Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Рецепция концепции алтарной преграды
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.09.2017, 20:41 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Рецепция концепции алтарной преграды

Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ

Эта графическая реконструкция алтаря раннехристианской трехнефной базилики на холме Царевец в Великом Тырнове, начало VІ в. (автор реконструкции Н. Ангелов) послужила прототипом для новой алтарной преграды в Федоровском соборе Санкт Петербурга.

Реконструкция, сделанная карандашиком «на коленке», абсолютно условно, без особого старания. И вот, пожалуйста – точное повторение идеи, даже условно-приблизительные формы кивория воспроизведены в точности.

 

Вот что значит магия авторитетов! Попробуем проследить цепочку логических связей – начнем с главного авторитетного эксперта по древнерусскому и византийскому искусству – В.Н. Лазарева.
На его книгах выросли все поколения современных искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, и это обосновано. Лучше пока никто не написал.
А главное – Лазарев не страдал «прискорбной тягой к богословию», столь распространенной среди современных искусствоведов, поскольку издавался для советского читателя.

Именно В.Н. Лазарев опубликовал реконструкции раннехристианских алтарных преград, с подписью «реконструкции Орландоса», которые теперь кочуют по изданиям и сетевым блогам.
Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне ложились на теоретические выкладки еще одного авторитета – академика Императорской Академии наук Е.Е. Голубинского.
Голубинский утверждал: «Алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов (о чем несколько ниже) вовсе не было» (с.174).
И далее – «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр., и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами вместе с самими иудеями не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева».

«Первоначально в иконостасах икон не было» – повторяют как мантру все искусствоведы и любители иконописи.
А то, что иконоборчество изначально сосуществовало в древнеримском обществе наряду с иконопочитанием (которое тоже имело самое что ни на есть раннее происхождение как продолжение культа манов, чьи портретные изображения хранились в особых шкафах в каждом доме, как пишет Плиний) – это как-то упускается из виду.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная Орландосом, стала хрестоматийной.

Хотя на этой реконструкции нет не только икон, но и самого Престола. В полукруглой апсиде – «сценический подиум». Справа - две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка ограды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа:

 

Кто же был А. Орландос, что его схематично-условные картинки стали азбукой для всех последующих реконструкций в материале? Русская wiki о нем не знает. Анастасиос Орландос – крупный греческий чиновник от археологии, потомственный, что называется «из хорошей семьи». С 1951 по 1979 (до самой смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Асоциацию христианских археологов. Был директором Византийского музея Афин.

 

Разумеется, он имел возможность влиять, решать и определять. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, он был человеком своей эпохи, и тоже мог ошибаться. Именно его концепция легла в основу всей деятельности археологов в 50-70 х гг. ХХ века (а это, стоит помнить, - эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греки, конечно, православные, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – немцы, англичане, американцы и иже с ними католики и протестанты. А. Орландос осуществлял научную фиксацию и транслировал открытия в свой сегмент влияния. Чтобы проследить эту цепочку «рукопожатий» не надо «стоять со свечкой» за спиной действующих лиц – все и так очевидно. Сейчас рецепция этой концепции добралась и до наших вновь строящихся алтарей...

 


Церковь святого Никиты близ Скопье
Автор: Екатерина Шеко
Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.

 


 

Борьба с пережитками
Автор: Екатерина Шеко
Борьба с пережитками традиционализма в Католической Церкви Франции ведется образцово-показательно. Разработаны специальные методики для "переубеждения" особо упертых и несговорчивых любителей историзма. Православная Церковь, активно изучающая новейший опыт западных конфессий, должна быть готовой к развитию подобного сценария (так, на всякий случай…).

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (13.03.2017)
Просмотров: 323
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика