Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Спасение
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 25.04.2024, 20:11 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Спасение

Автор-составитель: епископ Гурий (Егоров) (†1965)


Патриарх Сергий (Страгородский)
 

Спасение есть избавление человека от греха, проклятия и смерти. Это общепринятое определение понимается по-разному в зависимости от того, что будет признано в спасении наиболее важным и существенным.

Себялюбец поставит на первом месте последствия греха для благополучия человека, то есть смерть, страдания и пр. Спасение он понимает как избавление от страдания, причиненного грехом. Почему грех ведет к смерти? Он объясняет тем, что Бог прогневан и потому наказывает. Поэтому и спасение он понимает только как перемену гнева Божия на милость, что совершается в Божественном сознании и не касается души человека. Посему и следствие оправдания — освящение — должно зависеть от Божественного решения. Отсюда — учение о сверхъестественном превращении, которым, по взглядам протестантов и католиков, уничтожается в оправданном человеке грех.

Для человеческого сознания должно быть неприемлемым такое помимовольное превращение. Но, увы, все внимание греховного человека устремлено к тому, чтобы не страдать, чтобы получить безбедную жизнь. К тому же труда над собой ради святости он не понимает и боится, добра он не любит, жертвовать любезным ему грехом ему тяжело и неприятно. Вполне в его интересах, если, без всяких усилий с его стороны, без неприятного напряжения и борьбы с собою, его вдруг сделают любящим добро, исполняющим волю Божию, получающим за это блаженство.

Для православного же сознания грех сам по себе, помимо всяких гибельных последствий, составляет величайшее зло. Именно грех и является «злом в собственном смысле». Страдания и даже телесная смерть — «зло только мнимое, имеющее силу добра» (св. Василий Великий).
Страшна смерть внутренняя, скрывающаяся внутри, в сердце. В понятии спасения православный христианин «а первое место поставит освобождение от греха в самом себе, избавление же от мук и страданий примет в качестве простого следствия. Истинный христианин предпочел бы иметь страдания, но быть святым, праведным, чем иметь вечное блаженство, но пребывать в грехе. Ибо для христианина цель жизни — не личное счастье, не самоуслаждение, а святость ради Святого Господа; и злом будет не отсутствие личного счастья, не страдание, а отсутствие святости, греховная враждебность по отношению к Богу и Его святому царству, «вражда против Бога» (Римл. VIII, 7).

Сущность спасения, по православному учению, состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которою побеждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей.

Способ нашего спасения, каким он совершается, — не внешний, не внешне-судебный, не магический, а внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией. Человеку предстоит совершать свое опасение, ибо без собственных усилий никто спастись не может. «Нельзя быть добрым по необходимости», говорит Златоуст. Благодать, хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно при свободном устремлении человека к добру.

С точки зрения этого православного учения о сущности и способе нашего спасения, никак нельзя согласиться с каким-то невменением греха, каким-то провозглашением человека праведным «пронунциацией», о которой говорят протестанты.

По протестантскому учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека, все время не мог простить того оскорбления, какое человек нанес ему грехом. Потом вдруг, видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более своим врагом, хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно.

Здесь все построено на оскорбленном самолюбии, — раз успокоено оно, тогда и грех, прежде осуждавшийся и подвергнутый проклятию, теряет свою греховность.

Не так учит Православная Церковь.

Можно ли представить, чтобы Бог враждовал против человека за его грех, чтобы Бог не мог примириться с человеком, хотя бы этот последний всей душой жаждал Бога и молил об общении с Ним?

Златоуст говорит: «Не Бог враждует против нас но мы – против Него. Бог никогда не враждует»(Толк. на 2Кор., Бес. XI). Бог всегда стремится к человеку, всегда влечет его к себе, но человек не всегда повинуется призванию Божию. В этом случае человек погибает, но причина его погибели – не гнев Божий, не нежелание Бога простить человеку, а сам человек, избирающий худое. Но, не мирясь с грехом, любовь Божия всегда готова принять возвращающегося. «Я милостив, – говорит Господь устами пророка Иеремии, - признай только вину твою» (Иер.III, 12-13).

Конечно, совершенное остается совершенным; бывших грехов позабыть человеку нельзя (вспомним слезы апостола Петра). Но если человек будет считать свои грехи непроницаемой стеной между ним и Богом, то это будет смертный грех, отчаяние.

Сознание прежних грехов только учит человека понимать милость и всепрощающую любовь Божию, а не возбуждает в нем ужаса перед гневом Божиим.

Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека. Сумма греховных действий составляет некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем. Таинственно-свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и греховное прошлое теряет над ним свою принудительную силу, становится чуждым для человека, зачеркивается в жизни человека, лишь бы только он искренно и окончательно порвал с этим прошлым связь. Из купели крещения выходит новый человек, с благодатным желанием более Бога не покидать, но творить Его волю.

Грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания, и относится к тому прошлому, которое не имеет ничего общего с настоящим человека. За прошлое Бог не гневается, не высчитывает его человеку. Так как в настоящем человек освободился от греха и потому нет того, что отчуждает его от Бога, то и грех действительно прощен человеку, человек «примирен и воссоединен с Церковью» (Чинопоследование исповеди). Но прощение дается только тому, кто скорбит о совершенном грехе и покается в нем, то есть решит вперед не грешить, обещается Богу, тогда он и прощается. В меру его покаяния благодать освобождает его от греха.

Освобождаясь от грехов в крещении, человек делается участником в праведности Христовой.

Протестанты учат, что, так как в человеке нет ничего, за что следовало бы воздать награду в вечной жизни, то Бог вменяет ему заслугу перед Правосудием Божественным, какую совершил Иисус Христос. Основанием этого вменения служит то, что Бог видит со стороны человека желание присвоить эту заслугу себе. Таким образом, заслуга Иисуса Христа только внешне вменяется нам, служит только независимой от нас платой за наши грехи. Это вменение нам заслуг Христовых имеет внешний, судебный характер.

По православному учению, человек при своем обращении к Богу не на словах только, а на самом деле очищается от греха. Человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится во внутреннем, теснейшем единении со Христом, как связан виноградный побег с виноградной лозой (Иоанн.XV,1–6). Пребывать во Христе, в единении с Ним — значит пребывать верным Его учению, исполнять Его заповеди (Иоанн.XV,10). Это единение, с одной стороны, дает человеку силы, укрепляет его решимость соблюдать волю Христа, а с другой, требует и от него усердия. Будет он ревновать о подобии Христу, Небесный Виноградарь не отсечет его от вечной жизни. Потеряет он ревность о Христе, тогда потеряет и помощь Божию, а потом и подобие Христово, засохнет, а конец этого оскудения есть погибель вечная. «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о нас: ибо Сам Отец любит вас» (почему же? Ради ли Моей заслуги, как такой? Нет). «Потому что вы возлюбили Меня, и уверовали, что Я исшел от Бога» (Иоанн.XVI,26–27).

Что же значит возлюбить Христа? Возлюбить Христа может только тот, кто считает Христа своим учителем и примером, кто любит добро и ради закона Божия готов пожертвовать всем. Такой человек есть истинный слуга Христов, он и будет там, где Христос прославленный, его и почтит Отец Небесный (Иоанн. XII, 26). А не любящий Христа не соблюдает слов Его (Иоанн. XIV, 24) и потому не может быть участником в Христовой славе. Заслуга Христа его не касается.

Итак, христианин, получив благодать - в таинствах крещения и покаяния, определился к добру. Но привычная стихия греха остается в человеке в качестве искушающего начала и находит себе более или менее сочувствия в природе человека. Поэтому при невнимании со стороны приявшего таинство, умерщвленная вражда против Бога и Его святого царства может вновь ожить в человеке. Недостаточно возненавидеть греховную жизнь и отречься от нее, необходимо с корнем вырвать малейшие остатки ее, необходимо претворить принятую благодать в жизнь. В этом смысле можно говорить, что благодать крещения может быть увеличена или уменьшена. Необходим продолжительный подвиг постепенного очищения и дальнейшего совершенствования; конец же этого совершенствования есть Богоподобие или святое общение с Богом, то есть вечная жизнь.

Итак, сущность спасения — в освобождении от греха, что дается в крещении, продолжается после крещения в течении всей жизни при содействии благодати через подвиг и заканчивается, если человек подготовил себя, вступлением в небесное царство света, истины и любви!

Из книги «Патриарх Сергий и его духовное наследство», издание Московской Патриархии, 1947. С. 114-118
 

Другие главы из книги:

Патриарх Сергий как богослов

Правовое мировоззрение

Вечная жизнь

Возмездие


«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (05.08.2019)
Просмотров: 782
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика