].

2. Чудеса творятся для конкретных людей, то есть всегда адресно, и имеют определенную цель, направленную на спасение мира и человека [3, с. 28, 29, 48], [4].

3. Чудеса и знамения должны быть совершенно понятны тем, для кого они сотворены [3, с. 16, 28].

4. Знамения не могут быть просто эффектным пустым зрелищным явлением, в них должны проявляться Божественное величие, всемогущество и милосердие [3, с. 17, 21], [4], [6].

5. Знамения, как доказательства возможного спасения, давались человеку в нем самом, не где-либо вне. Чудеса же с веществами были изредка совершены Господом, но только для удовлетворения потребностей людей [3, с. 20, 21].

6. Знамения давались не верующим, но неверующим, как доказательства веры, которую они принимали [3, с. 30]. Для верующих же предназначены пророчества (1 Кор. 14, 22).

7. В настоящее время Слово Божие проповедуется по всей земле. Оно есть высшее знамение и поэтому "соделывает пособие от вещественных знамений ненужным" [3, с. 22, 31].

8. Истинные чудеса могут быть совершены лишь в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Там же, где ее нет, даже Господь "не мог совершить... никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их" (Мк. 6, 5). Когда же ученики Иисуса не могли совершить чуда, то Он указывал им на их маловерие (Мф. 17, 19-20).

9. Чудо не может быть полностью объяснимо действием естественных сил и законов природы [6]. Поэтому при исследовании чудес необходим тщательный, беспристрастный и квалифицированный подход к каждому конкретному случаю [5].

10. И, конечно, факт какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны [6]. Установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания возможно большего числа свидетелей, определить насколько точны и непротиворечивы описания и детали явления, а в некоторых случаях необходимо, чтобы факт чуда повторился несколько раз.

Продолжение статьи

Из книги "И чудесами он обольщает живущих на земле"

Использованная литература
1. Глас тихий. "Паломникъ". М., 2000.
2. Искушения наших дней. "Даниловский благовестник". М., 2003.
3. О чудесах и знамениях. Из сочинений еп. Игнатия (Брянчанинова). Ярославль, 1870.
4. Чудо. Богословский взгляд и личный опыт. Составил священник Михаил Шполянский. "Отчий дом". М., 2003.
5. Прот. Стефан Остроумов. Мысли о чудесах. Киев, 2004 (По изданию "Христианская жизнь". Киев, 1916).
6. Чудеса и знамения в Церкви Христовой. "Отчий дом". М., 2001. (По изданию "Голос Церкви". 1916).
7. Дорога к старцу. "Благовещение". СПб., 2004.
8. Архим. Лазарь. Ангелу Лаодикийской церкви. Издание Сретенского монастыря. 1999.

Фото: Арсений Сютков

О церковности чудес. Мироточение
О достоверности чудес


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (24.02.2011) | Автор: Борис Соколов
Просмотров: 2126
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz