Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Радуга надежды
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 17:44 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

Радуга надежды

Автор: Антонина Лазорцева

По данным экспертов ООН люди с ограниченными возможностями составляют в среднем 10% населения планеты. В России процентное соотношение инвалидов и относительно здоровых людей растет с каждым годом, причем пятая часть из них имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. Более 300 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами, треть из них моложе 40 лет. Такова статистика.

В современном мире представление о равенстве в правах приводит к движению за равенство в правах и в отношении инвалидов. Люди с ограниченными возможностями должны иметь реальную возможность активной интеграции в общество. Необходимо, чтобы для них стали максимально доступными объекты административно-хозяйственного назначения, культуры, образования. Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, процесс реабилитации не ограничивается оказанием только медицинской помощи, а включает широкий круг мер от элементарной до узко специализированной реабилитации. В Российской Федерации с 1995 года действует закон «О социальной защите инвалидов», в котором государственная политика в отношении инвалидов впервые определяется не только как медицинская помощь, но и как обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации своих основных прав и свобод. В Московской области уделяется большое внимание проблемам инвалидов. Об этом говорит тот факт, что в регионе функционирует значительное количество учреждений социального обслуживания, непосредственно занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями.

На протяжении последних 10 лет количество детей-инвалидов в Клину и Клинском районе составляет в среднем 450-500 человек. Преобладают нарушения развития интеллектуальной сферы, психические отклонения и патология опорно-двигательного аппарата; значительное место занимают патологии анализаторов и бронхо-лёгочной системы.

И с каждым годом все актуальнее проблема адаптации, полноценной социализации этих людей.

Клинский реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями был создан в 1995 году как одно из первых учреждений подобного профиля в Московской области. За прошедший период накоплен большой опыт по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Клинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Радуга

Как правило, ребёнок с ограниченными возможностями имеет сложную сочетанную патологию, что требует комплексного подхода к составлению индивидуальной программы реабилитации. Значительное место в ней отводится профилактике дисгармоничных отношений ребёнка и его семьи с социумом. Социальные проблемы порождаются проблемами внутриличностными. Ребёнок с ограниченными возможностями, как правило, плохо приспособлен к жизни. Семья же зачастую не стремится самостоятельно найти способы решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без приложения собственных сил. Многие родители сами непроизвольно ограничивают мир ребёнка, чрезмерно опекая, создают тепличные условия, тем самым изначально направляя его путь формирования зависимого поведения и развития иждивенческой позиции по отношению к себе и окружающему миру. Поэтому задача специалистов учреждения – помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач, на основе которого, в конечном итоге, формируется осознанный выбор способов жизни и, как следствие, социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Для Клинского района крайне остро стоит проблема преодоления последствий детского церебрального паралича. По сравнению с другими районами Московской области количество детей с данным видом патологии примерно в два раза больше, чем в среднем по региону. В настоящее время специалистами учреждения выявлено 92 ребёнка с ДЦП. Из них у 20 – крайне тяжёлая форма с множественными нарушениями развития. Как правило, именно в этих семьях складывается непростая социальная ситуация. К ним периодически выезжает бригада специалистов в составе врача-невролога, массажиста, логопеда, социального педагога и оказывается помощь на дому.

Остальные дети и их семьи проходят курсы комплексной реабилитации на базе учреждения. Следует отметить, что именно в детской реабилитологии огромное место отводится эффективному взаимодействию с семьёй. Именно на раскрытии реабилитационного потенциала семьи строится работа по всем направлениям коррекционного воздействия, и в том числе по социальной адаптации ребёнка с проблемами в развитии.

Специфика детской инвалидности значительно отличается от взрослой тем, что ребёнку с ограниченными возможностями ещё только предстоит освоить окружающий мир, приноравливаясь к особенностям той или иной патологии. Часто первые жизненные впечатления они получают опосредованно, не имея физической возможности активно осваивать пространство, получать новые впечатления. Все это крайне негативно сказывается на развитии психоэмоциональной сферы ребёнка. Люди, ставшие инвалидами в зрелом возрасте, нуждаются в других подходах к разработке программы реабилитации, не последним звеном которой является опора на уже имеющийся жизненный опыт в здоровом состоянии.

Технологии реабилитационного воздействия на взрослого человека и на ребёнка тоже несколько отличаются. Поэтому в своей работе специалисты центра «Радуга» активно используют и разрабатывают социальные технологии расширения реабилитационного пространства личности, семьи, учреждения, региона. В стадии разработки находится и реабилитационная карта Клина и Клинского района, в перспективе – разработка реабилитационной карты Подмосковья. Все это помогает создавать базу для информационного обеспечения реабилитационного процесса, а также выводит на новый содержательный уровень оказание социально-диспетчерских услуг семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Ежедневно в учреждении обслуживается более 100 человек: 54 ребёнка в отделении дневного пребывания, 50-60 на базе блока комплексной реабилитации. Из 236 детей, прошедших через отделение дневного пребывания за 13 лет, 95 % обучаются в общеобразовательных школах. 46 % из них посещают учреждения дополнительного образования. А с момента открытия блока комплексной реабилитации в 1998 году появилась возможность оказывать широкий спектр социальных услуг и детям с тяжёлой патологией опорно-двигательного аппарата. В настоящее время на базе учреждения разработана и внедрена четырехступенчатая модель оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед российским обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры и традиций семейного воспитания, нарушение биологически и социально обусловленных внутрисемейных связей, играющих огромную роль в нормальном процессе социализации каждого ребенка и обеспечивающих адекватность его включения в окружающий социум. А для ребёнка с ограниченными возможностями стабильная обстановка в семье является основополагающим фактором достижения максимально возможного результата и полного раскрытия реабилитационного потенциала.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта (т. е. в трансмиссии культуры), иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения.

Из многолетнего опыта работы специалисты учреждения сделали следующие выводы:

- любое реабилитационное воздействие должно быть направлено на семью в целом и начинаться с установления конструктивных взаимоотношений с родителями (законными представителями) ребёнка;

- необходимо изначально ориентировать семью на расширение социальных взаимодействий, не допуская ухода в свои проблемы и сознательной изоляции, а также создавать благоприятные условия для реализации индивидуальной программы социальной адаптации; - профилактику социального иждивенчества и инфантилизма следует начинать как можно раньше, давая ребёнку навык автономного поведения в той или иной ситуации с учётом особенностей его патологии;

- развитие духовно-нравственного потенциала личности ребёнка является важнейшим приоритетом вне зависимости от особенностей его физического и психического развития;

- культурно-историческое наследие нашего народа дает неисчерпаемый материал для решения как воспитательных, так и коррекционных задач через использование регионального компонента в расширении реабилитационного пространства ребёнка и его семьи.

Социальная реабилитация, включающая комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление способностей человека к жизнедеятельности в социальной среде, – одна из приоритетных, хотя и наиболее трудных задач социальной помощи. Как технология она предполагает совокупность методов, направленных на восстановление социального статуса и успешную адаптацию человека в социуме.

Непрерывное увеличение числа детей с ограниченными возможностями превращает социальную реабилитацию в одну из насущных проблем современного общества. Откликаясь на потребности государства, родителей и детей, расширяя спектр познавательной и практической деятельности, коллектив центра «Радуга» ищет новые пути расширения реабилитационного пространства для более плодотворных условий интенсивной социализации, формирующейся личности. Один из таких путей - использование новых методик и технологий, которые охватывают не только традиционные сферы коррекционно-педагогической работы, но и широкий круг социально значимой практической деятельности, в том числе учитывающей региональный компонент. Необходимость включения родителей в процесс ознакомления с социальным окружением безусловна, так как тесная связь с семьей намного повышает эффективность работы. Приступая к реализации программы, мы ознакомили родителей с планом работы по данной теме, установили преемственную связь между семьей и центром. Подсказали, какие примеры они смогут взять на вооружение для воспитания у детей ощущения благополучия, уверенности в себе, моральной устойчивости, т.е. тех качеств, которые лежат в основе формирования гражданственности.

В практику работы с семьей мы активно вводим нетрадиционные формы, когда в неформальной обстановке, за «круглым столом», родители делятся опытом семейного воспитания, знакомятся с традициями и укладом жизни в других семьях. На заседания семейного клуба были вынесены такие темы: «Ознакомление детей с родным краем», «Традиции национального воспитания в русской семье»; проведены консультации «Как ребенок воспринимает социальный мир», «Всей семьей идем в музей»; семинары-практикумы: «Генеалогическое древо семьи», «Как организовать экскурсию выходного дня»; мастер-класс по тестопластике, психологические тренинги с элементами народной педагогики. Заинтересованные родители посещали педагогические гостиные, где для обсуждения выносились вопросы актуальности ознакомления с историей страны, города, народного искусства. Мы уверены, что деятельность коллектива центра поможет зажечь в детях искорку любви и интереса к социальной жизни, истории, культуре, природе не только родного города, но и России, позволит нам, взрослым, воспитать патриотов, ибо как говорил В.А.Сухомлинский: «Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
Антонина Анатольевна Лазорцева.

В дальнейшем мы планируем познакомить вас с рекомендациями специалистов Клинского реабилитационного центра «Радуга», которые будут очень актуальны для многих семей.

Фото: Антонина Лазорцева

Мальчик с лишней хромосомой
Задание, которое нам дано
Как быть, если ребенок растет болезненным?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: Admin (18.06.2010) | Автор: Антонина Лазорцева
Просмотров: 4178
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика