Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Страницы истории. Епископ Клинский Гавриил
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 21.09.2021, 00:09 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Страницы истории. Епископ Клинский Гавриил

Автор: игумен Тихон (Полянский)

После революции в Клину, как и по России в целом, начались репрессии, с особенной яростью обрушившиеся на Церковь. Церковный корабль среди бушующих волн вел Святейший Патриарх Тихон, который первым среди новомучеников и исповедников Российских стал почитаться на Клинской земле1. В начале 20-х гг. Патриарх на случай ареста или даже гибели правящего архиерея в каждой епархии благословил поставление викарных епископов, даже в тех городах, где их раньше не было. Так появилась архиерейская кафедра в подмосковном Клину. 7 ноября 1921 г. во Епископа Клинского был рукоположен архимандрит Иннокентий (Летяев). В 1922 г. епископ Иннокентий примкнул к обновленцам. Некоторое время обновленцы пытались сохранить видимость своей принадлежности к канонической церковной власти, поэтому какое-то время поминали в Троицком соборе г. Клина Патриарха Тихона2. "Обновленцы создавали как бы иллюзию сохранения церковной жизни там, где ее уже не было"3. Епископ Иннокентий в 1923 г. принес покаяние, после чего служил на различных кафедрах, а с 1936 г. находился в заключении, где и скончался.

В сентябре 1923 г. Патриархом Тихоном во епископа Клинского был рукоположен иеромонах Гавриил (в миру - Всеволод Витальевич Красновский). О его непростой судьбе сегодня мы расскажем подробно.

Всеволод родился в семье московского протоиерея 29 сентября 1885 г. Как и большинство детей представителей духовного сословия того времени, он получил церковное среднее и высшее образование, окончив в 1899 г. Заиконоспасское духовное училище и в 1905 г. Московскую Духовную семинарию. Однако на путь священного служения в молодом возрасте он не встал: Россию потрясла Русско-японская война и первая революция, сложные течения возникали и внутри церковной ограды. Возможно поэтому, стремясь разобраться в происходящих в государственном организме процессах, Всеволод поступил на юридический факультет Московского университета, который успешно закончил в 1911 г. Получив гражданский чин коллежского секретаря, Всеволод стал служить в отделении контроля Ведомства учреждений императрицы Марии в Москве и был причислен к Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии.

В марте 1916 г. Всеволод был призван в армию, и как человек образованный, был направлен для подготовки к офицерскому званию в Александровское военное училище. В октябре после присвоения чина подпоручика (соответствует нынешнему лейтенанту), он отправился на Румынский фронт.

События на данном театре военных действий складывались в те дни драматически. Дело в том, что в августе 1916 г. Румыния после долгих колебаний выступила на помощь Антанте, объявив войну Германии и Австро-Венгрии. Однако очень быстро новоиспеченная горе-союзница стала сама нуждаться в защите и помощи: Румыния потеряла треть армии и почти всю территорию до Молдовы. Русскому командованию пришлось создать новый фронт, растянувшись диспозиции русских войск еще на несколько сотен километров. Во время происходивших здесь тяжелых боев подпоручик Всеволод Красновский получил ранение и контузию, и в феврале 1917 г. был отправлен в Москву4.

После установления советской власти, большевики осознали катастрофическую нехватку специалистов для функционирования государственного аппарата. Поэтому на какое-то время они решили привлечь так называемых "буржуазных спецов" - представителей старой государственной машины - для налаживания госаппарата. Среди них оказался и Всеволод Красновский, с апреля 1918 г. он почти год работал по хорошо освоенной специальности - в Наркомате Госконтроля РСФСР. С октября 1919 г. он снова оказался в армии в должности командира взвода в школе старших инструкторов Тячевской артбригады РККА, в 1920 - мае 1921 г. был старшим делопроизводителем строевого отделения Главного управления военно-учебных заведений.

Однако вроде бы начинающая складываться карьера в органах Соввласти не привлекала Всеволода, поскольку потребовала бы отречения от веры и своего происхождения. Возможно, он до какой-то поры искренне старался помочь новым хозяевам России преодолеть последствия развала и разрухи, полагая, что временная жестокость связана с суровыми условиями Мировой и Гражданской войны. Но в какой-то момент Всеволод понял, что большевики всерьез намерены сломать не только старый строй, но весь духовный уклад России, и не пожелал быть соучастником распинания родной страны (не исключено, что такая позиция позже заставит его придерживаться крайнего отказа от любого признания советской власти). Он возвращается в Москву, чтобы начать служить в гонимой Церкви.

В августе 1921 г. Всеволод принимает сан священника от известного подвижника, богослова епископа Иллариона (Троицкого). Два года он прослужит вместе со своим отцом, прежде чем в 1923 г. принял монашество с именем Гавриил. 16 сентября 1923 г. он был рукоположен в епископа Клинского, викария Московской епархии, хиротонию возглавлял Патриарх Тихон.

Первый арест еп. Гавриила произошел 10 декабря 1924 г. по обвинению в антисоветской агитации и распространении слухов о гонениях власти на Церковь. Несколько месяцев владыка провел под следствием в Бутырской тюрьме. Несмотря на все усилия, дело сфабриковать не удалось, и 18 мая 1925 г. оно было прекращено с формулировкой: "так как следствием вышеозначенное преступление не подтвердилось".

Епископ Гавриил стал архиереем в то время, когда власть всячески пыталась разгромить каноническое управление Русской Церкви. Арестовывались и расстреливались священнослужители, чинились препятствия даже для церковно-административных связей внутри Церкви. Зачастую священноначалие оповещало о важных событиях лишь тех клириков, с которыми могло хотя бы как-то связаться. Так, 10 декабря 1925 г. был арестован Патриарший Местоблюститель Митрополит Петр (Полянский). 14 декабря 1925 г. с посланием к епископу Клинскому Гавриилу обратился Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский), объявивший о своем вступлении в управление высшей церковной властью в качестве назначенного митрополитом Петром заместителя Патриаршего Местоблюстителя5.

Разумеется, фигура еп. Гавриила по этому поводу не могла остаться без очередного внимания советских властей. Он был повторно арестован прямо на Рождество 1926 г. с обвинением в том, что "группировал вокруг себя реакционный элемент церковников в контрреволюционных целях". 12 мая его освободили под подписку о невыезде, а 8 октября 1926 г. дело прекращено, однако последовала высылка в Топловский монастырь под г. Феодосия в Крыму.

Разгром церковного управления большевиками достиг к тому времени своего апогея. Архиереи находились либо в тюрьмах и ссылках, либо не могли вступить на те кафедры, на которые назначались. Тот факт, что еп. Гавриил с февраля 1926 по апрель 1927 г. временно управлял Московской патриаршей областью и возглавлял Совет викариев, также находясь под следствием, в тюрьме и ссылке, наглядно иллюстрирует этот факт.

В декабре 1927 г. еп. Гавриил вернулся в Москву, откуда сразу же был выслан в с. Заречье Владимирской области. С февраля 1928 г. вновь находился в Крыму (в Феодосии, затем в Бахчисарае). Примерно в эти же годы он отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).

25 апреля 1932 года Гавриил арестован по делу "Московского филиала Истинно православной церкви", этапирован в Москву. 7 июля 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей. Наказание отбывал на Соловках.

С 1935 г. проживал в г. Старый Крым, с ноября 1936 г.- в г. Геническе Херсонской области и служил тайно.

9 апреля 1941 г. арестован по обвинению в сокрытии от органов советской власти сана епископа, участии в контрреволюционной церковной организации, хранении "антисоветской" литературы и рукописей, ведении контрреволюционной пропаганды "с использованием религиозных предрассудков масс". Виновным себя не признал. Из тюрьмы г. Мелитополя 30 июня переведен в тюрьму г. Запорожья. Приговорен к расстрелу запорожским областным судом.

Иг. Тихон (Полянский)
Фото: ru.wikipedia.org

Ссылки
1 Примечательно, что будущий Патриарх родился в погосте Клин Торопецкого уезда, а в 1992 г. уже в подмосковном Клину был освящен первый в Русской Православной Церкви храм в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
2 См.: Поспеловский Д. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 80.
3 См.: Прот. Георгий Митрофанов. История русской православной Церкви. 1900 - 1927. СПб., 2002. С. 326.
4 Интересно отметить, что на этом же фронте воевали будущий казачий атаман Г.М. Семенов, будущий советский писатель В.Катаев, будущий фельдмаршал Финляндии Карл Маннергейм.
5 См.: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917 - 1997 // История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997. С. 139.



Новомученики и исповедники КлинскиеНовомученики и исповедники Клинские
Автор: игумен Тихон (Полянский)
Среди многих уголков великой России теперь прославлена исповедниками веры и Клинская земля. Сейчас далеко не обо всех ее подвижниках можно рассказать подробно. Составление канонических житий святых, сбор воспоминаний и свидетельств - дело ближайшего будущего. Пока же известия скупы и отрывочны, в материалах к канонизации новомучеников обычно публикуются краткие биографические досье, основанные на документах следственного дела. Порой трудно бывает отыскать даже фотографии, имеется только тюремное фото, сделанное перед расстрелом. Сами протоколы допроса далеко не всегда отражают подлинные слова святых мучеников, поскольку преследовалась задача "подверстать под статью" показания арестованных.



Новомученики и исповедники РоссийскиеПодвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства
Автор: Священник Александр Мазырин
И, пожалуй, самые мрачные события произошли в России 75 лет назад, ставшие в 1937 году апофеозом нового ига, когда предержащая власть обрушила на свой народ жесточайший террор, подобного которому не было в отечественной истории. Одних только расстрелянных по приговорам, согласно статистике НКВД, в период "Большого террора" 1937-1938 годов было около 700 тысяч человек. Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом в Год Российской истории - год торжества по поводу наших великих побед?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (29.09.2014) | Автор: Bгумен Тихон (Полянский)
Просмотров: 1578
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика