Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Шамбала под следствием. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 14.12.2024, 03:48 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Шамбала под следствием. Часть 2

Автор: Виталий Питанов

Виталий Питанов о шамбале

Виталий Питанов

В буддизме Шамбала - это полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно размещают к северу от Индии. Впервые о Шамбале упоминается в Калачакра-тантре. Слово "Калачакра" в переводе с санскрита означает круг (круговорот) времени25. Как пишет профессор Александр Берзин26, "согласно традиции, Будда учил Калачакра-тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией, и они сберегли эти учения в своей стране"27. Первым учеником Будды, получившим посвящение в Калачакру, был Сучандра, царь Шамбалы (интересно отметить, что в тибетском буддизме Далай-ламы считаются перевоплощениями одного из царей Шамбалы). И далее цари Шамбалы передавали учение Калачакры по линии преемственности друг другу. Согласно Калачакра-тантре, население Шамбалы исповедовало индуизм, в то время как ее правители стали буддистами. Через шесть поколений после Сучандры очередной царь Шамбалы, Манджушри-яшаса, стремясь сплотить свой народ перед угрозой возможного вторжения, решил обратить его из индуизма в буддизм. Что и осуществил. Сейчас, судя по всему, в Шамбале, если она существует, практикуют Ваджраяну28, так как Шамбала - это главное место сохранения изначального учения Калачакра-тантры. Согласно тексту Калачакра-тантры о Шамбале, при двадцать пятом ее царе Кулика Рудра-чакрине (Калкин), произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, противниками буддизма. Александр Берзин пишет: "Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда анти-духовные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой… Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах"29. Говоря о Калки в буддизме, хочется отметить, что в Калачакра-тантре образ Калки переосмыслен по сравнению с его индуистским вариантом, где Калки является десятым аватарой Вишну30. Согласно Калачакра-тантре, имя Калки (или Калкин) будет носить двадцать пятый царь Шамбалы. Впрочем, часто всех царей Шамбалы называют Калки, в то время как в индуизме Калки один! Но именно двадцать пятый царь Шамбалы вступит в шамбалинскую войну, возглавив силы света, против сил зла, и именно его чаще всего именуют Калки в буддизме. Как пишет профессор Берзин: "С целью объединить свой народ, царь Манджушри-яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепции и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки (выделено нами. - В.П.)"31. Говоря об индуистском понимании Калки, Берзин продолжает: "Калки - это десятое и завершающее перерождение аватара индуистского бога Вишну, который придет в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно никогда в действительности не называлось этим именем"32. Нужно заметить что события, описанные в Калачакра-тантре (шамбалинская война, победа Калкина, тысячелетний золотой век), повествует о событиях относительно близких для нас. После победы Шамбалы будет достаточно длительный период расцвета, но он не будет вечным, и со временем опять начнётся упадок. После упадка вновь будет период подъёма, во время которого придёт следующий Будда - Майтрейя. Когда Будда-Майтрейя придет? Буддисты считают, что он, по всей видимости, придет много позже двадцать пятого царя Шамбалы - Калки. Ибо новые Будды, согласно буддийским взглядам, приходят только тогда, когда учение, открытое предыдущим Буддой, приходит в упадок. При двадцать пятом царе Шамбалы учение, напротив, будет в расцвете, т.к. после шамбалинской войны на целую эпоху наступит золотой век.

Среди буддистов распространены представления о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации нирваны33, и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, поэтому в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и "путеводители" в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных буддистов нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности - об особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Профессор Александр Берзин пишет: "Мастера медитации написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр34 и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, - прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры - не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и во всей остальной Махаяне35, или "обширной колеснице" буддийских практик, - обретение Пробуждения здесь и сейчас ради блага всех"36. Где же географически, согласно буддийским представлениям, Шамбала находится? Как продолжает профессор Берзин: "…как различные цели требуют различных описаний Вселенной, тот же принцип верен и относительно Шамбалы. Для объяснения подсчетов длины самого короткого дня в году Шамбала является областью горы Кайлаш. Для объяснения исторических циклов вторжений она - Северный Афганистан. Ради духовных целей она - состояние сознания, которое может быть достигнуто только путем интенсивной медитативной практики. Шамбала, таким образом, - это просто название, даваемое различным местам, относящимся к конкретным нуждам. В абсолютном же смысле Шамбала не может быть обнаружена"37. Что можно сказать, подытоживая представление буддистов о Шамбале? Для буддиста Шамбала - это не столько место, сколько состояние психики, достигаемое через практику Калачакры. Калачакра-тантра была дана Буддой Шакьямуни 2800 лет тому назад. Сравнивая Калки буддизма с Калки аватарой индуизма, мы можем видеть, что они разные. Буддисты позаимствовали образ Калки аватара из индуизма, наполнив его другим содержанием. Это видно хотя бы из того факта, что в индуизме Калки один, а в буддизме этим именем можно называть всех царей Шамбалы. Хотя чаще всего этим именем называют двадцать пятого царя Шамбалы, который в 2424 г. будет отражать нашествие варваров на буддистов. Буддисты не отождествляют Будду-Майтрейю и Калки, это видно из того, что сроки их прихода в буддизме разные. Майтрейя придет намного позже Калки, а учитывая, что Калки должен жить в двадцать пятом веке от Р.Х., это пришествие осуществится очень не скоро.

Оккультисты очень активно заимствуют образы из традиционных религий. Само по себе это не плохо, такие заимствования присутствуют фактически во всех религиозных учениях, а плохо то, что они свое понимание этих образов адресуют традиционным религиям. А это уже является, по сути, обманом. Например, оккультисты имеют право своего мессию называть любым именем, но не имеют право утверждать, что их мессия является тем же, которого ждут буддисты или христиане. Оккультисты очень любят находить то общее, что есть в их учениях с традиционными религиями, но почему-то не хотят замечать те отличия, которые там так же присутствуют. С этими отличиями мы сейчас и ознакомимся.

Так чем же буддийское учение о Шамбале принципиально отличается от своего оккультного собрата? Елена Рерих в своих письмах утверждала, что "…буддисты верят, … Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы - Единая Индивидуальность"38. Просвещенные буддисты верят, что Майтрейя в настоящее время находится на небесах Тушита39, а не в Шамбале. И как выше уже говорилось, буддисты также не считают, что Калки и Майтрейя - это одна и та же индивидуальность. Придя, Калки, согласно представлениям индуизма, станет правителем, правителем он будет и в буддизме. Майтрейя же, по учению буддистов, придет в образе простого монаха, но отнюдь не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы учить.

Теперь относительно сроков Армагеддона. Шамбалинская война, которую ожидают буддисты, по их пророчествам произойдет в 2424 году. Если же мы обратимся к трудам Рерихов, то сможем узнать что они "войну со злом" - Армагеддон, уже завершили в промежутке с 1931 по 1949 гг.40, что, на взгляд автора, произошло чуть раньше, чем должна произойти "шамбалинская война" буддистов! Относительно спекуляций на "белом коне", можно сказать следующее: в буддизме Майтрейя не изображается верхом на белом коне, есть изображения, где Майтрейя стоит или сидит, иногда - в позе лотоса. Но изображений Майтрейи, сидящего на белом коне, во всяком случае, из числа наиболее популярных, нет. Связано это с тем, что ваханом (ездовым животным) Майтрейи является Гаруда. Гаруда - это царь птиц. Гаруда в буддийской мифологии - это огромная птица, вечно враждующая со змеями. К тому же агни-йогу и теософию, как того, может быть, хотелось бы оккультистам, в Шамбале не практикуют, скорее Ваджраяну, которая их аналогом не является. Автор не буддолог, поэтому рекомендует желающим сравнивать оккультные фантазии рериховцев и теософов с буддизмом обратиться к трудам по буддологии41. Из личного общения с профессиональными буддологами (которые были не просто буддологами, но и сами были буддистами) автор статьи узнал, что они агни-йогу и теософию не считают совместимой с буддизмом и не рекомендуют труды Рерихов тем, кто хочет узнать традиционный буддизм! Процесс поиска физической Шамбалы различными западными оккультистами у буддистов вызывает иронию: "…поиск Шамбалы как "духовной Шангрилы" на этой планете - довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не менее процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха"42.

Как выше уже отмечалось, буддисты с Шамбалой связывают учение Калачакры. Высказывалась по поводу Калачакры и Елена Рерих: "Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) - есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Но, в действительности, Учение это есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвертого круга Земли"43. Разбирать утверждение, что во всех философских учениях Индии вкраплена Калачакра, бессмысленно, так как многие философские системы в Индии противоречат друг другу, но это отдельный предмет для изучения, и всех желающих этим заняться автор отсылает к специализированной литературе по индуизму, кому интересно - пусть сравнивает44. Заявление Елены Рерих, что якобы Калачакра была дана "на заре сознательной эволюции человечества", также оставим на ее совести. Буддисты считают, что Калачакру впервые дал Будда Шакьямуни, как один из множества методов для достижения живыми существами состояния Будды. Профессор Александр Берзин, разбирая претензии теософов, пишет: "В другом тексте (текстах) она (Блаватская Е.П. - В.П.) писала, что, когда Лемурия затонула, часть ее населения выжила в Атлантиде, а часть избранных переселилась на священный остров "Шамбала" в пустыне Гоби. Однако ни в литературе о Калачакре, ни в Вишну-Пуранах нет ни единого упоминания об Атлантиде, Лемурии, Майтрейи или Сосиоше. Однако последователи Блаватской продолжали ассоциировать Шамбалу с ними"45. Так что, как мы можем видеть, оккультисты напрасно пытаются найти подтверждение своих доктрин в буддизме. Это можно сделать только при одном условии: если не замечать имеющиеся различия между буддистским и оккультным учениями, и тем самым вводить людей в заблуждение, проводя аналогии, которых в реальности нет! Из сравнительного анализа буддистской и оккультной доктрин по рассматриваемым нами вопросам можно сделать вывод, что буддийское представление о Шамбале не соответствует его оккультному варианту, по крайней мере, буддисты не считают что Калки - это Майтрейя, и что Армагеддон (Шамбалинская война) был в XX веке. Да и Калачакра-тантру профессиональные буддологи не считают разновидностью агни-йоги и теософии. Представления оккультистов о местоположении Шамбалы также не имеют ничего общего не только с буддизмом (буддисты чаще всего земным символом Шамбалы называют гору Кайлас), но и с индуизмом, который утверждает, что Шамбала находится в Индии46.

©Питанов В.Ю.

Шамбала под следствием. Часть 1

Окончание статьи

Литература
25 См.: Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
26 Александр Берзин родился в 1944 г. в Нью-Джерси США и в 1972 г. получил степень Доктора философии на факультетах дальневосточных языков и санскритологии и индологии Гарвардского университета со специализацией "тибетские исследования". С 1969 по 1998г., без малого тридцать лет, он провёл в Индии, в местечке Дхармасала, практикуя Дхарму и обучаясь у самых выдающихся мастеров всех четырёх традиций тибетского буддизма. Его учителем в буддизме был Ценшаб Серкхонг Ринпоче, партнёр-наставник по философским дебатам и один из учителей Его Святейшества Далай-ламы XIV. Александр Берзин выступал в роли личного секретаря и переводчика своего учителя в течение девяти лет, сопровождая его в нескольких мировых турне. Он неоднократно выступал и в роли личного переводчика Его Святейшества Далай-ламы XIV. Один из основателей Бюро переводов Тибетской библиотеки трудов и архивов в Дхармасале, профессор А.Берзин - автор целого ряда книг и статей о тибетском буддизме. С 1983г., путешествуя по миру, он читал лекции и давал учения по практике и теории буддийского учения в дхарма-центрах и университетах более чем семидесяти стран мира. См.: Избранные труды по буддизму и тибетологии. М., Открытый мир. 2006.
27 См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
28 О Ваджраяне см.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.
29 См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
30 См.: Питанов В.Ю. Был ли Иисус Христос аватарой? http://apologet.orthodox.ru/
31 См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
32 См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
33 "Само слово "нирвана" восходит к санскритскому корню "нир" со значением "угасание", "затухание" (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают … влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание… Нирвана - не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия". См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000. С. 27.
34 Мантра - это "текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные". См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 262.
35 Одно из направлений в буддизме. См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.
36 См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
37 См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/
38 Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.2. С. 163. Письмо от 19.03.36.
39 Что такое "Тушита"? Учение Будды описывает шесть сфер обитания живых существ в нашем материальном мире. Три из них (боги, полубоги и люди) относятся к высшим сферам существования и три (ад, голодные духи и животные) - к низшим. Каждый из этих миров может быть поделен на несколько частей по каким-то признакам. Например, человечество поделило себя на три большие группы: развитые государства, развивающиеся страны и страны третьего мира. Так и мир богов делится на шесть частей. Одна из этих частей на санскрите называется Тушита. Тушита - это Чистая земля, мир, где воплощаются бодхисаттвы. http://www.tushita.ru/
40 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru/
41 Например, см.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.
42 См.: Избранные труды по буддизму и тибетологии. М., Открытый Мир. 2006. Часть 2.С.81.
43 Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.2. С.432. Письмо от 05.03.35.
44 См.: Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 тт. М., Миф.1993.
45 Берзин А. Ошибочные зарубежные мифы о Шамбале. http://www.berzinarchives.com/kalachakra/mistaken_foreign_myths_shambhala.html
46 См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. http://www.kalachakra.ru/


Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 2


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (07.09.2011) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 2238
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz